![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С 1970 по 1996 г
Изменение доли занятых по отдельным отраслям сферы услуг (процентные пункты)
* За 1970 г. использованы данные по Чехословакии. ** Складское хозяйство учтено вместе с торговлей. Источник. Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Занятость в сфере услуг и перспективы ее развития в России // Общество и экономика. 1998. № 7. С. 179.
В настоящее время по темпам роста во многих странах лидирует комплекс деловых услуг: службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские работы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В рамках этих услуг быстрее всего развиваются информационно-компьютерные услуги. Интересно, что ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг, связанных с деятельностью по подбору кадров, обеспечением нормального социального климата на производстве, поддержанию связей фирм с общественностью. В целом в сфере деловых услуг в конце 90-х годов в США было занято более 11 млн работников, в Японии — около 3 млн, в Великобритании — 1,5 млн, в Германии — 1,4 млн, во Франции — 0,6 млн1. 1 Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // МЭиМО. 1999. № 2. С. 26.
В России в 1990 г. в сфере услуг работали 37% занятых от общей их численности, в 1996 г. — 50%2. По данным табл. 11.1 прирост численности занятых в сфере услуг происходил прежде всего за счет отраслей коммунальных, социальных или личных услуг, однако это связано не с ростом, а со значительным падением объема материального производства. Состояние сферы услуг в технологически развитых странах показывает, что государству целесообразно содействовать формированию и развитию малого бизнеса, который в сфере услуг традиционно занимает важные позиции и помогает решать проблему занятости. При этом особое внимание должно уделяться высокотехнологическим видам малого предпринимательства. В целом необходимо преодолевать колоссальное отставание российской сферы услуг по научно-техническому уровню. Только в этом случае возможно существование модели занятости, соответствующей требованиям постиндустриальной экономики. По некоторым данным, около половины российских трудовых ресурсов по своему квалификационному и общему образовательному уровню готовы при нормальной организации, включая оплату и условия работы, к труду на современных предприятиях3. 2 Там же. С. 30. 3 Бушмарин И. Квалификация рабочей силы — ведущий компонент производительных сил // МЭиМО. 1999. № 10. С. 69.
Итак, именно сфера услуг в конце XX в. стала главным источником создания рабочих мест и определяющим фактором в формировании контингента занятого населения в экономически развитых странах, в которых происходят становление и развитие сервисной модели занятости. Качественными характеристиками этой модели выступают: появление и распространение новых информационных технологий; увеличение в материальном производстве доли занятых, связанных с предоставлением услуг; формирование видов деятельности, которые целиком или преимущественно базируются на услугах.
Вопросы для самопроверки 1. Как теория трех секторов экономики объясняет перемещение занятости в сферу услуг? 2. Охарактеризуйте взаимосвязь состояния занятости в материальном производстве и сфере услуг. 3. Назовите характерные черты сервисной модели занятости населения. 4. По каким признакам выделяются секторы в рамках сервисной занятости? 5. Каковы черты информационной модели занятости? 6. Охарактеризуйте причины формирования и черты рекреационной модели занятости. 7. Раскройте содержание общих факторов повышения спроса на работников третичного сектора. 8. Охарактеризуйте три причины ускоренного развития сферы услуг, способствующие перемещению занятости в эту сферу. 9. Какие условия развития сферы услуг относятся к числу специфических, как они влияют на динамику отраслевой занятости в третичном секторе? 10. Оцените возможности решения проблемы занятости населения в современной России в связи с развитием сферы услуг. 11. Является ли развитие сферы услуг только производным от развития первичного и вторичного секторов экономики и как в связи с этим обслуживающий труд влияет на расширение занятости? 12. Почему улучшение качества и продолжительности жизни населения развитых стран способствует расширению занятости в секторе социальных услуг и какова российская специфика данного положения? 13. По мере продолжающегося уменьшения роли промышленного производства в экономике ее общее развитие будет все больше зависеть от сферы услуг. Как эта ситуация отразится на занятости населения? 14. Какие виды услуг являются престижными в условиях современной России и как это отражается на предложении труда в секторе услуг?
Рекомендуемая литература 1. Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Занятость в сфере услуг и перспективы ее развития в России // Общество и экономика. 1998. № 7. 2. Бушмарин И. Квалификация рабочей силы — ведущий компонент производительных сил // МЭиМО. 1999. № 10. 3. Вильховченко Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технологического трудовытеснения в развитых странах // МЭиМО. 1998. № 5. 4. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // МЭиМО. 1999. № 2. 5. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М.: Academia — Наука, 1998. 6. Кларк С. Новые формы трудового договора и гибкость труда в России // Вопросы экономики. 1999. № 11. 7. Лебедева Л.Ф. Структурные сдвиги в личном потреблении в России и США: особенности современного периода // США. ЭПИ. 1997. № 12. 8. Макаров В. Государство в российской модели общества // ПТ и ПУ. 1999. № 1. 9. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. 10. Матэ Э. Послепродажное обслуживание / пер. с фр.; под общ. ред. В.С. Загашвили. М.: Прогресс, 1993. 11. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 12. Седлак М. Тенденции развития секториальной структуры экономики // ПТ и ПУ. 1998. № 2. 13. Смирнов С. Отраслевая структура занятости: анализ изменений // Человек и труд. 1998. № 1. 14. Современный бизнес: учебник. В 2-х т. Т. 1 / пер. с англ.; Д.Дж. Регмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж. Тилл. М.: Республика, 1995. 15. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство / КООС; Х. Юнкель, О. Хеллер, М. Ланген [и др.]; пер. с нем. О.Ю. Григорьевой и др. М.: Наука, 1994. 16. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 17. Экономические последствия старения населения // США. ЭПИ. 1997. № 1.
Работа — это нечто, что нужно делать, а не место, в которое приходят. Лори Котс
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |