КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преступления, посягающие на общественные отношения, регулирующие процессуальный порядок получения 2 страница
Состав преступления формальный, преступление признается оконченным с момента осуществления действий, указанных в диспозиции ст. 289 УК. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния и желает его совершить. Субъект преступления специальный – должностное лицо, которое либо само учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, или участвует в ее управлении, либо действует через доверенное лицо и использует свои полномочия вопреки запретам. В качестве посредника может выступать любое лицо. Взяточничество (ст.ст. 290, 291, 2911 УК). Под термином «взяточничество» в теории уголовного права понимается получение должностным лицом лично или через посредника взятки за законные или незаконные действия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также дачу взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение таких действий (бездействия)[304]. Получение взятки (ст. 290 УК). Непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное, правильное функционирование государственного аппарата. Предметом преступления являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды имущественного характера. Деньги – это бумажные и металлические денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении на момент совершения преступления. Согласно ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Виды ценных бумаг перечислены в ст. 143 ГК РФ: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Иное имущество – различного рода движимое и недвижимое имущество: квартиры, дачи, мебель, автомашины, антикварные изделия, бытовая техника, драгоценные металлы и камни и т. д. Относительно выгод имущественного характера в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» говорится, что таковыми могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. В случаях, когда предметом взятки являются предметы, изъятые из гражданского оборота, то получение взятки квалифицируется по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов. С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Под получением взятки лично следует понимать получение ее должностным лицом непосредственно или близкими виновному лицами с его согласия. Так, согласно п. 9 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г., если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, то действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не от взяткодателя лично, а использует передаточное звено между взяткодателем и взяткополучателем. Делается это, как правило, для того, чтобы затруднить выявление факта взяточничества. Взятка должна быть получена: 1) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые входят в служебные полномочия должностного лица. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. разъяснил, что в данном случае имеются в виду такие действия должностного лица, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями; 2) совершение действий (бездействие), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя; 3) общее покровительство, которое заключается, например, в действиях, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности; 4) попустительство по службе, которое состоит, например, в непринятии должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, должны привлекаться к ответственности за покушение на дачу взятки. Если же обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли должностного лица, которому она предназначалась, такое должностное лицо будет отвечать за покушение на получение взятки. Немаловажен тот факт, что состав получения взятки сконструирован по типу формальных, поэтому совершение или несовершение должностным лицом обусловленных взяткой действий (бездействия) находится за пределами рассматриваемого состава преступления. Преступление будет окончено вне зависимости от того, совершил или не совершил взяткополучатель обусловленные вознаграждением действия. С субъективной стороны получение взятки предполагает наличие прямого умысла: должностное лицо осознает общественную опасность получения взятки и желает ее получить. Субъектом получения взятки может быть российское должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. Признаки должностного лица были рассмотрены выше. Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени (п. 2 примечаний к ст. 290 УК). Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 2 ст. 290 УК, является получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. Значительным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. рублей (п. 1 примечаний к ст. 290 УК). Частью 3 ст. 290 УК предусмотрена ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия. Под незаконными действиями, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. № 6, подразумеваются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Таким образом, к незаконным действиям должностного лица, совершаемым в целях получения взятки или за уже полученную взятку, относятся преступные и непреступные (правомерные) действия (бездействие), выполненные в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, выходящие за пределы служебных полномочий должностного лица и находящиеся вне его должностной компетенции. Особо квалифицирующим признаком получения взятки является совершение деяния, предусмотренного частями первой-третьей ст. 290 УК, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 290 УК). В ч. 5 ст. 290 УК содержится перечень особо квалифицирующих признаков получения взятки: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) путем вымогательства; г) в крупном размере. Согласно разъяснению, содержащемся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6, взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц. В соответствии с законом (ст. 35 УК) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных ст.ст. 290 и 291 УК. Вымогательство взятки означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. В соответствии с п. 1 примечаний к ст. 290 УК крупный размер взятки означает, что сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера превышают 150 тыс. рублей. В тех случаях, когда взятка в крупном размере получена частями, но все действия являются эпизодами одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере. Деяния, предусмотренные ч.ч. 1, 3, 4 и п.п. «а», «б» ч. 5 ст. 290 УК, совершенные в особо крупном размере, квалифицируются по ч. 6 настоящей статьи. В соответствии с п. 1 примечаний к ст. 290 УК особо крупным размером признается размер взятки, превышающий 1 млн рублей. Получение взятки является специальным видом злоупотребления должностными полномочиями. Однако это не является препятствием для квалификации содеянного по совокупности ст.ст. 285 и 290 УК в тех случаях, когда получившее взятку должностное лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, существенно нарушает права и законные интересы граждан и организаций либо государственные и общественные интересы, охраняемые законом. Дача взятки (ст. 291 УК). Непосредственный объект и предмет дачи взятки совпадают с объектом и предметом получения взятки. С объективной стороны дача взятки заключается во вручении должностному лицу (иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации) лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества, в оказании ему услуг имущественного характера или предоставлении ему иных имущественных прав за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо когда оно в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе, а также за незаконные действия по службе. Дача взятки будет окончена с момента принятием взяткополучателем хотя бы части взятки. Если взятка не была принята должностным лицом, то содеянное образует покушение на дачу взятки. Одно лишь предложение дать взятку не считается покушением на ее дачу. В последние годы правоприменительные органы все чаще сталкиваются со взятками в интересах организации (государственной, общественной, частной). В этих случаях в соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, – как соучастник дачи взятки. С субъективной стороны дача взятки характеризуется виной в виде прямого умысла. Взяткодатель осознает общественную опасность дачи взятки должностному лицу и желает передать ему взятку. Субъектом дачи взятки является лицо, достигшее 16-летнего возраста. В ч. 2 ст. 291 УК указан квалифицирующий признак: дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере. Данный признак рассмотрен при анализе состава получения взятки. В ч. 3 ст. 291 УК предусмотрен особо квалифицирующий признак: дача взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). По ч. 4 ст. 290 УК квалифицируются деяния, предусмотренные частями первой-третьей настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере. Если деяния, предусмотренные частями первой-четвертой ст. 291 УК, совершены в особо крупном размере, то они квалифицируются по ч. 5 этой статьи. Названные особо квалифицирующие признаки были рассмотрены при анализе состава получения взятки (ст. 290 УК). Дачу взятки следует отличать от провокации взятки, предусмотренной ст. 304 УК. Провокация взятки, в отличие от ее дачи, характеризуется наличием цели искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. В примечании к ст. 291 УК указывается, что взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если: 1) он активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления; 2) со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки; 3) он добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Освобождение взяткодателя от ответственности по вышеуказанном обстоятельствам является не правом, а обязанностью органа, имеющего право возбудить уголовное дело о даче взятки. Посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК). Непосредственный объект и предмет посредничества во взяточничестве аналогичны объектуи предмету преступлений, предусмотренных ст. ст. 290 и 291 УК. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Посредник выступает в роли связующего звена между взяткодателем и взяткополучателем. Он, как правило, лично передает предмет взятки, однако возможны случаи использования третьих лиц, при условии их неосведомленности о фактическом характере совершаемых действий. Под иным способствованием взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки понимаются случаи передачи условий соглашения, предоставления помещений для их встречи или устранения препятствий к достижению соглашения. Значительный размер взятки понимается так же, как и в ст.ст. 290 и 291 УК. Для признания посредничество оконченным преступлением необходима фактическая передача хотя бы части предмета взятки. Если должностное лицо отказалось принять взятку, то действия посредника необходимо квалифицировать как покушение на посредничество во взяточничестве. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что по поручению взяткодателя или взяткополучателя передает взятку и желает этого. Субъект преступления– лицо, достигшее 16 лет. В законе (ч. 2 ст. 2911 УК) предусмотрены два квалифицирующих признака: 1) посредничество во взяточничестве за совершение заведомонезаконных действий (бездействие); 2) лицом с использованием своегослужебного положения. Уголовно-правовая характеристика незаконности действий (бездействия) при взяточничестве давалась при юридическом анализе состава получения взятки (ст. 290 УК). Посредничество во взяточничестве с использованием служебного положения имеет место в случаях, когда виновный осуществляет посреднические действия, используя полномочия должностного лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. В качестве особо квалифицирующих признаков закон предусматривает: а) посредничество во взяточничестве, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере (ч. 3 ст. 2911 УК) либо в особо крупном размере (ч. 4 ст. 2911 УК). Крупный и особо крупный размер взятки при посредничестве во взяточничестве характеризуется теми же признаками, что и при получении взятки (ст. 290 УК). Часть 5 ст. 2911 УК предусматривает отдельный состав преступления – обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Смысл этих действий заключается в том, что виновное лицо предлагает свои услуги или обязуется выступить в качестве связующего звена между взяткодателем или взяткополучателем по передаче взятки или иным образом способствовать указанным лицам в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Согласно примечанию к ст. 2911 УК освобождение от уголовной ответственности за данное преступление возможно, если виновный после совершения преступления активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве. Посредничество во взяточничестве следует отграничивать от дачи взятки: отличие заключается в том, что посредник, передавая взятку взяткополучателю, действует не по своей инициативе, а в интересах и по поручению либо взяткодателя либо взяткополучателя. Отличие посредничества во взяточничестве от соучастия заключается в том, что посредник помогает взяткодателю и взяткополучателю реализовать уже созревший у них умысел на совершения преступления, в то время как подстрекатель или организатор содействуют формированию умысла на совершения преступления, создавая условия для его осуществления. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 2921 УК). Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления является регламентированная законодательством деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере обеспечения порядка выдачи паспорта гражданина России. Предметами указанного состава преступления являются паспорт гражданина РФ и заграничный паспорт. Нормативными актами, регулирующими порядок выдачи паспорта гражданина России, являются: Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»[305], постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»[306]. В соответствии с вышеуказанными актами паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, и вводится в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие четырнадцатилетнего возраста и проживающие на территории России. По достижении 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. В целях обеспечения конституционного права граждан РФ на свободный выезд из России и въезд в нее, для осуществления их защиты и покровительства за пределами РФ введен в действие паспорт гражданина РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию – заграничный паспорт. «Правовой статус» заграничного паспорта регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[307], Указом Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации»[308], Указом Президента РФ от 19 октября 2005 г. № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации»[309]. Не могут быть предметом рассматриваемого преступления все остальные документы, удостоверяющие личность гражданина России. Объективная сторона указанного преступления состоит: 1) в незаконной выдаче паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства; 2) во внесении ответственным лицом ложных сведений в документы, повлекшем незаконное приобретение гражданства РФ. Понятие и правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ регулируется Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[310]. Согласно вышеуказанному закону иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основания приобретения гражданства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства регламентированы Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[311]. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, могут приобрести гражданство РФ одним из следующих способов: прием в гражданство РФ в общем порядке; прием в гражданство РФ в упрощенном порядке; восстановления в гражданстве; на основании международных договоров Российской Федерации. Незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, указанном выше. Состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента фактической передачи паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства и получения его данным лицом. Незаконная его выдача гражданину РФ не образует состава рассматриваемого преступления. При наличии определенных обстоятельств данные действия следует квалифицировать как злоупотребление должностными полномочиями. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что незаконно выдает паспорт гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, и желает совершить данное действие Субъект преступления специальный – должностное лицо или государственный служащий Федеральной миграционной службы России. Следующее действие, предусмотренное ч. 1 ст. 2921 УК, – внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации Непосредственным объектом выступают интересы государственной и муниципальной службы в обеспечении порядка составления и оборота официальных документов в сфере приобретения гражданства РФ. Дополнительным объектом преступления выступает установленный порядок нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Предметом преступления выступают документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства России, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения гражданства России, регулируются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1352[312]. Видами документов в зависимости от основания приобретения гражданства могут быть: вид на жительство; один из документов, подтверждающих наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию; документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РФ либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя; документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды; иные документы в зависимости от основания приобретения гражданства. Объективная сторона преступления включает в себя: деяние, выразившееся во внесении в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства РФ, ложных сведений; последствие, выражающееся в незаконном приобретении гражданства; причинно-следственную связь между совершенным деянием и наступившим последствием. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ, решения о приобретении гражданства. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ приобретается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве России, соответствующего решения. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что вносит в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства, ложные сведения, предвидит последствие в виде незаконного приобретения иностранным гражданином или лицом без гражданства в результате своих действий гражданства РФ и желает этого. Субъект преступления специальный – наряду с должностным лицом, таковым признается государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. В ч. 2 ст. 2921 УК предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина России иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства России. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: совершение деяния, которое может быть выражено либо в бездействии (неисполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей), либо в действии (ненадлежащее исполнение своих обязанностей); наступление последствия в виде незаконной выдачи паспорта гражданина России иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконного приобретения гражданства России; причинно-следственная связь между деянием и последствием. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Субъект преступления – должностное лицо, государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, в полномочия которых входит выдача, прием и проверка документов, необходимых для выдачи паспорта гражданина РФ и получения гражданства РФ.
Глава 18. Преступления против правосудия
§ 1. Общая характеристика преступлений против правосудия
В УК РФ преступления против правосудия выделены в самостоятельную главу 31. Основанием для этого является видовой объект посягательства – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов правосудия. В теории уголовного права понятие «правосудие» употребляется в узком и широком значениях[313]. Правосудие в узком смысле слова – это деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и административных дел. Здесь имеется в виду деятельность Верховного Суда РФ и иных федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных арбитражных судов. Некоторые юристы понятием «правосудие» охватывают деятельность Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ[314]. По нашему мнению, общественные отношения, обеспечивающие деятельность названных судов, не являются объектом преступлений, предусмотренных статьями главы 31 УК, поскольку Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ не рассматривают и не разрешают гражданские, уголовные и административные дела по существу, а являются органами конституционного (уставного) контроля.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |