КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема определения целей образования в педагогике
Цели образования наряду с содержанием, методами и формами деятельности педагогов и обучающихся, результатами обучения ивоспитания относятся к основным компонентам педагогического процесса. Цели образования - это предполагаемый результат учебно-воспитательного процесса, к достижению которого стремятся как преподаватели, так и обучающиеся. Исследование и определение целей образования направлено на поиск ответов на вопросы: для чего учить и готовить обучающегося, какие задачи он должен уметь решать, какими знаниями и умениями он должен владеть и на каком уровне, какими должны быть его личностные качества. От правильного определения целей общего и профессионального образования зависит эффективность реализации остальных компонентов учебно-воспитательного процесса. Цели образования определяют направление деятельности преподавателей и учащихся, являются критерием отбора содержания и выбора методов обучения и воспитания, оценки результатов образовательного процесса. Знание учащимисяэтих целей способствует развитию их интересов, познавательной активности, целеустремленности, упорства и работоспособности. Определение и описание целей образования являются одной из основных задач проектирования научно обоснованной педагогической системы. Разработка проблемы определения целей образования - актуальная, но недостаточно исследованная область педагогики. Слабая разработанность рассматриваемой проблемы отмечается Г.П. Щедровицким75: "Как это ни странно, но педагогическое учение о целях образования у нас почти совсем не разработано" [с.94]. В.П. Беспалько отмечает, что отсутствие четко поставленных педагогических целей образования и воспитания характерно не только для педагогической науки, но и для практики. Он констатирует: «…. сегодня учебно-воспитательный процесс осуществляется, как это ни парадоксально, без четкой постановки цели и без объективного учета его результатов. А это и есть откровенный формализм, прочно укоренившийся в нашей педагогической жизни" [7, с.31]. В педагогической практике цели образования описываются лишь перечнем знаний и умений или содержат общие указания на необходимость обеспечения фундаментальной подготовки учащихся, всестороннего их развития и т.д. Следует отметить слабую разработанность проблемы определения целей образования в учебниках по педагогике. Например, в учебном пособии для студентов педагогических вузов «Педагогика» [с.203] среди основных элементов педагогического процесса первым выявлен целевой компонент. Однако в пособии этот компонент предоставлен только как цели и задачи воспитания учащихся. Этим недостатком страдают и другие учебные пособия по педагогике. Как определяются в педагогике цели общего образования? Каким способом определять цели профессионального образования? Проблема целей общего образования рассматривается во многих работах ученых педагогов [30, 94, 143, 184, 282 и др.]. В теоретических работах и учебниках по педагогике в качестве главной цели общего образования выдвигается подготовка молодежи к труду и самостоятельной жизни в обществе, умственное и физическое развитие личности. Для достижения этой цели определен ряд задач обучения и воспитания учащихся, в том числе: вооружение учащихся знаниями основ наук и умениями самостоятельно пополнять их и применять на практике, формирование у молодого поколения научного мировоззрения, нравственное воспитание, развитие культуры учащихся, укрепление их здоровья, эстетическое и физическое воспитание, подготовка их активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии. Как видно из этого перечня, цели и задачи образования носят слишком обобщенный характер, по ним невозможно спроектировать научно-обоснованную педагогическую систему, разработать критерии оценки результатов учебно-воспитательного процесса. Исследуя цели общего образования, В.С. Леднев выделяет два основных аспекта: 1) социальный аспект, отражающий глобальные требования общества к общему образованию и его функции, цели средней школы как социального института; 2) личностный аспект, отражающий цели общего образования с точки зрения формирования основных качеств личности. Социальный аспект целей общего образования включает: допрофессиональную подготовку учащихся к трудовой деятельности, к жизни; подготовку молодежи к сознательному выбору профессии; подготовку всех молодых людей к последующему профессиональному образованию по любой из имеющихся в обществе профессий. По мнению В.С. Леднева, основной целью общего образования является передача основ культуры последующему поколению. Личностный аспект целей образования предусматривает развитие функциональных механизмов психики; усвоение опыта предшествующих поколений; формирование обобщенных типологических свойств личности; развитие положительных индивидуальных свойств человека, его способностей, интересов и склонностей. Автор не ограничивается такой обобщенной постановкой целей общего образования. Он последовательно раскрывает содержание каждого компонента этой системы целей, тем самым определяет и обосновывает содержание общего, политехнического и специального (профессионального образования)32. По мнению В.П. Беспалько 7, цель в любой педагогической системе должна быть поставлена диагностично. Он предполагает, что цель образования будет определена диагностично, если: а) дано точное и определенное описание формируемого личностного качества; б) имеется способ однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности; в) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля; г) существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения. В.П. Беспалько полагает, что общая цель работы средней общеобразовательной школы - личностная подготовка учащихся к труду в народном хозяйстве. Такая цель будет диагностичной, если определить требования к качествам личности выпускника школы, т.е. разработать квалификационную характеристику или модель личности выпускника. Используя личностный подход к диагностическому формулированию целей школьного образования, опираясь на психологическую структуру личности, В.П. Беспалько предпринял попытку определить трудовые, нравственные, мировоззренческие и эстетические качества личности выпускника школы и диагностируемые признаки этих качеств. За рубежом особую известность получила таксономия целей обучения, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б.С. Блума (по 44). В ней выделяются три сферы: познавательная, эмоциональная и психомоторная. В познавательной сфере определены шесть уровней (категорий): знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Эмоциональная область включает пять частей: сознание, деятельность, оценку ценностей, создание системы ценностей и выбор собственной системы ценностей» Теория Блума, включающая описание интеллектуальных и эмоциональных процессов, не учитывает аспекты творческого мышления и принятия решений. Известный польский педагог и психолог В.0конь44 в учебном пособии «Введение в общую дидактику» проблеме целей обучения посвятил целую главу. Автор подчеркивает, что в различных дидактических системах основной целью обучения и воспитания считается всестороннее развитие личности учащегося. Им дается критический анализ решений проблемы развития личности, предложенных представителями бихевиоризма, педагогики культуры, психоаналитической педагогики, когнитивной психологии и гуманистической педагогики. В. Оконь в общем образовании выделяет два аспекта: предметный и личностный. По его мнению, предметная сторона обучения включает три группы основных целей: 1) овладение учащимися основами научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве; формирование умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельно использовать эти знания; 2) общая подготовка учащихся к практической деятельности; овладение ими навыками говорения, чтения, письма и счета; приобщение их к индивидуальной познавательной деятельности (формирование умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской работы); овладение научными основами производства и умениями пользоваться простейшими орудиями труда; приобщение молодежи к культуре; 3) формирование у учащихся научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира. В личностном аспекте обучение имеет три цели: 1) развитие мышления и познавательных способностей; 2) формирование потребностей, мотивации, интересов и увлечений учащихся; 3) привитие навыков к самообразованию» На основе целей общеобразовательного обучения В. Оконь сделал попытку определить цели профессионального обучения. По сравнению с таксономией целей Б.С. Блума система целей общего образования, разработанная В. Оконем, отличается большей полнотой и содержательностью. Другой польский специалист Ч. Куписевич 25 в педагогическом процессе выделяет три группы целей: цели воспитания, цели общего образования и цели профессионального образования. Он отмечает, что главная цель профессионального образования состоит в том,чтобы обеспечить молодежь основными профессиональными знаниями и умениями, относящимися к целой группе родственных профессий, а также специальными знаниями и умениями, необходимыми для выполнения определенной конкретной профессии. Кроме того, по его мнению, цели профессионального образования связаны с развитием у учащихся интереса к своей профессии, приучением их к постоянной работе над повышением своей квалификации. Личностно ориентированным является подход В.В. Давыдова к организации учебного процесса и определению его целей. Он отмечает, что современное образование должно быть направлено на формирование творческой личности и ориентировано на своеобразие индивидуальности каждого молодого человека, учитывая его собственную волю и жизненные устремления. Учащийся должен быть свободным субъектом учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности (учебной, трудовой, организационной, спортивной и т.д.)43. Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показывает, что определение целей образования означает выявление и описание качеств личности учащегося, подлежащих формированию и развитию в процессе его обучения и воспитания. По этому поводу Г.П. Щедровицкий утверждает: «Для того, чтобы перестраивать существующую систему обучения и воспитания или строить новую, нужно иметь проект предстоящего продукта этой системы - конкретное и многостороннее описание человека будущего общества, нужно ясно себе представлять, какие деятельности должен будет совершать этот человек, какими будут его взгляды на мир и отношения к другим людям», [75, с. 94].
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |