КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базы данных в электронном маркетинге
В основе функционирования любой информационной системы лежит поиск, сбор, надежное хранение, обработка данных и их обновление. Для эффективного управления данными в большинстве современных информационных систем они организованы в специальные структуры, называемые базами данных. В системах электронного маркетинга наиболее важными областями применения баз данных являются: · корпоративные информационные системы; · электронные каталоги; · картотеки и системы авторизации доступа; · поисковые системы; · электронные магазины; · статистические системы посещения сайта. Электронные каталоги могут содержать любую однотипную информацию, например представлять каталоги товаров или услуг, магазинов, выставок и др. Большинство каталогов, представленных на Web-сайтах, связаны с соответствующими базами данных. Когда посетитель сайта выбирает для просмотра определенную категорию товара, производится автоматический поиск товаров данной категории в базе данных каталога на сервере, а затем эта информация в виде Web-страницы передается на компьютер посетителя. Электронные картотеки содержат обычно сведения о покупателях, поставщиках, агентах, сотрудниках. В случае регистрации посетителя сайта, когда он заполняет определенную форму, данные из формы передаются в базу данных потенциальных клиентов на сервере. Такая база данных может использоваться независимо или быть включена в общую базу данных сайта или предприятия. Часто при построении картотек используются системы авторизации доступа, когда посетителю выдается уникальное имя и пароль, с тем, чтобы он мог вносить изменения в свои данные. Широко известные поисковые системы сетиИнтернет используют базы данных для организации хранения и быстрого поиска сведений об Интернет-ресурсах. Сейчас многие организации также включают в свои сайты механизм поиска по ключевым позициям сайта для облегчения навигации и получения нужной посетителю информации. В электронных магазинах вся информация о товарах, покупках, посетителях также хранится в базе данных. Основными объектами базы данных такого магазина являются каталоги продукции или услуг, картотека покупателей, покупательские корзины, заказы и доставка. В следующих разделах мы подробно опишем построение базы данных Интернет-магазина. Важным инструментом анализа популярности и привлекательности сайта является сбор статистики работы посетителей с различными ресурсами сайта. Наличие статистической базы данных позволяет быстрее и надежнее производить такую оценку. В реальных системах электронного бизнеса могут присутствовать как все, так и только одна их рассмотренных категорий баз данных. Крупные и средние компании обычно имеют корпоративные сети и интегрированные базы данных. При осуществлении бизнеса через Интернет такие компании создают корпоративные Web-порталы, представив часть информации из корпоративной базы данных (например, каталоги продукции) для Интернет-аудитории. На Web-портале могут быть и поисковые системы, и формы для регистрации посетителей. В этом случае информация о посетителях, покупках или контрактах, заключаемых в режиме on-line может быть размещена в отдельных базах данных или интегрирована в базу данных предприятия. Малые компании могут ограничиться каталогом продукции и статистическим. Таким образом, базы данных являются центральным звеном, обеспечивающим полномасштабную и качественную работу как всего предприятия, так и отдела маркетинга, позволяя собрать и систематизировать необходимую для принятия оперативного решения. 6.2.1. Базы данных: основные понятия и определения Что же такое базы данных и чем они отличаются от других способов организации данных, таких как размещение отдельных файлов в структуре папок на диске или в виде Web-страниц? Прежде чем дать строгое определение, рассмотрим основные требования, предъявляемые к базам данных, на конкретном примере. Предположим, что необходимо создать информационную систему для некоторой торговой организации. В организации имеется каталог товаров, картотеки поставщиков и покупателей, ведется учет наличия товаров на складе, оформленных и исполненных заказов. Система должна автоматизировать хранение и обновление этих разнородных и взаимосвязанных данных. Целостность базы данных. Первым очевидным требованием является непротиворечивость данных. Не должно быть такой ситуации, когда заказывается отсутствующий на складе товар или в результате ошибки ввода информация о покупателе в заказе не соответствует данным картотеки покупателей. В теории баз данных такое требование называется требованием целостности. Целостность базы данных подразумевает поддержание полной, непротиворечивой и адекватно отражающей предметную область информации. С требованием целостности данных связано понятие транзакции. Транзакция – это последовательность операций над базой данных, рассматриваемых как единое целое. Транзакции выполняются по принципу все или ничего. Например, при оформлении заказа на определенный товар в нашей системе должны выполниться две операции над данными, хранящимися в различных частях базы данных. Во-первых, должна быть произведена регистрация заказа и, во-вторых, должно произойти резервирование указанного количества товара и соответствующим образом уменьшено количество товара на складе, предлагающегося к дальнейшим продажам. На любом этапе изменения данных возможен технический или программный сбой. В таком случае целостность базы данных будет нарушена: с одной стороны, продано определенное количество товара, с другой - к продаже предлагается такое же количество товара, как и до оформления заказа. Для предотвращения подобных нарушений вводится транзакция «Оформление заказа» (рис. 7.3), в которой над базой данных либо должны произвестись все необходимые операции (товар продан, уменьшен его запас на складе), или должен произойти откат к исходному состоянию (товар не продан, его количество на складе не изменилось).
Актуальность хранимых данных. В любой момент времени информация, содержащаяся в базе данных, должна отражать текущую ситуацию в отделе заказов и на складе, представлять современные данные о товарах и клиентах. Многоаспектное использование данных. Рассмотрение бизнес-процессов даже на небольшом торговом предприятии показывает, что информация о клиенте может поступать по различным каналам — в процессе заключения договора – через отдел маркетинга, в процессе оплаты счетов – от финансового отдела, в процессе отгрузки товара – от отдела сбыта и т. д. Вся информация хранится в одном месте – в единой базе данных. Эта информация может быть использована любым отделом предприятия в соответствии с правами доступа и функциями. Информационная система предприятия должна быть многофункциональной (рис. 7.4). Необходимо вести учет заказов, учет новых товаров, движение товаров на складе, обрабатывать данные о покупателях, проводить анализ продаж, составлять итоговые отчеты. В небольшой организации проводить всю эту работу может один и тот же сотрудник, в крупных компаниях с большой интенсивностью заказов и движения товаров каждый сотрудник имеет свой участок работы. В любом случае система должна предоставить каждому пользователю нужные ему данные в удобной форме. Так, для ведения каталога товаров нужны данные только о товарах, товарных группах и поставщиках. Для анализа продаж могут потребоваться недельные сводки заказов, сгруппированные по отдельным товарам. В ежемесячных отчетах для руководства компании должны быть данные о сбыте для групп товаров.
Возможность модификации системы. В процессе эксплуатации системы может возникнуть необходимость в ее изменении или дополнении новыми функциями. Допустим, что в связи с расширением деятельности нашей торговой организации потребовалось привлечь сторонние организации для доставки товаров, и теперь данные о новых партнерах необходимо включить в систему заказов. Информационная система должна быть построена таким образом, чтобы, во-первых, была возможность ее расширения и модификации данных и, во-вторых, включение новых функций не должно затрагивать системы в целом. Надежность. Важным требованием является надежность функционирования системы. Целостность базы данных не должна нарушаться при технических сбоях оборудования. Особенно это актуально при организации работы в сетях, когда сбой на одном из множества участков сети может привести к потере или искажению информации. Скорость доступа. Система должна обеспечить быстрый доступ к требуемой информации. Время ответа на стандартные запросы к данным должно удовлетворять пользователей системы. При многопользовательской работе с базой данных эффективность поиска информации играет решающую роль. Быстрота разработки. Кроме перечисленных выше требований, немаловажным является возможность разрабатывать и модифицировать подобные системы за достаточно короткие сроки. Время на разработку должно быть существенно меньше времени использования системы. Особенно это актуально в настоящее время, когда бизнес изменяет свои формы и действует в постоянно меняющемся окружении. Таким образом, организация базы данных должна быть достаточно гибкой, чтобы обеспечить эффективное получение информации всеми группами пользователей и иметь возможность дорабатывать и изменять структуру хранимых данных без существенных временных и денежных затрат. Для того чтобы соответствовать всем перечисленным требованиям, необходимы некоторые стандартные решения, которые нашли воплощение в концепции баз данных. Концепция баз данных имеет два аспекта. Во-первых, структура данных должна быть независима от программ, использующих эти данные, так, чтобы данные можно было добавлять или перестраивать без изменения программ. Во-вторых, все управление данными должно осуществляться централизованно специальной программной системой. Такие системы называются системами управления базами данных (СУБД). СУБД осуществляют взаимодействие между базой данных и пользователями системы, а также между базой данных и прикладными программами, реализующими определенные функции обработки данных. Построение информационной системы, основанной на базе данных, можно представить в виде схемы, приведенной на рис.7.5. Рис. 7.5. Структура информационной системы Данные в информационных системах описывают определенную предметную область. Предметная область [46] – это область применения конкретной информационной системы: определенная отрасль знаний, предприятие или система предприятий определенной отрасли экономики, отдельные направления деятельности предприятий: производство, снабжение, обслуживание заказов. База данных представляет собой совокупность взаимосвязанных и специальным образом организованных данных, хранимых во внешней памяти компьютера, которые отображают текущее состояние объектов и процессов в рассматриваемой предметной области. Централизованное управление данными осуществляется системой управления базой данных(СУБД). Система управления базами данных – это общесистемное программное средство, предназначенное для создания, поддержания и использования базы данных. СУБД преобразует сформированные пользователями или прикладными программами запросы на получение или модификацию данных в команды обращения к базе данных. СУБД обеспечивает надежное хранение больших объемов данных сложной структуры во внешней памяти компьютера и эффективный доступ к ним. Появление СУБД сняло с разработчиков информационных систем необходимость создавать каждый раз весьма сложные компоненты управления данными. К основным функциям СУБД относятся: · Непосредственное управление данными во внешней и оперативной памяти и обеспечение эффективного доступа к данным в процессе решения задач. · Поддержание целостности данных и управление транзакциями. · Ведение системного журнала изменений в базе данных, что обеспечивает восстановление базы данных после технического или программного сбоя. · Реализация поддержки языка описания данных и языка запросов к данным. · Обеспечение безопасности данных. · Обеспечение параллельного доступа к данным нескольких пользователей.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |