Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения




ФОРМИРОВАНИЯХ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ ДЕЖУРСТВА В АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА, ОПОВЕЩЕНИЯ, СВЯЗИ

С целью оперативного решения поставленных задач в ПСС, ПСФ и ПСО МЧС России организуется дежурство. Его форма устанавливается руководителем подразделения в зависимости от конкретных условий, им же утверждается график несения дежурства.

Основная задача дежурных заключается в получении информации, передаче ее адресатам, оповещении сотрудников, участии в подготовке и оперативном проведе­нии ПСР. Дежурная смена ПСО состоит из 3-8 спасателей, медицинского работника, водителя с машиной, связиста. Она может находиться по месту дислокации отряда или по месту жительства. В последнем случае нужно определить форму связи для оповещения дежурных и оперативного их выезда на ПСР.

Организация и несение дежурства в ПСФ МЧС России должны осуществляться в соответствии с требованиями методических рекомендаций по организации несения дежурства в аварийно-спасательных формированиях (АСФ), которые разработаны в соответствии с федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации, прика­зами МЧС России и другими нормативными документами.

Методические рекомендации предназначены для органов, специально уполномо­ченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб и формирований (профессиональных, нештатных и общественных) при организации повседневной деятельности и реагировании на чрезвычайные ситуации.

(разработаны В.Н. Кош елевым, к.в.н., доцентом А.В. Курсаковым)

Одним из основных принципов деятельности аварийно-спасательных формирований и спасателей является постоянная готовность аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации.

Содержание | Index 212


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 213

Данный принцип реализуется в период между аварийно-спасательными работами путем специаль­ной подготовки, занятий, организацией дежурства и иных организационно-технических мероприятий.

Заблаговременная подготовка, быстрая организация и эффективное проведение аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации является важной за­дачей деятельности начальников и органов управления аварийно-спасательных формирований.

Организация дежурства обеспечивает постоянную готовность ПСФ к экстренному выдвижению в зону ЧС.

РЕЖИМЫ НЕСЕНИЯ ДЕЖУРСТВА

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и орга­нов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, ради­ационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;

режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиацион­ной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке и при по­лучении прогнозов о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основными мероприятиями для АСФ являются:

в режиме повседневной деятельности — совершенствование подготовки сил и средств к дей­ствиям при чрезвычайных ситуациях;

в режиме повышенной готовности — усиление диспетчерско-дежурной службы, приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;

в режиме чрезвычайной ситуации — выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной си­туации, проведение первоочередных работ по ликвидации ЧС.

Директивой МЧС России от 10.09.2001г. № 1 ДСП для органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций устанавливается одна степень готовности к применению по предназна­чению в мирное время — ГОТОВНОСТЬ №1.

ГОТОВНОСТЬ №1 — это такое состояние органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций, при котором они для участия в ликвидации ЧС (угрозы ЧС) приводятся в готовность к применению в штатной структуре мирного времени.

Приведение органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций в ГОТОВ­НОСТЬ №1 может осуществляться при любом режиме функционирования Единой государственной си­стемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

АСФ могут приводиться в ГОТОВНОСТЬ №1 как в полном составе, так и меньшими силами в соста­ве дежурных смен (усиленных дежурных смен) и т.д.

Распоряжение на ограничение состава сил и средств, привлекаемых для участия в ликвидации ЧС (угрозы ЧС), может поступить (вводиться) как одновременно с получением приказа (сигнала) на приве­дение АСФ в ГОТОВНОСТЬ №1, так и в любой момент в ходе или после приведения АСФ в готовность к применению.

СОСТАВ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ

В зависимости от характера чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановки, характера, объема и условий ведения АСР АСФ может привлекаться для их выполнения в полном составе или в составе дежурной смены (оперативной группы).

Наращивание усилий поисково-спасательных сил производится по решению начальника АСФ, а также других вышестоящих должностных лиц.

Дежурная смена — оперативная единица АСФ, создаваемая на определенный период времени из сотрудников АСФ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением и способная вы­полнять работы по ликвидации ЧС, а в ряде случаев и ликвидировать ее.

