КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения
ФОРМИРОВАНИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ ДЕЖУРСТВА В АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА, ОПОВЕЩЕНИЯ, СВЯЗИ С целью оперативного решения поставленных задач в ПСС, ПСФ и ПСО МЧС России организуется дежурство. Его форма устанавливается руководителем подразделения в зависимости от конкретных условий, им же утверждается график несения дежурства. Основная задача дежурных заключается в получении информации, передаче ее адресатам, оповещении сотрудников, участии в подготовке и оперативном проведении ПСР. Дежурная смена ПСО состоит из 3-8 спасателей, медицинского работника, водителя с машиной, связиста. Она может находиться по месту дислокации отряда или по месту жительства. В последнем случае нужно определить форму связи для оповещения дежурных и оперативного их выезда на ПСР. Организация и несение дежурства в ПСФ МЧС России должны осуществляться в соответствии с требованиями методических рекомендаций по организации несения дежурства в аварийно-спасательных формированиях (АСФ), которые разработаны в соответствии с федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами МЧС России и другими нормативными документами. Методические рекомендации предназначены для органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб и формирований (профессиональных, нештатных и общественных) при организации повседневной деятельности и реагировании на чрезвычайные ситуации. (разработаны В.Н. Кош елевым, к.в.н., доцентом А.В. Курсаковым) Одним из основных принципов деятельности аварийно-спасательных формирований и спасателей является постоянная готовность аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации. Содержание | Index 212 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 213 Данный принцип реализуется в период между аварийно-спасательными работами путем специальной подготовки, занятий, организацией дежурства и иных организационно-технических мероприятий. Заблаговременная подготовка, быстрая организация и эффективное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации является важной задачей деятельности начальников и органов управления аварийно-спасательных формирований. Организация дежурства обеспечивает постоянную готовность ПСФ к экстренному выдвижению в зону ЧС. РЕЖИМЫ НЕСЕНИЯ ДЕЖУРСТВА В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий; режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке и при получении прогнозов о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Основными мероприятиями для АСФ являются: в режиме повседневной деятельности — совершенствование подготовки сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях; в режиме повышенной готовности — усиление диспетчерско-дежурной службы, приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации; в режиме чрезвычайной ситуации — выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации, проведение первоочередных работ по ликвидации ЧС. Директивой МЧС России от 10.09.2001г. № 1 ДСП для органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций устанавливается одна степень готовности к применению по предназначению в мирное время — ГОТОВНОСТЬ №1. ГОТОВНОСТЬ №1 — это такое состояние органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций, при котором они для участия в ликвидации ЧС (угрозы ЧС) приводятся в готовность к применению в штатной структуре мирного времени. Приведение органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций в ГОТОВНОСТЬ №1 может осуществляться при любом режиме функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). АСФ могут приводиться в ГОТОВНОСТЬ №1 как в полном составе, так и меньшими силами в составе дежурных смен (усиленных дежурных смен) и т.д. Распоряжение на ограничение состава сил и средств, привлекаемых для участия в ликвидации ЧС (угрозы ЧС), может поступить (вводиться) как одновременно с получением приказа (сигнала) на приведение АСФ в ГОТОВНОСТЬ №1, так и в любой момент в ходе или после приведения АСФ в готовность к применению. СОСТАВ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ В зависимости от характера чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановки, характера, объема и условий ведения АСР АСФ может привлекаться для их выполнения в полном составе или в составе дежурной смены (оперативной группы). Наращивание усилий поисково-спасательных сил производится по решению начальника АСФ, а также других вышестоящих должностных лиц. Дежурная смена — оперативная единица АСФ, создаваемая на определенный период времени из сотрудников АСФ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением и способная выполнять работы по ликвидации ЧС, а в ряде случаев и ликвидировать ее. Содержание | Index 213 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 214 Основная задача дежурной смены — оперативное выдвижение к месту чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными временными нормативами и проведение работ по ее предотвращению и (или) ликвидации. При приведении АСФ в режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на личный состав дежурной смены возлагаются следующие задачи: — подготовка техники, оборудования, снаряжения, продуктов питания; — загрузка оборудования, имущества в транспортные средства; — проведение разведки зоны (объекта) ЧС; — обустройство временного лагеря основных сил АСФ. Основные задачи оперативного дежурного: — прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих — анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурной смены, — обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств, — оценка и контроль обстановки, подготовка вариантов управленческих решений по ликвидации — представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстанов — информирование об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах дежурной смены, АСФ, дру — обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации Состав, структуру дежурной смены, режим дежурства определяет начальник АСФ исходя из задач, возложенных на АСФ, штатной численности АСФ, местных условий, оперативной обстановки, а также требований Трудового законодательства Российской Федерации и нормативных документов в области охраны труда спасателей. Исходя из технологии выполнения наиболее характерных видов аварийно-спасательных работ, а также обеспечения безопасных условий при их проведении, дежурная смена должна состоять из оперативного дежурного, 3-6 спасателей, медицинского работника, водителя. В дежурную смену назначаются спасатели, прошедшие соответствующую подготовку, аттестованные в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, годные по состоянию здоровья. Старшим дежурной смены назначается наиболее опытный спасатель, имеющий практический стаж работы не менее 2-х лет и классную квалификацию не ниже 3-го класса. Принятый на работу, но не аттестованный в установленном порядке сотрудник АСФ не допускается к проведению работ по ликвидации ЧС. Решение о включении его в состав дежурной смены (оперативной группы) в качестве стажера принимает начальник АСФ, в зависимости от уровня подготовки и опыта. Начальник АСФ определяет задачи стажеру в составе дежурной смены, режим дежурства, проводит инструктаж по мерам и правилам техники безопасности. Непосредственное руководство подготовкой стажера в составе дежурной смены и обеспечение его безопасности осуществляет старший (командир) дежурной смены (оперативной группы). После аттестации сотрудника, издания в АСФ приказа о его допуске к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ спасатель может быть включен в основной состав дежурной смены (оперативной группы). С целью оперативного решения поставленных задач в АСФ могут быть организованы следующие режимы дежурства: — постоянное круглосуточно; — на период потенциальной опасности возникновения ЧС; Содержание | Index 214 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 215 — на период ведения АСР; — по решению вышестоящего руководства. Порядок заступления личного состава на дежурство определяется графиком, утвержденным начальником АСФ, который должен строго соблюдаться. При этом оперативный состав АСФ делится на смены: — дежурную; — резервную; — свободную; — выходную. Дежурная смена постоянно находится в расположении АСФ или на дому в режиме ожидания. Резервная смена привлекается при необходимости для усиления дежурной смены, участия в плановых учебных занятиях и учениях. Смена находится в резерве в сутки, предшествующие очередному дежурству. Начальник АСФ устанавливает личному составу смены их место нахождения в зависимости от оперативной обстановки и нормативов рабочего времени при сменном характере работы. После сдачи дежурства смене предоставляется отдых. Учет рабочего времени спасателей дежурной смены производится в соответствии с Положением по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные формирования на должности спасателей. Регламент времени работы и отдыха спасателей в зонах ЧС определен в «Типовых режимах работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций». Порядок несения дежурства, обязанности личного состава дежурной смены и их действия в различных степенях готовности и при аварийно-спасательных работах излагаются в специальных инструкциях. СОСТАВ И ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ (ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ) АСФ Для размещения личного состава дежурной смены целесообразно предусмотреть следующие помещения: — комната оперативного дежурного; — класс (помещение) для дежурной смены (группы) спасателей; — спальное помещение; — комната отдыха; — столовая; — кладовая для хранения аварийно-спасательного инструмента, оборудования и снаряжения де — помещение для сушки одежды, обуви, снаряжения; — помещение для стоянки дежурного транспорта (автомашин, плавсредств, мотонарт и т.