КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность проблемного обучения
Традиционная система обучения состоит, как известно, из следующих этапов (элементов): 1) постановка преподавателем темы, раскрытие целей и задач обучения; 2) изложение учебного материала, восприятие учащимися новых элементов знаний (понятий, правил, законов, формул, схем и т.д.); 3) организация закрепления материала, осмысление и запоминание обучаемыми новых знаний; 4) формирование умений и навыков, применение знаний в решении теоретических и практических задач; 5) проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Основной недостаток такой системы обучения – пассивный характер познавательной деятельности обучаемых. Главная их задача состоит в том, чтобы запомнить то, что объяснил и показал преподаватель, а затем уметь воспроизвести (извлечь из памяти) изученную информацию. Познавательная деятельность учащихся при таком обучении опирается преимущественно на такие психические процессы как восприятие, запоминание и репродуктивное, воспроизводящее мышление. В результате не выполняется одно из главных требований к процессу обучения – систематическая организация продуктивной познавательной деятельности обучаемых с целью развития у них самостоятельности и творческого мышления. Творческую активность учащихся можно развивать только путем систематической организации поисковой деятельности в различных организационных формах обучения (лекции, практические и лабораторные занятия, семинары, самостоятельная работа, курсовое проектирование, производственная практика и т.д.). Одним из способов организации творческой деятельности учащихся является проблемное обучение. Проблемным называют такой вид обучения, в котором изучение и усвоение учащимися новых знаний осуществляется путем систематической постановки и решения учебных проблем. Основными понятия теории проблемного обучениями являются проблемная ситуация и учебная проблема. Проблемная ситуация – «это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы (задачи) не может объяснить новый факт при помощи знаний и выполнить известное действие прежними, знакомыми способами и должен найти новый способ действий» 35. Понятие «проблемная ситуация» связано, прежде всего, с субъектом, его психическим состоянием. Без его готовности к решению задачи проблемной ситуации нет. Второе условие – наличие задачи. В данном контексте задача – это знаковое выражение задания, предъявляемого учащемуся для выполнения. Не любая задача приводит к проблемной ситуации. Проблемная ситуация будет создана тогда, когда обучаемый понимает содержание задачи (что дано, известно, что требуется найти), но не знает способа ее решения. Цель ясна, а способ ее достижения не известен. Незнание учащимся способа решения задачи – третье условие создания проблемной ситуации. Четвертое условие – наличие у учащегося исходного уровня знаний, необходимого для понимания задачи и заключения его в поисковую деятельность. Таким образом, для создания проблемной ситуации необходимы: • готовность обучаемого к учебной работе, его желание думать включаться в активную умственную деятельность; • наличие задания (задача, вопрос, требование выполнить практические действия и т.д.); • отсутствие у обучаемого знаний о способе выполнения задания (метод решения, ответы на поставленные вопросы, алгоритм выполнения действия); • наличие у обучаемого знаний, необходимых для восприятия и понимания содержания проблемного задания, включения его в поисковую деятельность. Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании обучаемого в идеальной форме, в мысли. М.И. Махмутов отмечает: «Учебная проблема понимается нами как отражение (форма проявления) логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия – или нового способа действия». Различие между познавательной задачей и учебной проблемой состоит в том, что объективное противоречие задачи в сознании учащегося превращается в проблему. Как психолого-дидактическая категория, учебная проблема несет в себе новое знание и новый способ действия. Учебную проблему не нужно путать с научной проблемой. Научная проблема выдвигается, разрабатывается учеными и определяет направление научного исследования. Учебная проблема воспринимается учащимися путем создания преподавателей проблемной ситуации (способ решения задачи, поиск ответа становится личной проблемой обучаемого). Научная проблема всегда содержит знания, неизвестные науке, человечеству; содержание учебной проблемы неизвестно только учащемуся. Ученый решает проблему в итоге длительных поисков, часто путем проб и ошибок, путем многократной экспериментальной или теоретической проверки. Действия учащихся по решению проблем всегда сжаты во времени и направляются преподавателем. Разумеется между научной проблемой и учебной есть и сходства. Сюда относятся: • субъективный характер проблем и их объективная основа: процесс научного исследования, как и процесс проблемного изучения знаний, осуществляется путем возникновения, развития и преодоления противоречий; • проблемы объективно являются начальным этапом как научного познания, так и процесса усвоения; • общие принципы формулирования проблемы, выдвижения гипотезы и поиска путем решения проблемы; • необходима проверка гипотезы на практике35. Различают три метода проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский. Первый из них (третий по данной классификации) является проблемное изложение. Суть проблемного изложения в том, что преподаватель с самого начала ставит перед учащимися познавательную задачу, формулирует проблему, раскрывает значимость ее решения для науки, народного хозяйства, удовлетворения потребностей людей, для дальнейшей деятельности самих учащихся, а затем показывает пути ее решения. Поставив проблему, преподаватель раскрывает ее внутренние противоречия, возникающие при ее решении, рассуждает вслух, высказывает предположения, обсуждает их, отвергает возможные возражения, доказывает истинность с помощью эксперимента, либо рассказывает об опыте, проведенным ученым, Иными словами, перед учащимися демонстрируется сам путь научного мышления, они следят за диалектическим движением к истине, становятся как бы соучастниками научного поиска. Проблемное изложение по сравнению с обычным более доказательно (видно, откуда взялась научная истина), а знания более осознаны и тем самым легче превращаются в убеждения. Кроме того, проблемное изложение всегда более эмоционально, повышая тем самым интерес слушателей к изложенному материалу. Назначение этого метода еще в том, что преподаватель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а обучаемые мысленно следят за его логикой, усиливают этапы и способы решения проблем. Непосредственный результат проблемного изложения – усвоение способа и логики решения данного типа проблем, но еще без умения решать их самостоятельно. Второй метод проблемного обучения – частично поисковый или эвристический. Суть его в том, что, поставив учебную проблему, преподаватель для ее решения привлекает учащихся, то есть проблема решается преподавателем совместно с обучаемыми. Этот метод более трудный для применения. Задача преподавателя состоит в том, чтобы управлять действиями учащихся, помочь им пройти отдельные этапы в решении поставленной проблемы. Например, он проводит эвристическую беседу, состоящую из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы. Если проблема связана с решением задачи, то преподаватель расчленяет их на серии подзадач, каждая из которых решается учащимися. В результате использования частично-поискового метода сотрудники овладевают умением самостоятельно выполнять отдельные шаги решения проблемы, отдельные этапы ее исследования. Частично-поисковый метод не обеспечивает готовности учащихся к решению целостных проблем, поскольку такое решение требует прохождения системы этапов, поэтому проблемное обучение должно неизменно включать и такой метод, который предусматривает систематическое решение проблем и проблемных задач разного типа. И поскольку процесс решения любой проблемы требует определенного исследования, этому виду проблемного обучения соответствует исследовательский метод. Сущность этого метода состоит в том, что обучающий составляет в форме исследовательских заданий проблемные задачи в определенной системе, а обучаемые их выполняют вполне самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Во-первых, он признан обеспечить овладение методами научного познания. Во-вторых, он формирует черты творческой деятельности и, наконец, он является условием формирования интереса. Этот метод формирует у учащихся поисковую, творческую деятельность по решению новых для них проблем. Данный метод хорошо сочетается с выполнением лабораторной работы, с работой учащихся в техническом кружке, курсовым и дипломным проектированием. Исследовательский метод можно определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Поставленную преподавателем проблему они решают самостоятельно. По мере овладения навыками научного мышления они получают возможность решать все более и более сложные познавательные задачи и, наконец, их умственное развитие достигает такого уровня, что для учащихся становятся посильными все этапы поисковой деятельности. Исследования, проводимые будущими специалистами, в ряде случаев выходят за рамки учебных занятий и приобретают научно-практическую ценность. Исследовательский метод предполагает организацию поисковой деятельности учащихся непосредственно на аудиторных занятиях (практических, семинарских и лабораторных) и в самостоятельной работе по выполнению домашних заданий.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |