КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность менеджера
Специалисты в высшим образованием часто становятся руководителями (менеджерами), призванными управлять коллективом сотрудников. В этом аспекте к ним предъявляются новые, более высокие требования. Каким должен быть современный менеджер? Ядром психологической структуры личности менеджера являются организаторские способности. Известный психолог Л.И. Уманский64 в структуре организаторских способностей выделяет следующие свойства личности: 1) организаторское чутье; в качестве составных частей этого свойства рассматриваются: психологическая избирательность (понимание психологических особенностей и состояния других людей, способность запоминать людей и их поступки); практический психологический ум (способность распределять задачи в зависимости от индивидуально-психологических особенностей людей); психологический такт (способность быстро найти необходимый тон в обращении с людьми); 2) способность специалиста оказывать эмоционально-волевое воздействие; оно включает в себя энергичность (способность человека заряжать своей энергией окружающих его людей), взыскательность (требовательность), критичность и доброжелательность; 3) склонность к организаторской деятельности; 4) способность видеть перспективу. Выдающийся русский психолог Б. М. Теплов63 характеризуя психологические особенности личности и деятельности военачальника раскрыл целый ряд его интеллектуальных качеств. Среди них он отметил следующие свойства руководителя: хорошая память, способность к запоминанию людей, с которыми руководителю приходится общаться; способность к актуализации знаний, т.е. готовность к оперативному использованию знаний в нужный момент; простота и ясность мыслей; практичность и гибкость ума; способность к анализу и синтезу; способность быстро разбираться в сложной ситуации и находить правильное решение; способность к предвидению; высокая работоспособность. К интеллектуальным качествам менеджера относятся также любознательность, внимательность, интерес к достижениям науки и техники, новым управленческим идеям, постоянное стремление расширить свой кругозор, быстрота восприятия информации и мыслительных процессов, хорошая память, логичность, гибкость, критичность и широта ума, умение принимать нестандартные решения. Интеллектуально сложная и трудоемкая работа менеджера с людьми требует проявления таких волевых черт характера как сдержанность, самообладание, решительность, настойчивость, упорство, умение доводить до конца начатое дело, способность к риску, смелость и мужество. Психологическая характеристика руководителя (менеджера), составленная по результатам зарубежных исследований, приводится в книге Е. В. Ксенчука и М. К. Кияновой23. По их мнению, хороший руководитель: уверен в своих силах, целеустремлен, хладнокровен; умеет обращаться с людьми; поощряет участие членов группы в обсуждении проблем; способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна; самокритичен, проявляет выдержанность при победах или поражениях; способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен; компетентен во всех вопросах управления; умеет ясно, точно и лаконично выразить мысли словами; способен вызвать к себе расположение; способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее; готов инновациям, использовать их в интересах организации; способен нести ответственность за порученные задания; умеет продуктивно использовать свое. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми. В японском менеджменте30 к личным достоинствам менеджера относятся: творческая активность, решительность, способность взять на себя ответственность, инициативность, творческие способности, энергичное поощрение инициативы подчиненных, всемерное поощрение дискуссий среди менеджеров, предприимчивость. Рычагами морального стимулирования персонала на японских предприятиях являются фундаментальные черты японского национального характера. Это прежде всего: а) общеэтнческие черты – трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, приверженность к традициям, склонность к заимствованиям, этноцентризм, практицизм; б) черты группового поведения - дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга; в) обыденно - житейские черты - вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность. В японском менеджменте при определении уровня способностей менеджера оценивают: 1) способность принимать решения; 2) способность планировать; 3) способность вести беседу; 4) способность организовать людей; 5) способность осуществлять контроль за деятельностью подчиненных; 6) умение их воспитывать. Американский менеджмент создал двенадцать заповедей хорошего менеджера: 1) менеджер не должен быть погонщиком. Погонщик: погоняет, полагается на свою власть, заставляет своих подчиненных работать и жить в мире слухов, догадок и толков. Менеджер: ведет за собой, полагается на содействие и помощь тех, кого он ведет, держит подчиненных в курсе дела, привлекает к решению различных проблем. 2) менеджер должен: верить в свое дело, быть смелым, целеустремленным, решительным и уметь эти качества показать своим подчиненным; 3) знать науку об организации и управлении; 4) научиться ценить время подчиненных; 5) быть строгим и требовательным; 6) уметь критиковать и воспринимать критику; 7) уметь наказывать и прощать; 8) быть приветливым и тактичным; 9) обладать чувством юмора. Юмор обычно связан с хорошим настроением, а хорошее настроение способствует повышению производительности труда; 10) уметь говорить и слушать; 11) уметь молчать; 12) знать своих подчиненных. Таким образом, анализ специальной литературы по вопросам и личности менеджера позволит уточнить требования к современному специалисту. В результате моделирования личности специалиста установлено, что он кроме профессиональных знаний и умений должен обладать основательной гуманитарной подготовкой, общественной и трудовой активностью, активными методами использования компьютеров, экономическими, социально-психологическими и правовыми знаниями и умениями. Современный специалист - это подлинный интеллигент с высокой организаторской и нравственной культурой, способный к творческому, критическому мышлению, к самообразованию и саморазвитию, к общению и сотрудничеству с людьми.
ГЛАВА 10. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Сущность и структура содержания образования 2. Принципы и критерии отбора содержания образования 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования 4. Факторы, детерминирующие содержание профессионального образования
1.Сущность и структура содержания образования.
В школьной педагогике понятие «содержание образования» определяется как система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни, к труду50. Научно-педагогическими исследованиями, проведенными М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером и В.В. Краевским62 установлена неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний и умений, подлежащих усвоению. По мнению авторов этих исследований, социальный опыт, которым владеют старшие поколения, состоит из четырех элементов, представляющих виды содержания образования: 1. Система знаний о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира. Сюда относятся: основные понятия и термины, основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие системы научных знаний об определенной совокупности объектов; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания и т.д. 2. Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности. Это система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных видов деятельности, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета. 3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Последнее предполагает: • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; • видение новой проблемы в знакомой ситуации; • видение новой функции объекта; • самостоятельное комбинирование известных и новых способов деятельности; видение структуры объекта; видение возможных решений данной проблемы. 4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающего миру, обществу и людям, к объектам и средствам деятельности. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера как сплав знаний, убеждений и практических действий. Сюда же входят мировоззренческие идеи, эмоционально-волевое отношение и общая культура личности. Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Предусматривается овладение поведенческими навыками и умениями. Авторы этой концепции содержание образования определяют как педагогическую модель социального заказа, обращенного к школе. При его проектировании они выделяют три уровня. 1. уровень общего теоретического представления. На этом уровне содержание образования фиксируется в виде обобщенного системного представления об основных компонентах социального опыта, которым должны владеть обучаемые, о структуре и функциях этого опыта. 2. Уровень учебного предмета. Здесь развернуто представление об определенных частях содержания, несущих специфические функции в общем образовании. 3. Уровень учебного материала. На этом уровне даются конкретные, подлежащие усвоению учащимися, фиксированные в учебниках, учебных пособиях, сборниках задач и т.п. элементы состава содержания, входящие в курс обучения определенному учебному предмету. Есть и другие подходы к определению рассматриваемого понятия и структурированию содержания образования. В разработку этой проблемы существенный вклад внесен В.С. Ледневым32. Он утверждает, что «содержание образования – это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность» [с.54]. Кроме опыта предшествующих поколений, в состав содержания образования В.С. Леднев включает типологические качества личности, умственное и физическое развитие человека. При таком подходе структура содержания образования включает: • качества личности, инвариантные предметной специфике деятельности (познавательные качества, направленность личности, трудовые, коммуникативные, эстетические и физические качества); • опыт предметной деятельности, дифференцируемой по степени общности ее видов (общее и специальное образование, а также их «пересечение» – политехническое образование); • опыт личности, дифференцируемой по принципу теория – практика (знания и умения); • опыт личности, дифференцируемой по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность). Отсюда ясно, что В.С. Леднев определяет содержание образования как содержание триединого целостного процесса формирования личности – усвоения опыта (обучения), воспитания и развития. В настоящее время в структуру содержания общего образования входят три основных цикла учебных предметов: гуманитарный, естественно-научный, трудовой и физической подготовки. Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранные языки) способствуют социальному развитию личности учащегося, помогают постичь законы общественного развития. Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным предметам (рисованию, музыке и пению, риторике), способствующим формированию эстетических чувств; они приобщают к миру прекрасного, к художественному творчеству. Предметы естественно-научного цикла (биология, физика, химия и др.) дают знания основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека. Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и гражданину Отечества.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |