КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и характеристика процесса обучения
В словаре21 понятие «обучение» определяется как «специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучения, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями (с. 95). Известный ученый-педагог П.И.Пидкасистый данное понятие определяет так: «Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельности, лежащей в основе формирования личности» (47, с. 119). Чаще всего в учебниках по педагогике под обучением понимается целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учителя и учеников, направленное на решение учебных задач, в результате которого учащий- ся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества. Как правило, в обучении выделяют две составляющие – преподавание и учение. Под преподаванием понимается деятельность учителя по формированию у учащихся системы знаний и способов деятельности. Учение – учебная деятельность, направленная на приобретение учащимися содержания обучения. Учебная деятельность учащихся обеспечивается, организуется, контролируется и оценивается учителем (преподавателем). В этом плане преподавание представляет собой управление учебной деятельностью обучающихся. Оно включает в себя выполнение преподавателем следующих действий: • определение целей обучения дисциплине в целом и по каждой теме в отдельности; • планирование содержания и методов обучения (отбор, систематизация и структурирование учебной информации и учебных задач, отбор методов и средств обучения); • организация учебной деятельности обучающихся по изучению и усвоению учебной информации, а также по решению учебных задач; мотивирование их познавательной активности; • контроль и коррекция учебной деятельности обучающихся (текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков); • оценка результатов учебной деятельности обучающихся. Теоретические основы определения целей и содержания обучения были изложены нами в главах 9 и 10. Вопросы о методах и формах организации обучения, о контроле и оценке раскрываются соответственно в главах 12, 13, 14, 15. Средствами управления учебно-познавательной деятельностью учащихся выступают типовые и творческие задачи по изучаемому предмету, решение которых приводит к достижению целей обучения. Преподавание учебной дисциплины предполагает постановку и обновление системы учебных задач; создание благоприятных условий для принятия этих задач учащимися; при необходимости – объяснение (инструктаж) способов решения этих задач и своевременное оказание помощи обучающимся, контроль (самоконтроль) правильности решения каждой задачи и исправление ошибок (коррекцию). В процессе решения учебно-познавательных задач осуществляется закрепление и усвоение знаний, их применение для изучения нового материала, формирование умений и навыков, развитие умственных способностей, т.е. достижение образовательных целей.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |