Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример определения целей профессионального




Иерархия целей профессионального образования

 

Профессиональное образование рассматривается нами как специально организуемый процесс обучения, воспитания и развития личности студента, направленный на его подготовку к профессиональной и гуманитарной деятельности. В структурном плане оно включает в себя цели и содержание образования; мотивы деятельности преподавателей и студентов; методы, средства и организационные формы образования. В функциональном плане процесс образования представляет собой совместную деятельность преподавателей и студентов, направленную на достижение целей образования. Любая деятельность, в том числе и образовательная, включает такие функции как целеполагание, мотивацию, планирование, организацию, координацию, контроль и оценку.

Проектирование профессионального образования означает определение и описание всех его структурных и функциональных элементов. В результате этой работы должны быть получены ответы на следующие вопросы: Каким должен быть выпускник учебного заведения? Чему и как учить студентов для достижения целей? Как планировать и организовать учебно-воспитательный процесс? Как контролировать и оценивать (диагностировать) его результаты?

При проектировании профессионального образования необходимо опираться на личностно-деятельностный подход, предполагающий, что формирование и развитие личности будущего специалиста осуществляется в процессе его активной деятельности.

Ориентация на личность и деятельность будущего специалиста относится ко всем структурным элементам процесса образования.

Личностно-деятельностная направленность профессионального образования имеет важные методологические и практические значение и позволяет более четко определить цели педагогического процесса.

Как отмечает А.М. Новиков42 российская (советская) общеобразовательная и профессиональная школы длительное время находились на позициях гностического (знаниевого) подхода: основной образовательной задачей считалось формирование у учащихся школ и у студентов прочных систематизированных знаний, умений и навыков. Сейчас акцент меняется – от гностического подхода к деятельностному: основная цель образования рассматривается теперь как формирование способности личности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду. Знание же из основной цели образования превращаются в средство развития личности обучающихся.

В результате педагогического исследования рассматриваемой проблемы, результаты которого изложены в докторской диссертации73, нами выдвинута идея о том, что цели высшего или среднего профессионального образования нужно представить в виде иерархии целей обучения, воспитания и развития сту­дентов, имеющей три уровня.

Первый (высший) уровень целевой иерархии отражает цель раз­ностороннего развития и воспитания личности студента. Они сформулированы в Государственном образовательном стандарте соответствующего уровня профессионального образования и теоретических работах по воспитанию личности. Разносто­роннее развитие личности предполагает формирование разнообраз­ных потребностей, интересов, способностей, эстетических, нравственных и других качеств. Развитие этих качеств означает прояв­ление их многообразия, иерархичности, повышение степени содер­жательности. Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что данное развитие будет гармо­ническим. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и с собой.

Для достижения этих целей необходимо решать следующие задачи:

· воспитание у студентов разносторонних ценностных ориентации на основе потребностей и интересов личности, в том числе в области выбранной профессии;

· умственное и физическое развитие обучающихся;

· формирование у них научного мировоззрения;

· нравственное и правовое воспитание, воспитание уважения к законам, требование к соблюдению норм общественного поведения;

· эстетическое воспитание;

· трудовое и профессиональное воспитание;

· воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своего народа, государства, к родному языку.

 

Второй уровень иерархии целей профессионального образования – уровень специальности. Он включает цели подготовки специалистов в соответствии с требованиями, задачи, решаемые специалистами на производстве, а также знания, умения, способности и другие качества личности, необходимые для решения производственных и социальных задач. Синтез этих требований позволит создать модель личности специалистов.

Третий уровень иерархии целей образования – уровень дисциплин, определяющий цели их преподавания. На этом уровне цели образования устанавливаются как обобщенные знания и способы деятельности, формируемые у студентов, воспитательные и развиваю­щие цели преподавания той или иной дисциплины.

Следует отметить, что цели профессионального образования по каждому из трех уровней отражаются в соответствующих документах. Так, например, цели первого уровня определены в Законе об образовании и концепции модернизации системы образования в Российской Федерации; цели второго уровня – в Государственных образовательных стандартах (по специальностям), цели третьего уровня - в учебных программах изучаемых дисциплин.

Приведем примеры определены целей профессионального образования для каждого уровня (фрагменты целей).

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» цель профессионального образования сформулирована следующим образом: «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту, специальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.