п.) При — помещение (типовой вольер) для содержания поисковых (минно-розыскных) собак; — помещение для хранения кинологического снаряжения и имущества. В комнате оперативного — технические средства автоматизации, связи и оповещения; — технические средства регистрации получаемой и передаваемой по средствам связи информа — персональный компьютер с периферийными устройствами; — карта (план-схема) зоны ответственности АСФ; — доска документации; — папки с документацией; — справочная литература. Для оперативного дежурного важной частью является информационное обеспечение. Поэтому создание различных информационных баз данных является важным условием организации его рабочего места. Целесообразно иметь следующие базы данных: о дежурных, дежурно-диспетчерских службах организаций, учреждений, находящихся в зоне ответственности АСФ (выполняемые ими функции, режимы работы, состав сил и средств и т.п.); об опасных объектах, зонах повышенного внимания; классификаторы и инструкции. Содержание | Index 215 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 216 Аудиоконтроль, запись и архивирование получаемой и передаваемой информации позволяет проводить: — последующий поиск неправильных действий должностных лиц, — корректировку должностных инструкций и других документов по действиям в чрезвычайных си — оперативную перепроверку поступающей информации; — борьбу с ложными вызовами. Выбор технических систем связи и оповещения выбирается с учетом действующей в районе дислокации АСФ системы связи (проводной и беспроводной). Схемы оповещения должны быть простыми и надежными, исключать многоступенчатость и обеспечивать подачу сигналов за минимальное время. ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ Журналы Журнал приема и сдачи дежурства, документации, имущества, техники, оборудования. Журнал учета текущей информации (для черновых записей). Журнал учета входящих сигналов, распоряжений. Журнал учета исходящих сигналов, распоряжений. Журнал учета аварийно-спасательных и других неотложных работ. Журнал учета выхода и возвращения автотранспорта. Журнал учета инструктажей по правилам и мерам техники безопасности. Журнал учета ежедневного прогноза погоды. Журнал учета групп туристов (по необходимости). Журнал учета и выдачи радиостанций (при необходимости). Инструкции Инструкции по противопожарной безопасности. Инструкции и планы по взаимодействию с дежурными, аварийными службами, предприятиями, организациями при ликвидации ЧС. Инструкции по охране труда при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Инструкции оперативного дежурного. Инструкция по приему и сдаче дежурства. Должностные обязанности личного состава дежурной смены. Инструкции (наставления, руководства, алгоритмы действий) для наиболее вероятных ЧС. Другая документация График несения дежурства оперативными дежурными и личным составом дежурной смены. Папка нарядов на службу. Папка путевых листов. План и схема оповещения и сбора личного состава АСФ. Список адресов и телефонов сотрудников АСФ. Список адресов и телефонов должностных лиц органов власти, организаций, предприятий, служб. Карта (план-схема) зоны ответственности АСФ. Крупномасштабная карта района дислокации АСФ. Список личного состава, техники, оборудования, снаряжения дежурной смены. В классе для дежурной смены должны быть: — телефонная и громкоговорящая связь с оперативным дежурным; — световая и звуковая сигнализация; — опись документов; — опись оборудования; — карта (план-схема) зоны ответственности АСФ; Содержание | Index 216 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 217 — доска документации; — папки с документацией; — справочная литература; — учебно-методическая литература; — нормативные документы, регламентирующие деятельность спасателей. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ Состав и количество технических средств дежурной смены определяется в зависимости от видов и объемов аварийно-спасательных работ с учетом требований, предъявляемых к техническим средствам. Независимо от решаемых задач дежурной смены в состав ее технического оснащения должны входить: — транспортные средства для доставки смены к месту ЧС в зоне ответственности АСФ; — средства связи (мобильные и носимые); — медицинское оборудование, имущество, лекарственные средства для оказания до врачебной — электрические агрегаты и средства освещения; — средства жизнеобеспечения спасателей. Остальными видами аварийно-спасательного оборудования и снаряжения (аварийно-спасательный инструмент, водолазное, альпинистское снаряжение, плавсредства, дыхательные аппараты, приборы поиска и разведки и т.п.) дежурная смена оснащается, исходя из задач, возложенных на нее при ликвидации ЧС. Для технических средств, наиболее часто применяющихся при проведении АСР или обеспечивающих работу основного аварийно-спасательного инструмента (электрические агрегаты, гидравлические станции), необходимо предусмотреть резервирование или запасные детали. При необходимости доукомплектования или замены технических средств дежурной смены в АСФ должен быть определен порядок, позволяющий проводить эти мероприятия в минимально короткие сроки. Этот порядок должны четко знать оперативные дежурные и старшие дежурной смены. Аварийно-спасательное имущество дежурной смены должно постоянно находиться в оперативных транспортных средствах дежурной смены или специально оборудованном месте. Если оборудование и снаряжение хранится в контейнерах или другой таре, то они должны иметь соответствующую хорошо читаемую маркировку, позволяющую быстро определить, что в ней находится. Условия хранения технических средств должны соответствовать инструкциям по эксплуатации. Не допускается хранение неисправного оборудования вместе с исправным оборудованием. Личный состав дежурной смены должен быть обеспечен специальной защитной одеждой, индивидуальными средствами защиты головы, ног, рук. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ Взаимодействие спасателей дежурной смены (оперативной группы) с другими аварийно-спасательными формированиями, представителями министерств, ведомств, служб входе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ заключается в согласованных по месту, времени, задачам и способам выполнения совместных действий, обеспечивающих комплексное, наиболее эффективное и полное использование возможностей сил и средств, применение оптимальных и рациональных технологий в интересах спасения людей, а также мероприятий по защите населения и хозяйственных объектов в зоне бедствия в короткие сроки и с наименьшими потерями. Главными принципами взаимодействия являются: — плановость; — территориальность; — взаимозаинтересованность; — невмешательство в функции сторон, не связанные с ликвидацией ЧС. Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия), которые уточняются ежегодно, а также — при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Взаимодействие организует начальник АСФ. Содержание | Index 217 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 218 На основании этих планов в АСФ разрабатываются двухсторонние инструкции по организации взаимодействия с дежурными (дежурно-диспетчерскими службами) других министерств, ведомств, организаций. Исходя из характера обстановки, которая складывается при наиболее типичных ЧС, а также задач, возложенных на АСФ, целесообразно организовывать взаимодействие: — с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, — со спасательными формированиями министерств, ведомств, организаций, дислоцирующихся в — с частями и подразделениями государственной противопожарной службы МЧС России; — со структурными подразделениями МВД России (ГИБДД, охраны общественного порядка и т.п.). — организация разведки; — проведение экстренных мер по защите населения; — проведение поисково-спасательных работ; — завершение спасательных работ; — ликвидация последствий стихийного бедствия или техногенной аварии. Содержание вопросов, требующих согласования при организации взаимодействия, определяется характером сложившейся обстановки, решением на ликвидацию чрезвычайной ситуации, местом и ролью данного формирования в решении общей задачи. Взаимодействие между спасательными формированиями непосредственно в местах ведения ПСР осуществляют начальники формирований (старшие дежурной смены). Они определяют порядок действий личного состава на данном участке (объекте), технологию поиска и спасения пострадавших, распределение техники, порядок оповещения и информации. Старший дежурной смены, решая совместные задачи с другими АСФ, должен: — знать обстановку в районе ЧС и постоянно уточнять данные о ней; — правильно понимать замысел руководителя работ и задачи совместно проводимых мероприя — поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию; — организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий; — согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения. При организации вза — уточняются границы районов, участки работ: — устанавливается порядок действий на смежных участках, особенно при выполнении работ, кото — согласовывается по времени и месту сосредоточение основных усилий при совместном выпол — определяется порядок обмена данными об обстановке, ее изменениях и о результатах работы на — устанавливается порядок оказания взаимной помощи. В целях проверки реальности планов взаимодействия и подготовки органов управления и сил к ликвидации ЧС необходимо систематическое проведение совместных тренировок (учений). ПОРЯДОК ПРИЕМА -СДАЧИ ДЕЖУРСТВА В установленное время в день заступления дежурная смена прибывает на инструктаж к начальнику АСФ или назначенному им должностному лицу. В процессе инструктажа производится проверка готовности личного состава к заступлению на дежурство (физическое состояние, знание своих обязанностей, наличие и состояние экипировки и индивидуального снаряжения). При необходимости может быть организован медицинский осмотр. Доводится оперативная обстановка. Доводятся все изменения в организации дежурства, произошедшие после предыдущего дежурства смены (новые нормативные документы, изменения в составе и техническом состоянии аварийно-спасательного оборудования, организации связи и оповещении, взаимодействии и т.п.). Проводится инструктаж по технике безопасности. При приеме дежурства проверяется: — наличие документации дежурной смены согласно описи; Содержание | Index 218 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 219 — полнота и правильность ведения документации дежурной смены; — наличие и комплектация согласно описи технических средств, имущества, снаряжения, их со — заправка топливом оперативного транспорта и бензоагрегатов; — заправка воздухом баллонов дыхательных аппаратов; — работоспособность технических средств, средств связи; — наличие инвентаря, оборудования, мебели в помещениях и на территории, закрепленной за де — чистота и порядок в помещениях и на территории, закрепленной за дежурной сменой. Порядок имущества, инвентаря для личного состава смены определяется в инструкциях по приему и сдачи дежурства. Старший дежурной смены перед началом приема из числа личного состава смены назначает ответственных за прием конкретных технических средств, оборудования, снаряжения, имущества, инвентаря (кто принимает документацию, кто водолазное снаряжение, кто транспортные средства, медицинское имущество, средства связи и т.п.). Обо всех замечаниях, которые невозможно устранить во время приема дежурства, личный состав докладывает старшему дежурной смены. При отсутствии замечаний личный состав расписывается в бланке «Наряд на службу» о приеме и докладывает начальнику дежурной смены. Старший дежурный сменяемой смены и старший заступаемой на дежурство смены расписываются в «Журнале приема и сдачи дежурства документации, имущества, техники, оборудования» соответственно о сдаче и, приеме дежурства и докладывают начальнику АСФ или его заместителям. С этого момента заступающая на дежурство смена приступает к исполнению своих обязанностей в соответствии с «Должностными обязанностями личного состава дежурной смены». При обнаружении недостатков, которые не могли быть устранены сменяемой сменой, старший дежурной смены докладывает об этом начальнику АСФ или его заместителям, которые принимают окончательное решение о возможности смены. Аналогично действуют и оперативные дежурные при приеме и сдаче дежурства. Если во время приема дежурства поступает сигнал о ЧС, то реагирование на нее осуществляет сменяемая дежурная смена. Порядок ее дальнейших действий и время смены определяет начальник АСФ. ДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНОГО СОСТАВА ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ (ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ) ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СИГНАЛА О ЧС Порядок действий оперативного дежурного по оповещению при введении повышенных степеней готовности С получением приказа (сигнала) оперативный дежурный: — убеждается в достоверности полученного приказа (сигнала) путем его подтверждения выходом — докладывает начальнику АСФ по следующей форме: «в (время, дата) получен приказ (сигнал): — проводит оповещение личного состава АСФ (с учетом ограничений) согласно схеме оповещения — записывает полученный приказ (сигнал) в журнал учета. Приказ (сигнал) считается задержанным, если время его прохождения и оповещения личного состава АСФ по техническим средствам связи превышает 5 минут. При приведении АСФ в ГОТОВНОСТЬ №1 без ограничений на службу вызывается весь личный состав отряда. При приведении в ГОТОВНОСТЬ №1 усиленной дежурной смены на службу вызывается личный состав усиления (по расчету, распоряжению начальника АСФ). Оповещение и сбор спасателей осуществляется по техническим средствам оповещения (связи). Содержание | Index 219 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 220 Приказы (сигналы) о приведении АСФ в высшие степени готовности должны дублироваться письменным распоряжением. Порядок действий оперативного дежурного при получении сообщения (информации) о чрезвычайной ситуации 1. Принять сообщение с максимально полной и точной информацией: ЧТО произошло (вид, харак ГДЕ произошло (территория, район, место, характерные ориентиры); КОГДА произошло (дата, точное время); С КЕМ произошло (конкретное или возможное количество пострадавших); КТО передал сообщение (Ф.И.О., место работы, должность, номер телефона, адрес); ПОДДЕРЖИВАТЬ СВЯЗЬ (по возможности) с информатором, с его помощью руководить действиями участников ЧС (либо граждан, принимающих участие в локализации, ликвидации ЧС) до прибытия дежурной смены (оперативной группы) АСФ; • ПРОВЕРИТЬ достоверность полученного сообщения. 2. Доложить о поступившем сигнале старшему дежурной оперативной группы (смены). 3. Доложить о ЧС начальнику АСФ. 4. В зависимости от вида, характера и масштаба ЧС:
• оповестить (привлечь) соответствующие оперативные службы (скорая помощь, милиция и т.п.); • принять меры (при необходимости) к наращиванию сил и средств, руководствуясь «Инструкцией
5. Информировать о ЧС и принимаемых мерах оперативного дежурного ГУ (У) по делам ГОЧС. 6. Поддерживать связь и обмен информацией с дежурной сменой (оперативной группой), убывшей 7. Всю информацию и действия регистрировать в специальных журналах. Порядок действий старшего дежурной смены (оперативной группы) при получении сообщения (информации) о чрезвычайной ситуации Получив сообщение от оперативного дежурного о ЧС, старший дежурной смены обязан: 1. Проанализировать информацию о ЧС и по возможности определить: — характер ЧС; — время возникновения ЧС; — местонахождение объекта ЧС; — обстановку в районе ЧС; — необходимые силы и средства для ведения АСР; — место и роль смены в выполнении задачи с учетом состояния и возможностей смены; — кому в оперативное подчинение поступает смена; — какие подразделения (представители) министерств, ведомств, предприятий, организаций и в ка — с кем организовать взаимодействие при выполнении задачи; — маршрут движения к объекту ЧС; — вопросы жизнеобеспечения участников ПСР с учетом времени года, суток, погодных условий.
2. Доложить начальнику АСФ обстановку и предложения для обоснованного решения. В случае не 3. Поставить задачу дежурной смене (информировать личный состав дежурной смены) о получен
— характер, местонахождение, время ЧС; — обстановка в районе ЧС; — время выезда на ЧС; — какой транспорт используется; — маршрут движения; — форма одежды, экипировка, какое берется оборудование, снаряжение, средства связи; — какие подразделения (представители) министерств, ведомств, предприятий, организаций и в ка Содержание | Index 220 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 221 — порядок взаимодействия с ними; — время выхода на связь, сигналы.
4. Отдать необходимые распоряжения личному составу смены по подготовке транспортных средств, 5. Проверить готовность личного состава смены, технических средств, оборудования, снаряжения Действия личного состава дежурной смены При получении команды на выезд спасатели действуют в соответствии со своими должностными обязанностями в составе смены и полученными распоряжениями. Водитель оперативного транспортного средства определяет оптимальный маршрут движения к месту ЧС. Личный состав дежурной смены должен иметь при себе удостоверения на право проведения АСР (удостоверение спасателя). Данный документ определяет принадлежность сотрудника и позволяет ему осуществлять беспрепятственный проход через оцепление правоохранительных органов в зону или к месту ЧС. Спасатели резервной смены при получении команды о прибытии в АСФ должны немедленно следовать к заранее определенному месту сбора. По прибытии в расположение АСФ они действуют по распоряжению старшего должностного лица. РУКОВОДСТВО ДЕЖУРНОЙ СМЕНОЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами в условиях чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения: — о проведении эвакуационных мероприятий; — об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; — о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находя — об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций; — о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций — об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств Содержание | Index 221 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 222 — о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций внештатных и обще — о привлечении на добровольной основе населения к проведению несложных работ, а также от — о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей организаций о принятых ими в случаях крайней необходимости решениях. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы. СЛЕДОВАНИЕ К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы. При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от формы их собственности. При следовании к месту ЧС старший дежурной смены должен: — поддерживать связь с оперативным дежурным АСФ для получения дополнительной информации — использовать различную сигнализацию; — взаимодействовать с сотрудниками ГИББД для обеспечения беспрепятственного проезда. Спа средствах, а также размещения и закрепления в транспортных средствах грузов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные или иные необходимые материальные средства. ДЕЙСТВИЯ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АСР Аварийно-спасательные работы начинаются с момента выезда дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС. По прибытии дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС, где уже организованы аварийно-спасательные работы, старший дежурной смены (оперативной группы) поступает в распоряжение руководителя АСР (штаба руководства). О своем прибытии в район ЧС старший дежурной смены докладывает руководителю АСР (начальнику штаба руководства). Доклад должен содержать следующую информацию: — от какого АСФ прибыла дежурная смена; Содержание | Index 222 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 223 — кто старший; — количество прибывших спасателей; — возможности смены (группы) по ведению АСР; — наличие снаряжения, аварийно-спасательного оборудования; — наличие средств связи; — состояние экипировки; — возможность автономного выполнения задачи; — наличие приборов поиска; — наличие кинологических расчетов. При получении задачи от руководителя АСР старший дежурной смены должен уточнить: — место ведения работ (направление, объект, участок разведки и работ); — время начала и продолжительность работ, время питания спасателей; — выделяемые частоты и каналы связи, позывные; — в чье непосредственное подчинение поступает смена; — с кем организовать взаимодействие; — направление сосредоточения основных усилий; — какие дополнительные силы и средства придаются смене. Кроме того, необходимо узнать, где — места стоянки аварийно-спасательных машин; — резерв сил; — пункты сортировки пострадавших, идентификации погибших, сбора документов; — пункты оказания медицинской помощи; — пункт питания; — места обогрева и отдыха спасателей. В ходе работ на объекте, участке старший дежурной смены должен: — организовать АСР; — руководить сменой при проведении АСР; — руководить приданными силами и средствами; — организовать взаимодействие с другими силами; — докладывать руководителю АСР о возникших проблемах; — обеспечивать выполнение требований безопасности при ведении АСР; — организовать сменную работу и наращивание сил; — организовать своевременное питание и отдых спасателей. При прибытии дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС первой старший дежурной смены принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций. В этот период старший дежурной смены должен принять все меры по организации аварийно-спасательных работ силами и средствами дежурной смены. Необходимо. 1. Определить: — наиболее вероятные направления (зоны) поиска пострадавших; — оптимальные пути подхода спасателей и техники к месту проведения АСР; — методы и средства поиска, деблокирования и эвакуации пострадавших; — пункты (места) сбора пострадавших; — время проведения АСР; — место временного лагеря спасателей (при необходимости); — посадочные площадки вертолета (при необходимости).
2. Составить план проведения ПСР (скорректировать первоначальный план). 3. Принять решение о необходимости привлечения дополнительных сил и средств. 4. Сообщить ОД (начальнику АСФ) об обстановке и потребности в силах и средствах. 5. Начать работы по поиску, деблокированию и эвакуации пострадавших:
— распределить силы и средства в соответствии с намеченным планом работ; — поставить задачи личному составу смены; Содержание | Index 223 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 224 — провести инструктаж по мерам безопасности; — координировать действия спасателей; — организовать взаимодействие с местными органами государственной власти, службами, органи — принимать решения о временном или окончательном прекращении работ. В зависимости от обстановки организуется питание, обогрев, отдых спасателей. В жаркий период времени необходимо обеспечить регулярную доставку спасателям воды. ПРЕКРАЩЕНИЕ АСР АСР не могут продолжаться бесконечно долго. Прекращение АСР может носить временный и окончательный характер. Временное прекращение АСР Основными причинами для принятия решения являются: — возникновение угрозы получения травмы и гибели спасателей; — невозможность проведения АСР имеющимися в наличии силами и средствами; — изменение обстановки в районе работ;
— необходимость дополнительного изучения обстановки, разбора выполненных работ, уточнение — одновременное прекращение работ для прослушивания звуков от пострадавших. Любое времен необходимая мера. Решение о прекращении и возобновлении работ принимает руководитель работ. При прекращении работ необходимо: — провести маркировку мест, где прекращаются работы; — закрепить и защитить от атмосферных осадков оборудование и снаряжение, оставляемое на — продукты питания, медикаменты, оставшееся снаряжение унести в лагерь. Период прекращения работ может составлять от нескольких часов до нескольких суток. В этот период: — анализируются результаты АСР; — обсуждается план дальнейших действий; — проводится профилактика и ремонт техники, оборудования, снаряжения; — проводятся бытовые мероприятия в лагере. Безопасность спасателей — основной критерий] возобновления работ.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 9049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |