Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучения




Факторы, детерминирующие содержание

Учебные программы

 

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику его изучения с указанием последовательности тем, вопросов и времени на их изучение.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований Государственного образовательного стандарта относительно той или иной учебной дисциплины. Они утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы создаются и утверждаются специалистическим советом школы рабочие учебные программы. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный уровень содержания учебной дисциплины, учитываются возможности творческого, информационного и технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.

В структуре учебной программы выделяют следующие элементы:

1) объяснительную записку, в которой определены цели обучения данному предмету, основные задачи и значение учебного процесса, его воспитательные возможности;

2) тематический план с указанием изучаемых тем, времени на их изучение, включая теоретические, практические (лабораторные) и самостоятельные занятия;

3) цели изучения и содержание каждой темы (перечень вопросов), в том числе содержание уроков, лабораторных работ и самостоятельной работы;

4) перечень вопросов к зачету или экзамену;

5) методические указания по проведению занятий, применению наглядных пособий, контролю и оценке знаний, умений и навыков учащихся;

6) перечень основной и дополнительной литературы.

 

профессионального образования

 

Источниками формирования содержания профессионального образования являются: социальный опыт общества, виды и структура деятельности, модель личности специалиста, различные области наук, связанных с социальным опытом, включая профессиональную деятельность.

В состав социального опыта общества входят все виды деятельности людей. В философской и социологической литературе имеются различные подходы к классификации деятельности. Если за основу классификации взять основные сферы общественной жизни, то все виды человеческой деятельности можно включить в следующие группы: 1) материально-производственную, включая сферу торговли и услуг; 2) духовную; 3) социально-политическую; 4) управленческую; 5) социальное воспроизводство людей (воспитание, профилактика заболеваний, лечение, реабилитация и т.п.

Материально-производственная деятельность людей охватывает всю сферу народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и является главным условием существования общества. Для инженерных кадров, например, материально-производственная деятельность является основным видом работы, направленной на создание новой техники и технологии.

К видам духовной деятельности относятся учебно- и научно-познавательная деятельность, включая самообразование личности, ценностно-ориентированная деятельность (оценка событий, явлений, предметов, поведения людей и т.д.; мотивация своих действий и поступков; выработка жизненных планов, ориентаций), эмоционально-чувственная деятельность (переживания, сопереживание, выражение чувств и эмоций) и художественно-эстетическая деятельность (приобщение к искусству и литературе, художественная самодеятельность, восприятие красоты окружающего мира и т.д.). Эти виды деятельности инвариантны к профессии; они обусловлены духовными потребностями и интересами личности, ее мировоззрением, склонностями, ценностными ориентациями и т.д.

Социально-политическая деятельность специалистов предполагает их участие в политических организациях и мероприятиях, работу в органах административной власти. Она может осуществляться вне предприятия или организации – основного места производственной деятельности специалистов. Разновидностью такой деятельности является участие специалистов в общественной работе в трудовом коллективе.

Управленческая деятельность специалистов включает два вида управления: управление производством и управление людьми (социальное управление), то есть менеджмент.

Социальное воспроизводство людей (педагогическая деятельность специалистов) на производстве включает воспитание и обучение рабочих, повышение их уровня экономического и технического образования, уровня культуры, нравственного и физического развития. Кроме того, специалисты, имеющие семью, занимаются воспитанием детей.

Таким образом, в деятельности специалистов имеют все компоненты социального опыта общества, однако особенности профессии накладывают свой отпечаток на содержание отдельных видов деятельности, особенно на материально-производственную (технико-технологическую), управленческую и воспитательную.

Представленная выше совокупность видов деятельности специалистов определяет ориентацию педагогики высшей школы в отражении социального опыта общества и многообразие этих деятельностей в содержании профессионального образования. Для того, чтобы эти виды деятельности отразить в составе содержания профессионального образования, необходимо знать структуру каждого вида деятельности. Как известно, структура любой деятельности включает: субъекта и объект (предмет) деятельности, цель, средства и действия (приемы, операции). Знания о цели, предмете, средствах и действиях (операциях) составляют ориентировочную основу деятельности и становятся одним из компонентов содержания образования. Другой компонент содержания образования – способы выполнения действий (умения), входящие в состав деятельности. Третьим компонентом содержания высшего образования являются качества личности, формируемые и развиваемые в учебно-воспитательном процессе. Одной из основных целей профессионального образования становятся воспитание и развитие личности студента, а также формирование системы знаний и умений, адекватных разнообразным видам деятельности специалистов на производстве.

Таким образом, социальный опыт общества и виды профессиональной деятельности выступают основными источниками формирования содержания профессионального образования.

Одним из главных факторов, детерминирующих содержание высшего образования, являются цели обучения, воспитания и развития студентов. При их рассмотрении (9.2) нами были выделены три уровня целей образования. Поскольку цели образования являются одним их основных детерминирующих факторов при определении содержания образования, постольку каждому уровню целей должен соответствовать адекватный уровень содержания образования. Тогда содержание профессионального образования можно представить в виде иерархии из трех уровней, соответствующих целям образования: 1) содержания воспитания и развития личности специалиста; 2) учебного плана; 3) учебных программ.

Первый уровень содержания образования включает с себя все направления воспитания и развития личности студента: формирование научного мировоззрения и умственное развитие, трудовое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, патриотическое и интернациональное воспитание, правовое воспитание и физическое воспитание и развитие. На этом уровне детерминантом содержания образования выступают основные стороны (качества) личности (мировоззренческие, трудовые, нравственные и др.). Этот уровень содержания высшего образования реализуется путем изучения гуманитарных дисциплин и организации различных видов духовной деятельности студентов (научно-исследовательской, художественной, коммуникативной и др.).

К сожалению, в настоящее время из-за слабой разработанности проблемы воспитания и развития личности студента, а также отсутствия материальной базы этот уровень содержания образования реализуется недостаточно.

Второй уровень содержания образования – учебный план включает совокупность учебных дисциплин, необходимых и достаточных для формирования специалиста в соответствии с требованиями модели личности специалиста соответствующей специальности. На этом уровне детерминентами содержания образования кроме личностных качеств являются виды деятельности специалистов (выпускников вуза соответствующей специальности), в том числе социально-управленческая и педагогическая деятельность.

Третий уровень содержания образования – учебные программы включают системы обобщенных знаний и умений по учебным дисциплинам. Здесь детерминантами содержания образования по каждой дисциплине выступают структура, содержание и перспективы развития соответствующей науки, меж- и внутрипредметные связи.

Что касается содержания занятий, то оно включает развернутое изложение ориентировочной основы деятельности студентов: содержание задачи, цель деятельности, признаки, структуру и функции конечного продукта деятельности, предмет, средства и приемы деятельности. Детерминантами содержания обучения студентов в различных видах занятий, кроме ориентировочной основы деятельности, являются познавательные возможности, интересы и склонности обучаемых, объем учебного времени.

Таким образом, факторами, влияющими на содержания профессионального образования, являются: цели обучения, воспитания и развития студентов, личностные качества специалистов (модель личности специалиста), виды деятельности, структура и содержание соответствующих наук, меж- и внутрипредметные связи, структура ориентировочной основы деятельности студентов, их познавательные возможности и учебное время. С учетом всех этих факторов в результате научно-педагогического исследования, проведенного нами в рамках докторской диссертации, определено содержание обучения студентов социально-управленческой деятельности73.

ГЛАВА 11. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА

1. Сущность и характеристика процесса обучения

2. Структура учебно-познавательной деятельности учащегося

3. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

4. Закономерности обучения

5. Принципы обучения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.