Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы проблемного обучения




Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на улучшение системы методов обучения в профессиональных учебных заведениях. Предстоит постепенный переход от методов, реализующих преимущественно репродуктивную деятельность школьников и учащихся (действий по образцу), к активным методам, направленным на развитие их творческих способностей.

В педагогике под методами обучения понимают способы совместной учебной деятельности преподавателя и учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие познавательных способностей, мышления и памяти.

Классификация методов обучения

 

В условиях рыночной экономики функционирование предприятий и организаций обусловлено необходимостью решения новых социально-экономических, организационно-управленческих, технико-технологических и других задач. Успешность их решения прежде всего зависит от уровня квалификации, деловых качеств и творческого потенциала каждого работника.

Основы квалификации и творческого потенциала личности будущего специалиста закладываются в образовательном процессе вначале в средней школе, а затем в профессиональном учебном заведении. Однако, существующая система образования направлена в основном на формирование у обучающихся знаний и умений, причем учебная информация на лекциях или в учебниках подается в готовом виде для запоминания. При этом задача развития творческих способностей обучающихся лишь декларируется или решается очень слабо.

Как решить задачу развития творческого потенциала учащегося в учебном процессе?

Творческий потенциал личности понимается нами как совокупность социальных, интеллектуальных и психофизических свойств, необходимых для создания новых продуктов культуры (информации, проектов, товаров, техники, произведения искусства и т.д.). Структурными составляющими творческого потенциала личности являются способности (познавательные, коммуникативные, профессиональные и т.д.), знания, умения, интересы и потребности в творческой (преобразующей) деятельности, деловые качества и общая культура. Творческий потенциал личности включает также нравственность: он должен быть для созидания, а не для разрушения продуктов культуры.

Согласно одному из основных принципов психологии – принципу единства сознания и деятельности можно предположить, что творческий потенциал личности формируется, развивается и проявляется в различных видах деятельности. Следовательно, педагогическая задача преподавательского состава заключается в проектировании и организации таких видов деятельности учащихся, которые в наибольшей степени способствовали бы развитию их творческого потенциала.

Какие же виды деятельности для обучающихся следует предусмотреть в учебном процессе?

На наш взгляд, сюда относятся прежде всего такие инвариантные, общие для всех специалистов виды деятельности как учебно-познавательная, речевая, коммуникативная, организаторская и исследовательская. В настоящее время в процессе обучения реализуются в основном первые два вида деятельности. Задача состоит в том, что проектируя учебный процесс в целом и по каждой дисциплине в отдельности, предусмотреть реализацию всех видов деятельности в их органическом единстве. Характер учебно-познавательной деятельности учащихся в решающей степени зависит от методов обучения, применяемых преподавателями в различных видах занятий.

Что такое «метод обучения»? Какие методы различают в теории и практике образования?

Общепринятой классификации методов обучения пока не существует. Наибольшее распространение в педагогической литературе получили три направления в классификации методов обучения: по виду источников, из которых сотрудники приобретают знания и умения, по основным компонентам деятельности учителя и по уровню познавательной активности учащихся.

Представители первого направления выделяют три группы методов:

1) словесные (рассказ, беседы, работа с учебником), при которых источником знаний служит устное слово преподавателя или печатное слово книги;

2) наглядные (демонстрация диа- и кинофильмов, опытов, использование плакатов, рисунков на доске, моделей, показ натуральных объектов и т.д.);

3) практические (упражнения, решения задач, выполнение практических действий в лаборатории и др.), при которых источником знаний, навыков и умений служит практическая работа учащихся.

По основным компонентам деятельности учителя, по мнению Ю.К.Бабанского50 подразделяются на три большие группы:

1) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельная работа и работа подруководством преподавателя);

2) методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; разъяснение общественной и личной значимости образования, предъявление педагогических требований);

3) методы контроля и самоконтроля (устный опрос, письменная контрольная работа, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный контроль).

Представители третьего направления выделяют пять методов: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.

Остановимся более подробно на сущности и содержании этих методов.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода заключается в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а сотрудники воспринимают, осознают и запоминают ее. Этот метод – один из наиболее экономных способов передачи учебного материала. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия обучаемого. В то же время следует отметить, что объяснительно-иллюстративный метод способствует только формированию знаний. Для приобретения учащимися навыков и умений посредством заданий преподаватель организует деятельность обучаемых по воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности, т.е. применяет репродуктивный (воспроизводящий) метод. Главным признаком этого метода является воспроизведение и повторение способов деятельности (действия по образцу). Сюда относятся такие действия учащихся, как повторное объяснение, решение задач, выполнение расчетно-графических работ, выполнение лабораторной работы по инструкции, программированных заданий и другие.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы отличаются тем, что они формируют знания, навыки и умения учащихся, развивают умственные действия (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение и т.д.), но не гарантируют развития их творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно формировать умение самостоятельно решать проблемы. Эта цель достигается методами проблемного обучения. Сущность и особенности этих методов раскрываются в следующем параграфе.

Как известно, в настоящее время формирование у учащихся знаний, умений и навыков осуществляется в основном с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения.

Это методы, применяемые в многолетней практике преподавания учебных дисциплин, носят ряд достоинств: экономичность во времени и по трудовым затратам, доступность учебного материала, гибкость при выборе и сочетанию различных приемов обучения, воспитательное влияние личности преподавателя на аудиторных занятиях и др.

Однако, традиционным методам обучения присущи и недостатки, в частности: сотрудники ориентированы в основном на усвоение готовых знаний (результатов познания); в обучении основная познавательная задача заключается в восприятии и запоминании учебных материалов, и затем в воспроизведении его на семинарских и практических занятиях, на зачетах и экзаменах.

Одной из характерных черт традиционного обучения является сосредоточение внимания преподавателя на содержании учебной программы (содержании образования), а не на учащихся и способах овладения им знаниями, умениями и навыками. Преподаватель, как правило, старается прежде всего исчерпать программный материал, «уложиться в программу». Содержательная сторона обучения преобладает над процессуальной. Преподаватель зачастую не задумывается о том, как формулировать тему, познавательные цели и задачи, создать интерес к изучаемой теме, активизировать внимание, организовать познавательную, мыслительную деятельность обучаемого, управлять процессами усвоения знаний. Деятельность учащихся при такой методике обучения часто направлена не на овладение знаниями и способами выполнения действий, а на конспектирование материала и первоисточников, сдачу контрольных заданий.

Многие сотрудники учатся без увлечения науками, а просто ради зачетов и экзаменов, получения диплома.

Традиционное обучение формирует и определенный стиль умственной деятельности, основывающийся главным образом на репродуктивном мышлении и памяти учащихся. В отличие от обучения традиционного, обучение с элементами проблемности позволяет формировать у учащихся самостоятельное, продуктивное мышление, приучают их к творчеству, умение вести поиск решения возникшей проблемы.

Проблемное обучение резко увеличивает время самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. К тому же с этим меняется характер деятельности преподавателя. Преподаватель выдвигает или ставит проблему перед учащимися, организует и управляет процессом поиска ее решения.

Таким образом, одно из современных требований к учебному процессу – внедрение методов проблемного обучения. Их использование в сочетании с традиционными методами обучения требует от преподавателя новых знаний и умений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.