КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные категории педагогики. К основным категориям педагогики относятся образование, обучение и воспитание
К основным категориям педагогики относятся образование, обучение и воспитание. В педагогике понятие «образование» определяется следующим образом: «Образование – это процесс и результат овладения учащимися системы научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей». В этом определении термин «образование» используется двояко: для обозначения процесса и результата становления, формирования личности. Такой подход к определению данного понятия является общепринятым и широко используется в педагогической литературе. Чтобы избежать двойственности в определении этого понятия В.С.Леднев предлагает закрепить термин «образование» за процессом становления личности. Рассматриваемое понятие определяется им так: «Образование – общественно-организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующим поколениям последующим социального опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности» (32, с.52). В этом процессе он выделяет три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью, воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. Обучение – это активная целенаправленная познавательная деятельность учащихся под руководством преподавателя, в результате которойучащийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него развиваются познавательные и творческие способности, а также нравственные качества личности. Понятие «воспитание» трактуется по-разному. Прежде всего оно рассматривается как функция человеческого общества передавать новым поколениям накопленные ценности: знания, мораль, практический опыт и т.д. Исходя из этого, рассматриваемое понятие определяется так: воспитание – процесс целенаправленного влияния на сознание и поведение ребенка, целью которого выступает накопление им необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. В этом смысле воспитание выступает объектом исследований не только педагогов, но и философов, социологов, историков и т.д. Второе смысловое значение понятия «воспитание» связано с социализацией личности, т.е. процессом формирования и развития социально-важных качеств растущего человека (мировоззренческих, нравственных, коммуникативных, профессиональных). В этом смысле воспитание включает формирующее воздействие на человека семьи, школы, средств массовой информации, окружающей среды, искусства, литературы и т.д. В педагогической литературе существует и третье толкование понятия «воспитание», связанное с профессиональной деятельностью педагогов: оно определяется как целенаправленная организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках учебного заведения (педагогической системы). Развитие человека в обучении и воспитании означает освоение им внутреннего индивидуально-психического и внешнего общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. Например, сюда относится развитие у ребенка памяти, мышления, способностей, внимания, эмоциональной сферы, интересов, эстетических качеств. Развитие рассматривается также как процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики и личности в целом. Кроме основных категорий, в педагогике существует множество вторичных понятий (цели и содержание образования, методы, средства и формы обучения и воспитания, преподавание, учение и т.д.), которые раскрываются в соответствующих главах учебного пособия.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |