Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы памяти. Память – это психический процесс, включающий запоминание, сохранение и воспроизведение информации




Память

Память – это психический процесс, включающий запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Принято различать наследственную (генетическую) память и прижизненную память.

Наследственная память участвует в построении, росте и развитии организма, в физических и химических процессах, в формировании физиологической основы (задатки) психологических качеств человека. Наследственная информация хранится в генах (в их ДНК). При этом в каждой клетке организма хранится вся наследственная информация. После рождения она проявляется, в частности, в безусловных рефлексах, в некоторых поведенческих реакциях и т.д.

Прижизненная память – сохраненная информация, полученная при жизни. До сих пор не установлены тонкие механизмы памяти. По-видимому, помимо центральной нервной системы в процессах памяти частично принимает участие и весь организм.

 

 

Запоминание – закрепление в сознании предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей.

От запоминания необходимой информации во многом зависит успешность многих видов деятельности. Например, учебная или профессиональная деятельность невозможна без постоянного запоминания поступающей информации. Запо­минание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Однако чаще человек ставит перед собой специальную цель – запомнить, прилагает для этого определенные усилия, специальные приемы.

Сохранение и забывание. Сохранение – это удержание полученной информации в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забы­вание – исчезновение, «стирание» следов, затормаживание связей. Поэтому сохранение – это не что иное, как борьба с за­быванием.

Забывание – естест­венный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Если бы человек не обладал способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы пе­регружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с фе­номенальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально «засорен» множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения.

Однако человек часто забывает и то, что ему нужно и важно помнить. Поэтому и речь идет не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нужного и важного материала, Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывает­ся прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления.

Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и со­хранения проявляются в узнавании и воспроизведении. В чем же отличие этих процессов друг от друга?

Узнавание – процесс восстановления как бы забытого материала при повторном его предъявлении.

Воспроизведение же – актуализация сохраненной информации. Оно характеризуется рядом параметров: быстрота, полнота, точность.

Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизве­дение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельству­ют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести (назвать) все запомнившиеся объекты. После этого ему предъявляли уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись рань­ше, а 50 новых, незнакомых. Нужно было среди этих 100 объ­ектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний пока­затель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания – 35 объ­ектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.