Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы создания проблемных ситуаций




 

Известный психолог Г.В. Кудрявцев24 выделяет шесть типов проблемных ситуаций:

1. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися системами знаний у учащихся и теми требованиями, предъявляются к ним при решении новых учебных задач. При этом рассматриваемое несоответствие или противоречие возникает, во–первых, между старыми, уже усвоенными учащимися знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данных задач; во-вторых, между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня; в-третьих, между научными знаниями и житейскими, практическими.

2. Возможность создания проблемных ситуаций обеспечивается тем, что учащийся ставится перед многообразием набора из имеющихся систем знаний той единственной необходимой системы, использование которой может обеспечить правильное решение задачи. Например, постановка с излишними данными ставит учащихся перед проблемой выбора и оценки знаний, активизируя тем самым их поисковую деятельность.

3. Проблемные ситуации часто возникают тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования знаний на практике, их использования в новых условиях.

4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практически достигнутых результатом выполнения задания и отсутствия его теоретического обоснования. Проблемная ситуация, построенная по этому принципу, приобретает особое значение при решении задач на техническое проектирование, конструирование и моделирование, на усовершенствование машин, механизмов и технологических процессов, а также при решении многих других производственно-технологических задач.

5. Возможность создания проблемных ситуаций обеспечивается тем, что между внешним видом принципиальных схем и конструктивным оформлением конкретного технического устройства отсутствует прямое соответствие.

6. Возникновение ряда проблемных ситуаций может быть обеспечено тем, что многие схематические изображения «статистического» характера требует в процессе их чтения оперирования «динамическими», пространственными образцами.

На основе этих исходных теоретических положений нами предлагаются следующие способы создания проблемных ситуаций на занятиях по общепрофессиональным и специальным дисциплинам:

• выдвижение главных проблем, вскрывающих логику и закономерности развития науки в техники;

• столкновение учащихся с явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения путем демонстрации путей демонстрации опыта (эксперимента);

• использование качественных и количественных нестандартных задач;

• постановка практических заданий; построение и анализ графиков, диаграмм, принципиальных схем и т.п.; конструирование узлов приборов, машин; разработка алгоритмов деятельности рабочих, техников и других специалистов;

• изучение динамики процессов в статистических схемах, графиках и диаграммах;

• вывод уравнения;

• выдвижение реально существующих проблем изучаемой науки;

• проведение учащимися лабораторного эксперимента (в лабораторных условиях);

• постановка заданий на использование логических приемов умозаключения, сравнения, классификации, обобщения, анализа, индукции и т.д.

Изучение теории и практики проблемного обучения показывает, что принцип проблемности может быть использован в преподавании любой дисциплины, на любом этапе формирования знаний, навыков, умений. Задача преподавателей заключается в том, чтобы проанализировать содержание предмета, определить следственные связи, выявить узловые вопросы, сформулировать проблемные задания, наметить пути их выполнения.

Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания ситуации. К «непроблемным» учебного материала относятся: количественные данные, справки, биографии и т.п., которые «нельзя открыть».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.