Содержание | Index 213


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 214

Основная задача дежурной смены — оперативное выдвижение к месту чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными временными нормативами и проведение работ по ее предотвращению и (или) ликвидации.

При приведении АСФ в режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на личный со­став дежурной смены возлагаются следующие задачи:

— подготовка техники, оборудования, снаряжения, продуктов питания;

— загрузка оборудования, имущества в транспортные средства;

— проведение разведки зоны (объекта) ЧС;

— обустройство временного лагеря основных сил АСФ.

Основные задачи оперативного дежурного:

— прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих
информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного и техногенного характера;

— анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурной смены,
а также других должностных лиц и организаций, в компетенцию которых входит реагирование на при­
нятое сообщение;

— обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств,
привлекаемых для реагирования на ЧС, при необходимости оповещение личного состава АСФ о пере­
воде в степень готовности к применению по предназначению в мирное время;

— оценка и контроль обстановки, подготовка вариантов управленческих решений по ликвидации
ЧС, принятие необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномо­
чий);

— представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстанов­
ке, возможных вариантов решений и действиях по ликвидации ЧС вышестоящим органам управления
по подчиненности;

— информирование об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах дежурной смены, АСФ, дру­
гих организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС;

— обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации
и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Состав, структуру дежурной смены, режим дежурства определяет начальник АСФ исходя из задач, возложенных на АСФ, штатной численности АСФ, местных условий, оперативной обстановки, а также требований Трудового законодательства Российской Федерации и нормативных документов в области охраны труда спасателей.

Исходя из технологии выполнения наиболее характерных видов аварийно-спасательных работ, а также обеспечения безопасных условий при их проведении, дежурная смена должна состоять из опе­ративного дежурного, 3-6 спасателей, медицинского работника, водителя.

В дежурную смену назначаются спасатели, прошедшие соответствующую подготовку, аттестован­ные в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, годные по состоянию здоровья.

Старшим дежурной смены назначается наиболее опытный спасатель, имеющий практический стаж работы не менее 2-х лет и классную квалификацию не ниже 3-го класса.

Принятый на работу, но не аттестованный в установленном порядке сотрудник АСФ не допускается к проведению работ по ликвидации ЧС.

Решение о включении его в состав дежурной смены (оперативной группы) в качестве стажера при­нимает начальник АСФ, в зависимости от уровня подготовки и опыта.

Начальник АСФ определяет задачи стажеру в составе дежурной смены, режим дежурства, проводит инструктаж по мерам и правилам техники безопасности.

Непосредственное руководство подготовкой стажера в составе дежурной смены и обеспечение его безопасности осуществляет старший (командир) дежурной смены (оперативной группы).

После аттестации сотрудника, издания в АСФ приказа о его допуске к ведению аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ спасатель может быть включен в основной состав дежурной смены (оперативной группы).

С целью оперативного решения поставленных задач в АСФ могут быть организованы следующие режимы дежурства:

— постоянное круглосуточно;

— на период потенциальной опасности возникновения ЧС;

Содержание | Index 214


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 215

— на период ведения АСР;

— по решению вышестоящего руководства.

Порядок заступления личного состава на дежурство определяется графиком, утвержденным началь­ником АСФ, который должен строго соблюдаться. При этом оперативный состав АСФ делится на смены:

— дежурную;

— резервную;

— свободную;

— выходную.

Дежурная смена постоянно находится в расположении АСФ или на дому в режиме ожидания.

Резервная смена привлекается при необходимости для усиления дежурной смены, участия в пла­новых учебных занятиях и учениях. Смена находится в резерве в сутки, предшествующие очередному дежурству. Начальник АСФ устанавливает личному составу смены их место нахождения в зависимости от оперативной обстановки и нормативов рабочего времени при сменном характере работы.

После сдачи дежурства смене предоставляется отдых.

Учет рабочего времени спасателей дежурной смены производится в соответствии с Положением по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные формирования на должности спасателей.

Регламент времени работы и отдыха спасателей в зонах ЧС определен в «Типовых режимах работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Порядок несения дежурства, обязанности личного состава дежурной смены и их действия в раз­личных степенях готовности и при аварийно-спасательных работах излагаются в специальных инструк­циях.

СОСТАВ И ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ (ОПЕРАТИВ­НОЙ ГРУППЫ) АСФ

Для размещения личного состава дежурной смены целесообразно предусмотреть следующие по­мещения:

— комната оперативного дежурного;

— класс (помещение) для дежурной смены (группы) спасателей;

— спальное помещение;

— комната отдыха;

— столовая;

— кладовая для хранения аварийно-спасательного инструмента, оборудования и снаряжения де­
журной смены;

— помещение для сушки одежды, обуви, снаряжения;

— помещение для стоянки дежурного транспорта (автомашин, плавсредств, мотонарт и т.п.) При
наличии кинологических расчетов:

— помещение (типовой вольер) для содержания поисковых (минно-розыскных) собак;

— помещение для хранения кинологического снаряжения и имущества. В комнате оперативного
дежурного должны быть:

— технические средства автоматизации, связи и оповещения;

— технические средства регистрации получаемой и передаваемой по средствам связи информа­
ции;

— персональный компьютер с периферийными устройствами;

— карта (план-схема) зоны ответственности АСФ;

— доска документации;

— папки с документацией;

— справочная литература.

Для оперативного дежурного важной частью является информационное обеспечение. Поэтому соз­дание различных информационных баз данных является важным условием организации его рабочего места.

Целесообразно иметь следующие базы данных: о дежурных, дежурно-диспетчерских службах орга­низаций, учреждений, находящихся в зоне ответственности АСФ (выполняемые ими функции, режимы работы, состав сил и средств и т.п.); об опасных объектах, зонах повышенного внимания; классифика­торы и инструкции.

Содержание | Index 215


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 216

Аудиоконтроль, запись и архивирование получаемой и передаваемой информации позволяет про­водить:

— последующий поиск неправильных действий должностных лиц,

— корректировку должностных инструкций и других документов по действиям в чрезвычайных си­
туациях;

— оперативную перепроверку поступающей информации;

— борьбу с ложными вызовами.

Выбор технических систем связи и оповещения выбирается с учетом действующей в районе дис­локации АСФ системы связи (проводной и беспроводной).

Схемы оповещения должны быть простыми и надежными, исключать многоступенчатость и обеспе­чивать подачу сигналов за минимальное время.

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ Журналы

Журнал приема и сдачи дежурства, документации, имущества, техники, оборудования.

Журнал учета текущей информации (для черновых записей).

Журнал учета входящих сигналов, распоряжений.

Журнал учета исходящих сигналов, распоряжений.

Журнал учета аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Журнал учета выхода и возвращения автотранспорта.

Журнал учета инструктажей по правилам и мерам техники безопасности.

Журнал учета ежедневного прогноза погоды.

Журнал учета групп туристов (по необходимости).

Журнал учета и выдачи радиостанций (при необходимости).

Инструкции

Инструкции по противопожарной безопасности.

Инструкции и планы по взаимодействию с дежурными, аварийными службами, предприятиями, ор­ганизациями при ликвидации ЧС.

Инструкции по охране труда при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Инструкции оперативного дежурного.

Инструкция по приему и сдаче дежурства.

Должностные обязанности личного состава дежурной смены.

Инструкции (наставления, руководства, алгоритмы действий) для наиболее вероятных ЧС.

Другая документация

График несения дежурства оперативными дежурными и личным составом дежурной смены. Папка нарядов на службу. Папка путевых листов.

План и схема оповещения и сбора личного состава АСФ. Список адресов и телефонов сотрудников АСФ.

Список адресов и телефонов должностных лиц органов власти, организаций, предприятий, служб.

Карта (план-схема) зоны ответственности АСФ.

Крупномасштабная карта района дислокации АСФ.

Список личного состава, техники, оборудования, снаряжения дежурной смены.

В классе для дежурной смены должны быть:

— телефонная и громкоговорящая связь с оперативным дежурным;

— световая и звуковая сигнализация;

— опись документов;

— опись оборудования;

— карта (план-схема) зоны ответственности АСФ;

Содержание | Index 216


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 217

— доска документации;

— папки с документацией;

— справочная литература;

— учебно-методическая литература;

— нормативные документы, регламентирующие деятельность спасателей.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ

Состав и количество технических средств дежурной смены определяется в зависимости от видов и объемов аварийно-спасательных работ с учетом требований, предъявляемых к техническим сред­ствам.

Независимо от решаемых задач дежурной смены в состав ее технического оснащения должны вхо­дить:

— транспортные средства для доставки смены к месту ЧС в зоне ответственности АСФ;

— средства связи (мобильные и носимые);

— медицинское оборудование, имущество, лекарственные средства для оказания до врачебной
медицинской помощи и транспортировки пострадавших;

— электрические агрегаты и средства освещения;

— средства жизнеобеспечения спасателей.

Остальными видами аварийно-спасательного оборудования и снаряжения (аварийно-спасательный инструмент, водолазное, альпинистское снаряжение, плавсредства, дыхательные аппараты, приборы поиска и разведки и т.п.) дежурная смена оснащается, исходя из задач, возложенных на нее при ликви­дации ЧС.

Для технических средств, наиболее часто применяющихся при проведении АСР или обеспечиваю­щих работу основного аварийно-спасательного инструмента (электрические агрегаты, гидравлические станции), необходимо предусмотреть резервирование или запасные детали.

При необходимости доукомплектования или замены технических средств дежурной смены в АСФ должен быть определен порядок, позволяющий проводить эти мероприятия в минимально короткие сроки. Этот порядок должны четко знать оперативные дежурные и старшие дежурной смены.

Аварийно-спасательное имущество дежурной смены должно постоянно находиться в оперативных транспортных средствах дежурной смены или специально оборудованном месте. Если оборудование и снаряжение хранится в контейнерах или другой таре, то они должны иметь соответствующую хорошо читаемую маркировку, позволяющую быстро определить, что в ней находится.

Условия хранения технических средств должны соответствовать инструкциям по эксплуатации.

Не допускается хранение неисправного оборудования вместе с исправным оборудованием.

Личный состав дежурной смены должен быть обеспечен специальной защитной одеждой, индиви­дуальными средствами защиты головы, ног, рук.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ

Взаимодействие спасателей дежурной смены (оперативной группы) с другими аварийно-спасатель­ными формированиями, представителями министерств, ведомств, служб входе ведения аварийно-спа­сательных и других неотложных работ заключается в согласованных по месту, времени, задачам и способам выполнения совместных действий, обеспечивающих комплексное, наиболее эффективное и полное использование возможностей сил и средств, применение оптимальных и рациональных техно­логий в интересах спасения людей, а также мероприятий по защите населения и хозяйственных объ­ектов в зоне бедствия в короткие сроки и с наименьшими потерями.

Главными принципами взаимодействия являются:

— плановость;

— территориальность;

— взаимозаинтересованность;

— невмешательство в функции сторон, не связанные с ликвидацией ЧС.

Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании пла­нов действий (взаимодействия), которые уточняются ежегодно, а также — при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Взаимодействие органи­зует начальник АСФ.

Содержание | Index 217


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 218

На основании этих планов в АСФ разрабатываются двухсторонние инструкции по организации вза­имодействия с дежурными (дежурно-диспетчерскими службами) других министерств, ведомств, орга­низаций.

Исходя из характера обстановки, которая складывается при наиболее типичных ЧС, а также задач, возложенных на АСФ, целесообразно организовывать взаимодействие:

— с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченными на реше­
ние задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— со спасательными формированиями министерств, ведомств, организаций, дислоцирующихся в
зоне ответственности АСФ;

— с частями и подразделениями государственной противопожарной службы МЧС России;

— со структурными подразделениями МВД России (ГИБДД, охраны общественного порядка и т.п.).
Взаимодействие организуется по следующим основным задачам и этапам ликвидации ЧС:

— организация разведки;

— проведение экстренных мер по защите населения;

— проведение поисково-спасательных работ;

— завершение спасательных работ;

— ликвидация последствий стихийного бедствия или техногенной аварии.

Содержание вопросов, требующих согласования при организации взаимодействия, определяется характером сложившейся обстановки, решением на ликвидацию чрезвычайной ситуации, местом и ро­лью данного формирования в решении общей задачи.

Взаимодействие между спасательными формированиями непосредственно в местах ведения ПСР осуществляют начальники формирований (старшие дежурной смены). Они определяют порядок дей­ствий личного состава на данном участке (объекте), технологию поиска и спасения пострадавших, рас­пределение техники, порядок оповещения и информации.

Старший дежурной смены, решая совместные задачи с другими АСФ, должен:

— знать обстановку в районе ЧС и постоянно уточнять данные о ней;

— правильно понимать замысел руководителя работ и задачи совместно проводимых мероприя­
тий;

— поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию;

— организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий;

— согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения. При организации вза­
имодействия:

— уточняются границы районов, участки работ:

— устанавливается порядок действий на смежных участках, особенно при выполнении работ, кото­
рые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;

— согласовывается по времени и месту сосредоточение основных усилий при совместном выпол­
нении особо важных или сложных работ;

— определяется порядок обмена данными об обстановке, ее изменениях и о результатах работы на
смежных участках;

— устанавливается порядок оказания взаимной помощи.

В целях проверки реальности планов взаимодействия и подготовки органов управления и сил к лик­видации ЧС необходимо систематическое проведение совместных тренировок (учений).

ПОРЯДОК ПРИЕМА -СДАЧИ ДЕЖУРСТВА

В установленное время в день заступления дежурная смена прибывает на инструктаж к началь­нику АСФ или назначенному им должностному лицу. В процессе инструктажа производится проверка готовности личного состава к заступлению на дежурство (физическое состояние, знание своих обязан­ностей, наличие и состояние экипировки и индивидуального снаряжения). При необходимости может быть организован медицинский осмотр. Доводится оперативная обстановка. Доводятся все изменения в организации дежурства, произошедшие после предыдущего дежурства смены (новые нормативные документы, изменения в составе и техническом состоянии аварийно-спасательного оборудования, ор­ганизации связи и оповещении, взаимодействии и т.п.). Проводится инструктаж по технике безопасно­сти.

При приеме дежурства проверяется:

— наличие документации дежурной смены согласно описи;

Содержание | Index 218


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 219

— полнота и правильность ведения документации дежурной смены;

— наличие и комплектация согласно описи технических средств, имущества, снаряжения, их со­
стояние;

— заправка топливом оперативного транспорта и бензоагрегатов;

— заправка воздухом баллонов дыхательных аппаратов;

— работоспособность технических средств, средств связи;

— наличие инвентаря, оборудования, мебели в помещениях и на территории, закрепленной за де­
журной сменой согласно описи;

— чистота и порядок в помещениях и на территории, закрепленной за дежурной сменой. Порядок
действий и объем проверки технических средств, оборудования, снаряжения,

имущества, инвентаря для личного состава смены определяется в инструкциях по приему и сдачи дежурства. Старший дежурной смены перед началом приема из числа личного состава смены назна­чает ответственных за прием конкретных технических средств, оборудования, снаряжения, имущества, инвентаря (кто принимает документацию, кто водолазное снаряжение, кто транспортные средства, ме­дицинское имущество, средства связи и т.п.).

Обо всех замечаниях, которые невозможно устранить во время приема дежурства, личный состав докладывает старшему дежурной смены.

При отсутствии замечаний личный состав расписывается в бланке «Наряд на службу» о приеме и докладывает начальнику дежурной смены. Старший дежурный сменяемой смены и старший засту­паемой на дежурство смены расписываются в «Журнале приема и сдачи дежурства документации, имущества, техники, оборудования» соответственно о сдаче и, приеме дежурства и докладывают на­чальнику АСФ или его заместителям. С этого момента заступающая на дежурство смена приступает к исполнению своих обязанностей в соответствии с «Должностными обязанностями личного состава дежурной смены».

При обнаружении недостатков, которые не могли быть устранены сменяемой сменой, старший де­журной смены докладывает об этом начальнику АСФ или его заместителям, которые принимают окон­чательное решение о возможности смены.

Аналогично действуют и оперативные дежурные при приеме и сдаче дежурства.

Если во время приема дежурства поступает сигнал о ЧС, то реагирование на нее осуществляет сменяемая дежурная смена. Порядок ее дальнейших действий и время смены определяет начальник АСФ.

ДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНОГО СОСТАВА ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ (ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ) ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СИГНАЛА О ЧС

Порядок действий оперативного дежурного по оповещению при введении по­вышенных степеней готовности

С получением приказа (сигнала) оперативный дежурный:

— убеждается в достоверности полученного приказа (сигнала) путем его подтверждения выходом
на отправителя по телефону (другим каналам связи);

— докладывает начальнику АСФ по следующей форме: «в (время, дата) получен приказ (сигнал):
«Привести с__(время, дата) АСФ__(наименование) области в__(режим готовности)», (ограничение
по привлекаемым силам и средствам), если таковое имеется (при наличии данных о чрезвычайной си­
туации одновременно докладывает ее место, время и дату возникновения, характер и последствия);

— проводит оповещение личного состава АСФ (с учетом ограничений) согласно схеме оповещения
или полученных указаний по следующей форме: «Объявлен__ (режим готовности)»;

— записывает полученный приказ (сигнал) в журнал учета.

Приказ (сигнал) считается задержанным, если время его прохождения и оповещения личного со­става АСФ по техническим средствам связи превышает 5 минут.

При приведении АСФ в ГОТОВНОСТЬ №1 без ограничений на службу вызывается весь личный со­став отряда.

При приведении в ГОТОВНОСТЬ №1 усиленной дежурной смены на службу вызывается личный состав усиления (по расчету, распоряжению начальника АСФ).

Оповещение и сбор спасателей осуществляется по техническим средствам оповещения (связи).

Содержание | Index 219


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 220

Приказы (сигналы) о приведении АСФ в высшие степени готовности должны дублироваться пись­менным распоряжением.

Порядок действий оперативного дежурного при получении сообщения (ин­формации) о чрезвычайной ситуации

1. Принять сообщение с максимально полной и точной информацией: ЧТО произошло (вид, харак­
тер и масштаб ЧС);

ГДЕ произошло (территория, район, место, характерные ориентиры);

КОГДА произошло (дата, точное время);

С КЕМ произошло (конкретное или возможное количество пострадавших);

КТО передал сообщение (Ф.И.О., место работы, должность, номер телефона, адрес);

ПОДДЕРЖИВАТЬ СВЯЗЬ (по возможности) с информатором, с его помощью руководить действия­ми участников ЧС (либо граждан, принимающих участие в локализации, ликвидации ЧС) до прибытия дежурной смены (оперативной группы) АСФ;

• ПРОВЕРИТЬ достоверность полученного сообщения.

2. Доложить о поступившем сигнале старшему дежурной оперативной группы (смены).

3. Доложить о ЧС начальнику АСФ.

4. В зависимости от вида, характера и масштаба ЧС:

 

• оповестить (привлечь) соответствующие оперативные службы (скорая помощь, милиция и т.п.);

• принять меры (при необходимости) к наращиванию сил и средств, руководствуясь «Инструкцией
по оповещению и сбору оперативного состава АСФ».

 

5. Информировать о ЧС и принимаемых мерах оперативного дежурного ГУ (У) по делам ГОЧС.

6. Поддерживать связь и обмен информацией с дежурной сменой (оперативной группой), убывшей
на место ЧС.

7. Всю информацию и действия регистрировать в специальных журналах.

Порядок действий старшего дежурной смены (оперативной группы) при по­лучении сообщения (информации) о чрезвычайной ситуации

Получив сообщение от оперативного дежурного о ЧС, старший дежурной смены обязан:

1. Проанализировать информацию о ЧС и по возможности определить:

— характер ЧС;

— время возникновения ЧС;

— местонахождение объекта ЧС;

— обстановку в районе ЧС;

— необходимые силы и средства для ведения АСР;

— место и роль смены в выполнении задачи с учетом состояния и возможностей смены;

— кому в оперативное подчинение поступает смена;

— какие подразделения (представители) министерств, ведомств, предприятий, организаций и в ка­
ком количестве дополнительно привлекаются;

— с кем организовать взаимодействие при выполнении задачи;

— маршрут движения к объекту ЧС;

— вопросы жизнеобеспечения участников ПСР с учетом времени года, суток, погодных условий.

 

2. Доложить начальнику АСФ обстановку и предложения для обоснованного решения. В случае не­
возможности доклада — принять решение самостоятельно.

3. Поставить задачу дежурной смене (информировать личный состав дежурной смены) о получен­
ной задаче. Личному составу смены сообщается:

 

— характер, местонахождение, время ЧС;

— обстановка в районе ЧС;

— время выезда на ЧС;

— какой транспорт используется;

— маршрут движения;

— форма одежды, экипировка, какое берется оборудование, снаряжение, средства связи;

— какие подразделения (представители) министерств, ведомств, предприятий, организаций и в ка­
ком количестве дополнительно привлекаются;

Содержание | Index 220


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 221

— порядок взаимодействия с ними;

— время выхода на связь, сигналы.

 

4. Отдать необходимые распоряжения личному составу смены по подготовке транспортных средств,
оборудования, снаряжения к выезду.

5. Проверить готовность личного состава смены, технических средств, оборудования, снаряжения
и дать команду на выдвижение в район ЧС и ведение аварийно-спасательных и других неотложных
работ.

Действия личного состава дежурной смены

При получении команды на выезд спасатели действуют в соответствии со своими должностными обязанностями в составе смены и полученными распоряжениями.

Водитель оперативного транспортного средства определяет оптимальный маршрут движения к ме­сту ЧС.

Личный состав дежурной смены должен иметь при себе удостоверения на право проведения АСР (удостоверение спасателя). Данный документ определяет принадлежность сотрудника и позволяет ему осуществлять беспрепятственный проход через оцепление правоохранительных органов в зону или к месту ЧС.

Спасатели резервной смены при получении команды о прибытии в АСФ должны немедленно следо­вать к заранее определенному месту сбора.

По прибытии в расположение АСФ они действуют по распоряжению старшего должностного лица.

РУКОВОДСТВО ДЕЖУРНОЙ СМЕНОЙ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситу­аций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрез­вычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами в условиях чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном поряд­ке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе само­стоятельно принимать решения:

— о проведении эвакуационных мероприятий;

— об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находя­
щихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

— о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств
связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных си­
туаций;

Содержание | Index 221


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 222

— о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций внештатных и обще­
ственных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных
формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварий­
но-спасательных работ;

— о привлечении на добровольной основе населения к проведению несложных работ, а также от­
дельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных
работ;

— о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом
работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительно­му информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления, руководителей организаций о принятых ими в случаях крайней необходимости решениях.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвы­чайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе кото­рых проводят указанные работы.

СЛЕДОВАНИЕ К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.

При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасатель­ных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспе­чения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и реч­ных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от формы их собственности.

При следовании к месту ЧС старший дежурной смены должен:

— поддерживать связь с оперативным дежурным АСФ для получения дополнительной информации
оЧС;

— использовать различную сигнализацию;

— взаимодействовать с сотрудниками ГИББД для обеспечения беспрепятственного проезда. Спа­
сатели должны знать и выполнять правила размещения и поведения в транспортных

средствах, а также размещения и закрепления в транспортных средствах грузов.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказы­вать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транс­портные или иные необходимые материальные средства.

ДЕЙСТВИЯ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АСР

Аварийно-спасательные работы начинаются с момента выезда дежурной смены (оперативной груп­пы) на место ЧС. По прибытии дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС, где уже органи­зованы аварийно-спасательные работы, старший дежурной смены (оперативной группы) поступает в распоряжение руководителя АСР (штаба руководства).

О своем прибытии в район ЧС старший дежурной смены докладывает руководителю АСР (началь­нику штаба руководства).

Доклад должен содержать следующую информацию:

— от какого АСФ прибыла дежурная смена;

Содержание | Index 222


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 223

— кто старший;

— количество прибывших спасателей;

— возможности смены (группы) по ведению АСР;

— наличие снаряжения, аварийно-спасательного оборудования;

— наличие средств связи;

— состояние экипировки;

— возможность автономного выполнения задачи;

— наличие приборов поиска;

— наличие кинологических расчетов.

При получении задачи от руководителя АСР старший дежурной смены должен уточнить:

— место ведения работ (направление, объект, участок разведки и работ);

— время начала и продолжительность работ, время питания спасателей;

— выделяемые частоты и каналы связи, позывные;

— в чье непосредственное подчинение поступает смена;

— с кем организовать взаимодействие;

— направление сосредоточения основных усилий;

— какие дополнительные силы и средства придаются смене. Кроме того, необходимо узнать, где
располагаются:

— места стоянки аварийно-спасательных машин;

— резерв сил;

— пункты сортировки пострадавших, идентификации погибших, сбора документов;

— пункты оказания медицинской помощи;

— пункт питания;

— места обогрева и отдыха спасателей.

В ходе работ на объекте, участке старший дежурной смены должен:

— организовать АСР;

— руководить сменой при проведении АСР;

— руководить приданными силами и средствами;

— организовать взаимодействие с другими силами;

— докладывать руководителю АСР о возникших проблемах;

— обеспечивать выполнение требований безопасности при ведении АСР;

— организовать сменную работу и наращивание сил;

— организовать своевременное питание и отдых спасателей.

При прибытии дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС первой старший дежурной смены принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Рос­сийской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

В этот период старший дежурной смены должен принять все меры по организации аварийно-спаса­тельных работ силами и средствами дежурной смены.

Необходимо.

1. Определить:

— наиболее вероятные направления (зоны) поиска пострадавших;

— оптимальные пути подхода спасателей и техники к месту проведения АСР;

— методы и средства поиска, деблокирования и эвакуации пострадавших;

— пункты (места) сбора пострадавших;

— время проведения АСР;

— место временного лагеря спасателей (при необходимости);

— посадочные площадки вертолета (при необходимости).

 

2. Составить план проведения ПСР (скорректировать первоначальный план).

3. Принять решение о необходимости привлечения дополнительных сил и средств.

4. Сообщить ОД (начальнику АСФ) об обстановке и потребности в силах и средствах.

5. Начать работы по поиску, деблокированию и эвакуации пострадавших:

 

— распределить силы и средства в соответствии с намеченным планом работ;

— поставить задачи личному составу смены;

Содержание | Index 223


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 224

— провести инструктаж по мерам безопасности;

— координировать действия спасателей;

— организовать взаимодействие с местными органами государственной власти, службами, органи­
зациями, предприятиями;

— принимать решения о временном или окончательном прекращении работ.
6. Организовать жизнедеятельность спасателей.

В зависимости от обстановки организуется питание, обогрев, отдых спасателей. В жаркий период времени необходимо обеспечить регулярную доставку спасателям воды.

ПРЕКРАЩЕНИЕ АСР

АСР не могут продолжаться бесконечно долго. Прекращение АСР может носить временный и окон­чательный характер.

Временное прекращение АСР

Основными причинами для принятия решения являются:

— возникновение угрозы получения травмы и гибели спасателей;

— невозможность проведения АСР имеющимися в наличии силами и средствами;

— изменение обстановки в районе работ;

 

— необходимость дополнительного изучения обстановки, разбора выполненных работ, уточнение
ранее намеченных планов;

— одновременное прекращение работ для прослушивания звуков от пострадавших. Любое времен­
ное прекращение работ должно рассматриваться как вынужденная, крайне

необходимая мера. Решение о прекращении и возобновлении работ принимает руководитель ра­бот.

При прекращении работ необходимо:

— провести маркировку мест, где прекращаются работы;

— закрепить и защитить от атмосферных осадков оборудование и снаряжение, оставляемое на
месте работ;

— продукты питания, медикаменты, оставшееся снаряжение унести в лагерь.

Период прекращения работ может составлять от нескольких часов до нескольких суток. В этот пе­риод:

— анализируются результаты АСР;

— обсуждается план дальнейших действий;

— проводится профилактика и ремонт техники, оборудования, снаряжения;

— проводятся бытовые мероприятия в лагере.

Безопасность спасателей — основной критерий] возобновления работ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 8404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.318 сек.