КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример определения целей профессионального
Иерархия целей профессионального образования
Профессиональное образование рассматривается нами как специально организуемый процесс обучения, воспитания и развития личности студента, направленный на его подготовку к профессиональной и гуманитарной деятельности. В структурном плане оно включает в себя цели и содержание образования; мотивы деятельности преподавателей и студентов; методы, средства и организационные формы образования. В функциональном плане процесс образования представляет собой совместную деятельность преподавателей и студентов, направленную на достижение целей образования. Любая деятельность, в том числе и образовательная, включает такие функции как целеполагание, мотивацию, планирование, организацию, координацию, контроль и оценку. Проектирование профессионального образования означает определение и описание всех его структурных и функциональных элементов. В результате этой работы должны быть получены ответы на следующие вопросы: Каким должен быть выпускник учебного заведения? Чему и как учить студентов для достижения целей? Как планировать и организовать учебно-воспитательный процесс? Как контролировать и оценивать (диагностировать) его результаты? При проектировании профессионального образования необходимо опираться на личностно-деятельностный подход, предполагающий, что формирование и развитие личности будущего специалиста осуществляется в процессе его активной деятельности. Ориентация на личность и деятельность будущего специалиста относится ко всем структурным элементам процесса образования. Личностно-деятельностная направленность профессионального образования имеет важные методологические и практические значение и позволяет более четко определить цели педагогического процесса. Как отмечает А.М. Новиков42 российская (советская) общеобразовательная и профессиональная школы длительное время находились на позициях гностического (знаниевого) подхода: основной образовательной задачей считалось формирование у учащихся школ и у студентов прочных систематизированных знаний, умений и навыков. Сейчас акцент меняется – от гностического подхода к деятельностному: основная цель образования рассматривается теперь как формирование способности личности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду. Знание же из основной цели образования превращаются в средство развития личности обучающихся. В результате педагогического исследования рассматриваемой проблемы, результаты которого изложены в докторской диссертации73, нами выдвинута идея о том, что цели высшего или среднего профессионального образования нужно представить в виде иерархии целей обучения, воспитания и развития студентов, имеющей три уровня. Первый (высший) уровень целевой иерархии отражает цель разностороннего развития и воспитания личности студента. Они сформулированы в Государственном образовательном стандарте соответствующего уровня профессионального образования и теоретических работах по воспитанию личности. Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных потребностей, интересов, способностей, эстетических, нравственных и других качеств. Развитие этих качеств означает проявление их многообразия, иерархичности, повышение степени содержательности. Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что данное развитие будет гармоническим. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и с собой. Для достижения этих целей необходимо решать следующие задачи: · воспитание у студентов разносторонних ценностных ориентации на основе потребностей и интересов личности, в том числе в области выбранной профессии; · умственное и физическое развитие обучающихся; · формирование у них научного мировоззрения; · нравственное и правовое воспитание, воспитание уважения к законам, требование к соблюдению норм общественного поведения; · эстетическое воспитание; · трудовое и профессиональное воспитание; · воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своего народа, государства, к родному языку.
Второй уровень иерархии целей профессионального образования – уровень специальности. Он включает цели подготовки специалистов в соответствии с требованиями, задачи, решаемые специалистами на производстве, а также знания, умения, способности и другие качества личности, необходимые для решения производственных и социальных задач. Синтез этих требований позволит создать модель личности специалистов. Третий уровень иерархии целей образования – уровень дисциплин, определяющий цели их преподавания. На этом уровне цели образования устанавливаются как обобщенные знания и способы деятельности, формируемые у студентов, воспитательные и развивающие цели преподавания той или иной дисциплины. Следует отметить, что цели профессионального образования по каждому из трех уровней отражаются в соответствующих документах. Так, например, цели первого уровня определены в Законе об образовании и концепции модернизации системы образования в Российской Федерации; цели второго уровня – в Государственных образовательных стандартах (по специальностям), цели третьего уровня - в учебных программах изучаемых дисциплин. Приведем примеры определены целей профессионального образования для каждого уровня (фрагменты целей). В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» цель профессионального образования сформулирована следующим образом: «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту, специальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования».
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |