Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звуковое «маскирование»




Инерционность человеческого слухового восприятия является причиной так называемого звукового “маскирования”. Дело в том, что имеет место не только замедленная фиксация факта возникшего звукового колебания, но и разная продолжительность реакции на него. Одно из ценных свойств нервной системы человека - его память, по действию имеет некоторую аналогию с работой компьютера. Есть память “короткая” (оперативная, RAM) и память “длинная” (хранение информации на компьютерном диске). Так вот наличие “короткой”, инерционной по своей сути, звуковой памяти у человека, заставляет ее лучше (продолжительнее!) помнить более громкие звуки, чем более тихие, а также - более протяженные, чем более короткие (их проще распознать и зафиксировать).

 

Наличие такой инерционности в “слуховой” памяти требует активно использовать этот факт в звуковом монтаже для кино и видео. Например, для монтажеров и звукорежиссеров общеизвестно, что нужно заносить “вперед” на 2-3 кадра (по отношению к изображению) начало звуковых фактур, чтобы зритель осознал их, как возникающие синхронно с соответствующим изображением. “Контрастное вписывание” при перезаписи, о котором мы будем подробно говорить позднее, организуется как раз перед началом громкого звука, или немедленно после его окончания, с тем, чтобы зритель просто не заметил его технической стороны.

 

Также очень известен прием, когда из соображений “маскирования” дефектов фонограммы (технической зашумленности, например) вводится дополнительный, отвлекающий звук, под которым конкретный вид дефекта перестает быть заметным, и так далее.

 

Раздел 2: Компоненты звукового ряда, их спектральные,

амплитудные и гармонические особенности.

Речь.

 

Итак, мы уже отмечали выше, что речь является наиболее важным компонентом звукового ряда, используемым в профессиональной звукозаписи для кино - и видеопродукции. В свою очередь, речь подразделяется на мужскую, женскую, детскую. В профессиональной

 

- 9 –

 

звукозаписи принято также иметь дополнительные градации для «голосовой» информации: массовка, групповка, дикторская (авторская) речь и интервью.

 

В чем состоит отличие между мужской и женской речью? Прежде всего, в спектральном составе информации и энергетической насыщенности той или иной части этого реального спектра. Мужские и женские голоса характеризуются, прежде всего, формантным отличием. При этом для большинства “традиционных” мужских голосов характерны четко выраженные зоны с центральными частотами 500гц и особенно 1000гц, определяющие как “фактурность” звучания, так и разборчивость. Женские статистически “традиционные” голоса имеют сдвиг в сторону верхних частот примерно на октаву (соответственно, 1000 гц и 2000гц). Детские голоса более близки к женским, но в основном имеют гораздо менее богатый спектр и энергетику.

 

Говоря о голосовой энергетике, необходимо специально отметить, что максимум звуковой энергии всегда сосредотачивается в зоне большей длины волны, т.е. в низкочастотной части спектра. Поэтому частотные коррекции с применением режекторных (обрезных) фильтров в этой части спектра всегда адекватны изменению звукового плана от более крупного к более общему.

Этим активно пользуются звукорежиссеры в процессе перезаписи для организации более точного соответствия звуковых и изобразительных планов, если таковое необходимо. Выбор первичной частотной коррекции при синхронной записи во время съемок или при речевом озвучивании также очень важен, ибо может решающим образом повлиять как на непосредственный результат, так и на возможность его последующей коррекции (“перерезанный звук”).

 

Продолжая разговор о специфике человеческих голосов, следует отметить, что помимо фактурной типичности нередко приходится встречаться и с индивидуальными голосовыми особенностями отдельных актеров, и даже с дефектами речи. Конечно, речь идет не о заикании (такого актера вряд ли будут использовать при озвучивании), но о нередко встречающемся присвистывании на определенных частотах, а так же о “чиках” или “шиках”.

 

Происхождение этих дефектов чаще всего имеет биологический характер, например, увеличенный зазор между центральными зубами, или даже отсутствие зуба и т.п. Однако общее состояние фонограммы после записи таких актеров может быть при этом вполне приемлемым. Поэтому в ходе перезаписи проводится дополнительная частотная коррекция в очень узкой полосе частот, соответствующей спектру “паразитного” сигнала (свиста и т.п.)

 

- 10 –

 

во избежание появления искажений в оптической фонограмме, и он частично

или полностью может быть изъят из полезного звучания. Точно также с помощью тех или иных фильтров - корректоров могут быть скорректированы и другие нежелательные индивидуальные особенности практически любого человеческого голоса.

 

Групповка и массовка - это особый случай человеческой речи, когда одновременно звучит несколько или множество голосов. В первом случае одновременно звучит несколько голосов (3 – 5, например) и каждый из них имеет достаточно четко выраженную и различимую индивидуальность и определенную (частичную) разборчивость. В этом случае мы и говорим о группе людей.

 

Однако большое количество людей, говорящих (шепчущих, кричащих) одновременно, и при этом уже не имеющих четко различимой голосовой индивидуальности, именуется массовкой. Эффект звукового маскирования, о котором мы говорили выше, проявляется в этом случае очень заметно, и собственно он и определяет множественную неразборчивость отдельных голосовых составляющих.

 

Спектр звучания массовки может быть различным (преобладание низов при невнятном, тихом, угрожающем звучании, или с наличием большой доли высоких частот в случае массовой женской паники или истерики и т.п.). Но в любом случае он занимает более широкую полосу частотной характеристики, чем одиночные, даже самые фактурно “богатые” голоса. Такой спектр допускает некоторые виды специальной коррекции, например с целью «удаления» толпы на большее расстояние при звуковом планировании.

 

В любом случае предполагается точное построение звуковой массовочной композиции при ее записи, прежде всего за счет правильного размещения микрофонов, а в случае озвучивания массовки - и правильного взаимного размещения записываемых актеров.

 

Дикторская или авторская речь предполагают самостоятельное индивидуальное актерское исполнение закадрового текста с четко выраженными драматургическими намерениями. Это может быть сопроводительный текст, или закадровый комментарий к событиям и т. д. В любом случае такая запись предполагает неординарность (непохожесть) звучания дикторского или авторского голоса по сравнению со звучанием всех остальных голосов в кинокартине. Чаще всего это достигается специальным подбором актера, с одной стороны, и очень “крупным” планом его записи, с другой. Далее мы подробно рассмотрим основные приемы работы звукорежиссера при перезаписи кинофильмов с участием диктора или

 

- 11 –

 

«авторского» голоса.

 

Частным случаем звукозаписи речи можно считать так называемые интервью”. При этом мы говорим либо о документальном жанре кино, либо о его имитации с определенными художественными целями. Стереотип такого специфического звучания пришел к нам, прежде всего, из телевизионных и радио - репортажей. Он предполагает не только экспромтный характер игры исполнителей, но и технически упрощенное (более примитивное) звучание: “обуженность” частотной характеристики, небольшой динамический диапазон, возможно, сознательно неточную ориентацию по характеристикам направленности микрофонов и т. п. Такая фонограмма может быть достаточно легко подкорректирована с целью придания ей большей реалистичности и достоверности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.