КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессы памяти. Память – это психический процесс, включающий запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Память Память – это психический процесс, включающий запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Принято различать наследственную (генетическую) память и прижизненную память. Наследственная память участвует в построении, росте и развитии организма, в физических и химических процессах, в формировании физиологической основы (задатки) психологических качеств человека. Наследственная информация хранится в генах (в их ДНК). При этом в каждой клетке организма хранится вся наследственная информация. После рождения она проявляется, в частности, в безусловных рефлексах, в некоторых поведенческих реакциях и т.д. Прижизненная память – сохраненная информация, полученная при жизни. До сих пор не установлены тонкие механизмы памяти. По-видимому, помимо центральной нервной системы в процессах памяти частично принимает участие и весь организм.
Запоминание – закрепление в сознании предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей. От запоминания необходимой информации во многом зависит успешность многих видов деятельности. Например, учебная или профессиональная деятельность невозможна без постоянного запоминания поступающей информации. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Однако чаще человек ставит перед собой специальную цель – запомнить, прилагает для этого определенные усилия, специальные приемы. Сохранение и забывание. Сохранение – это удержание полученной информации в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, «стирание» следов, затормаживание связей. Поэтому сохранение – это не что иное, как борьба с забыванием. Забывание – естественный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Если бы человек не обладал способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально «засорен» множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения. Однако человек часто забывает и то, что ему нужно и важно помнить. Поэтому и речь идет не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нужного и важного материала, Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. В чем же отличие этих процессов друг от друга? Узнавание – процесс восстановления как бы забытого материала при повторном его предъявлении. Воспроизведение же – актуализация сохраненной информации. Оно характеризуется рядом параметров: быстрота, полнота, точность. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести (назвать) все запомнившиеся объекты. После этого ему предъявляли уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись раньше, а 50 – новых, незнакомых. Нужно было среди этих 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания – 35 объектов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |