Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поисково-спасательные работы с использованием вертолета




На сегодняшний день ни одна спасательная служба не обходится без использо­вания вертолета, особенно при проведении ПСР в районах, удаленных на большое расстояние от населенных пунктов, там, где отсутствуют дороги, а также в районах с тяжелыми рельефными условиями. Проведение ПСР, особенно в горах, — задача сложная. Большая высота над уровнем моря, узкие долины, окруженные крутыми склонами и высокими вершинами, сильные воздушные течения из-за неравномерного прогрева горных склонов, внезапные изменения направления ветра, уменьшение ви­димости из-за тумана, снегопада, облачности и многие другие непредвиденные фак­торы создают большие трудности не только для посадки или зависания вертолета над местом происшествия, но иногда и для выполнения полета вообще.

Решение о применении вертолета принимает начальник ПСС, поисково-спасатель­ного отряда (ПСО), согласовывая все свои дальнейшие действия с руководством ави­аотряда и командиром вертолета. Однако вылет вертолета не всегда, к сожалению, является гарантией его эффективного использования. При подлете к месту проис­шествия метеоусловия могут измениться настолько, что командир вертолета будет вынужден принять решение о возвращении в аэропорт. Поэтому при планировании спасательной операции, кроме использования вертолета, необходимо учитывать и возможность подключения к ней ПСО. Во время ПСР, проводимых с применением вер­толета, должно быть достигнуто взаимодействие между членами экипажа вертолета и спасателями, находящимися как на борту вертолета, так и на земле (воде).

Использование вертолетов спасательными формированиями обеспечивает:

— быструю доставку спасателей, необходимого
для их работы снаряжения, инвентаря и оборудо­
вания к месту ЧС;

— доставку пострадавших в ближайшее лечеб­
ное учреждение;

— дополнительную доставку всего необходи­
мого груза в район проведения ПСР, особенно при
изолированности района от транспортных и энер­
гетических артерий, населенных пунктов;

— переброску спасателей из одного района по­
иска в другой;

— поисковые облеты по маршруту или обследование района бедствия;

— искусственный спуск лавин при проведении ПСР в горах;

— подъем или извлечение пострадавших из труднодоступных мест.

Использование вертолета в ПСР позволяет значительно снизить время на их про­ведение, сократить число привлекаемых сил и средств, резко увеличить шансы на спасение пострадавших.

Прежде чем принять решение о применении вертолета, следует всесторонне рас­смотреть все доводы за и против. Путем анализа полученной первичной информации необходимо определить, какие возможности имеются для транспортировки постра­давших другими способами. Вполне вероятно, что в сложившихся условиях (плохие

Содержание | Index 424


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 425


метеоусловия, отсутствие посадочных пло­щадок, позднее время получения инфор­мации и др.) целесообразнее производить транспортировку пострадавших по земле (воде).

При оценке создавшейся обстановки не­обходимо, в первую очередь, обратить вни­мание на следующие обстоятельства:

— состояние здоровья пострадавших,
необходимость экстренной медицинской помощи;

— отдаленность места происшествия от ближайшего населенного пункта, где име­
ется лечебное учреждение;

— возможность оказания незамедлительной помощи наземным способом;

— примерные метеоусловия на месте происшествия и по маршруту полета;

— возможность оказания помощи без применения вертолета. Метеоусловия при
проведении ПСР с использованием вертолета должны удовлетворять следующим тре­
бованиям.

Облачность — высота над местом посадки:

— не ниже 350 м на местности с абсолютной высотой до 2000 м;

— не ниже 600 м на местности с абсолютной высотой свыше 2000 м. Видимость
— по горизонтали на высоте посадочной площадки:

— не менее 5 км при абсолютной высоте до 2000 м;

 

— не менее 10 км при абсолютной высоте свыше 2000 м.
Ветер:

— не более 5 м/с в узких ущельях, в котловинах;

— не более 15 м/с на открытых перевалах, седловинах, гребнях и плато.

Пасмурная погода или теневые участки склона наиболее неблагоприятны для по­садки, так как пилоту вертолета в этих условиях труднее определить расстояние до посадочной площадки и уклон местности.

Вертолет совершает полеты при силе ветра до 15 м/с, зависает и приземляется при силе ветра 12 м/с. Наиболее благоприятная для полетов сила ветра — 5-6 м/с. Безветрие также нежелательно для полетов, зависания и приземления, как и сильный ветер. Переменный ветер опасен при зависании и приземлении, особенно когда эти действия нужно произвести вблизи скал, пропастей, пологих спусков.

Необходимо также иметь в виду, что зависание над лесом и густым кустарником — весьма трудная и опасная операция, так как ветки деревьев и кусты рассеивают воз­душную струю.

Благоприятными условиями для выполнения зависания или приземления являют­ся также следующие:

— направление ветра совпадает с открытыми подходами;

— подходы дают нормальную глиссаду для вертолета при снижении или наборе
высоты;

— под зависшим вертолетом находится горизонтальный участок местности.

Спасательные формирования для проведения ПСР применяют, в основном, вер­толеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирском вариантах. Пассажирский вариант Ми-8, в зависимости от особенно­стей салона, способен принять на борт 9-11 или 28-32 пассажира. Транспортный вари­ант Ми-8 имеет большой грузовой люк, усиленный пол, узлы швартовки грузов, трапы и откидные сиденья на 24 человека. Вертолеты Ми-8 спасательной службы оснащены

Содержание | Index 425


Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ


 


Содержание | Index



системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стре­лой, позволяющей поднимать на борт в режиме зависания грузы весом до 150 кг. Мак­симальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета,-4000 кг. Дальность полета с 28 пассажирами на борту — 500 км. Максимальная высота полета — 6000 м. Верто­лету разрешена посадка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на вертодромах и площадках, расположенных на высотах до 4500 м.

Для перевозки грузов весом до 4000 кг используется вертолет Ми-17. На нем уста­новлены тросовая внешняя подвеска, позволяющая транспортировать крупногабарит­ные грузы весом до 3000 кг, и бортовая стрела с электролебедкой. На борту вертолета, кроме откидных сидений на 24 человека, имеются узлы для установки 12 носилок. Дальность полета вертолета при максимальной загрузке составляет 550 км.

Вертолет Ка-32Т предназначен для транспортировки грузов весом до 3700 кг вну­три кабины и до 5000 кг на внешней подвеске. У спасательного подъемного устрой­ства — максимальная грузоподъемность 300 кг. Вертолет имеет практический потолок полета 6000 м.

Вертолет Ми-26 предназначен для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов весом до 20000 кг.

Вертолет Ми-2 можно использовать для проведения ПСР при ликвидации послед­ствий локальных ЧС. Дальность полета вертолета с 8 пассажирами на борту состав­ляет 160км.

Вертолет Ка-226 предназначен для проведения ПСР в больших городах. Грузоподъ­емность — 1,5 тонн, скорость — 200 км/час, дальность полета — 600 км.

При крупных ЧС возможно привлечение к работе военно-транспортных вертолетов, например, Ми-14, способных совершать посадку на поверхность воды.

На вертолетах транспортного варианта разрешается перевозить в грузовой кабине технику, грузы и служебных пассажиров, то есть спасателей и спасенных людей.

Загрузка вертолета производится через грузовой люк по трапам, а также через пе­реднюю дверь, расположенную на левом борту.



Зоны опасного и безопасного нахождения людей около вертолета:

1 — зона наиболее безопасного нахождения при посадке
вертолета на выпуклой или горизонтальной поверхности;

2 — зона допускаемого нахождения при посадке вертолета
на выпуклой или горизонтальной поверхности;

3 — опасная зона;

4 — наиболее опасная зона


Перевозимую технику и крупногабаритные грузы необходимо крепить к кольцам на полу грузовой кабины с помощью швартовочных тросов.

Все грузы, размещаемые на вертолете, крепятся так, чтобы исключалась возмож­ность их перемещения в полете. Мелкие грузы необходимо связывать между собой или загружать в специальные ящики и крепить их к полу с помощью швартовочных сеток и тросов.


Содержание | Index



Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 427

Разрешается перемещение по кабине одному члену экипажа и одному служебному пассажиру (старшему группы).

Пассажиры (спасатели и участники маршрутной группы) должны быть проинструк­тированы начальником ПСО или бортмехаником о правилах поведения в полете и аварийного покидания вертолета.

После совершения вертолетом посадки к нему можно приблизиться, как правило, только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится.

Следует помнить о том, что даже после приземления командир вертолета (пилот) может изменить положение вертолета по самым различным причинам, например, предпринять взлет.

После приземления руководитель ПСР согласовывает дальнейшие действия с ко­мандиром вертолета.

Всех спасателей, особенно работников полевых подразделений, необходимо пред­варительно предупредить о том, что нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий тросик не коснется поверхности земли.

Если после приземления на временную посадочную площадку двигатель вертоле­та не будет выключен, то подход спасателей, работников подразделений к вертолету, выход из него, погрузка или выгрузка пострадавшего, снаряжения, приближение или удаление от вертолета осуществляются только со стороны переднего сектора так, что­бы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны машины. Сле­дует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.

Передвигаться, находясь около вертолета, необходимо только в желаемой или до­пускаемой зонах и никогда — в опасной. Передвижение в опасной или наиболее опас­ной зонах может закончиться трагически.

Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение нужно переносить как можно ниже и параллельно поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намо­тались на лопасти винта, должны быть свернуты, легкие предметы снаряжения тща­тельно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую тару. Следует не забывать о пра­вилах переноса лыж, лыжных палок, зондов, пустых носилок — их переносят только в горизонтальном положении. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что опасно не только для человека, но и для вертолета.

В случае вращения лопастей несущего винта нельзя удаляться от вертолета в ту сторону, где местность расположена выше, чем место посадки вертолета, ибо это угрожает попаданием в радиус вращения лопастей, что, в свою очередь, может за­кончиться трагически.

После приземления спасатели осуществляют выход из вертолета только по рас­поряжению бортмеханика. Всеми действиями спасателей и работников на посадочной площадке руководит начальник ПСО или специально назначенный им человек.

Спасатели, работающие у вертолета, должны быть в защитных касках, обязательно застегнутых под подбородком, и защитных очках, что предохранит глаза от попадания в них пыли, снега и предметов, поднимаемых с поверхности земли воздушной струей, создаваемой лопастями вращающегося винта.

Во время взлета или посадки спасатели должны находиться на безопасном расстоя­нии от посадочной площадки, в том числе при запуске двигателя вертолета. Все легкие предметы (лыжные шапочки, рукавицы, репшнуры, посуда и др.) в радиусе 50 м должны быть зафиксированы различными способами во избежание попадания их в винты или турбины вертолета. Кроме того, воздушным потоком, создаваемым вращением винта,

Содержание | Index 427


Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ


 


Содержание | Index



легкие предметы могут быть сброшены с посадочной площадки вниз, если операция происходит в горах.

Непосредственно в вертолете все снаряжение укладывается в тех местах кабины, которые укажет бортмеханик и, при необходимости, застраховывается. Спасатели раз­мещаются на сиденьях и застраховываются имеющимися в вертолете специальными ремнями.

Во время полета, приземления, зависания запрещается самовольное передвиже­ние по кабине, ибо это может нарушить баланс вертолета, особенно при подъеме или спуске пострадавшего и снаряжения.

Запрещается также располагаться у открытой двери без применения самострахов­ки, когда вертолет находится в воздухе, а также курить в кабине вертолета или около него во время стоянки.

В целях оказания помощи пилоту верто­лета при приземлении на незнакомую поса­дочную площадку необходимо корректиро­вать с земли его действия. Корректировка может осуществляться двумя способами: с помощью радиостанции или с помощью сигналов, подаваемых руками одним из спа­сателей. Возможно также использование ракет, сигнальных костров, флагов, а в ве­чернее или ночное время — электрических фонарей.

Подача спасателями сигнала о направле­нии ветра на месте приземления вертолета

Сигналы должны подаваться заблаговре­менно, чтобы у сигнальщика был запас вре­мени для отмены, в случае необходимости, первого сигнала и подачи второго сигнала.

Для лучшего и быстрого обнаружения по­садочной площадки при появлении вертолета необходимо пускать ракеты вверх и в сторону от направления его движения так, чтобы не попасть в него. Пуск производит­ся, когда до посадочной площадки остается примерно 100-200 м полета. При обна­ружении площадки экипажем вертолета следует пускать ракеты по ветру, тем самым указывая экипажу его направление.



 


Способы указания направления и силы ветра:

1 — дымовая шашка (требуемое расположение); 2 — сигнальный костер; 3 — дымовая шашка (возмож­ное расположение в связи с ограниченным размером посадочной площадки); 4 — место приземлений


Содержание | Index



Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ


 


Содержание | Index



Если сигнальных ракет нет, то направление ветра можно показать следующим об­разом. Спасатели должны стать спиной к ветру, выстроившись при этом в затылок друг к другу в 3-4 м правее центра площадки, расставив руки в стороны. При посадке пилот видит людей, стоящих слева от него и лицом к нему.

При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движе­ния туловищем на 80-90° вокруг вертикальной оси.

Для указания направления и силы ветра можно также воспользоваться специаль­ным конусом, укрепляемым на шесте, дымовыми шашками, кострами, флагами. В лет­нее время в основном используются флаги белого цвета, а зимой — красного или чер­ного. Полотнища закрепляются на палках длиной не менее 1 м и забиваются в землю или укрепляются с помощью камней. Размещаются флаги на ровной поверхности на расстоянии 15-20 м друг от друга по линии приземления, то есть перпендикулярно на­правлению ветра. Если в наличии имеется только один флаг, то он также размещается на ровной поверхности посадочной площадки справа по направлению ветра (слева от вертолета) и на 15-20 м от точки приземления вертолета.

При использовании дымовой шашки или костра дым не должен застилать посадоч­ную площадку. В противном случае приземление вертолета становится невозможным.


СИГНАЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТОМ С ЗЕМЛИ

Руки подняты вверх, слегка разведены в стороны, образуя форму Y (Yes-да!)

Правая рука по диагонали поднята вверх, а левая по диагонали опуще­на вниз, как бы образуя форму буквы N (No — нет!)

Руки на уровне плеч горизонтально вытянуты в обе стороны

Руки на уровне плеч горизонтально вытянуты в обе стороны, ладонями вниз. Ритмические покачивания рук из горизонтального положения вниз

Руки на уровне плеч горизонтально вытянуты в обе стороны, ладонями вверх. Ритмические покачивания рук из горизонтального положения вверх

Правая рука на уровне плеча горизонтально вытянута в сторону. Левой рукой выполняют ритмические покачивания

Левая рука на уровне плеча горизонтально вытянута в сторону. Правой рукой выполняют ритмические покачивания

Скрещенные над головой руки выполняют покачивания

Руки подняты, немного согнуты в локтях, ладонями к лицу, выполняют ритмические покачивания из вертикального положения

Руки подняты, немного согнуты в локтях, ладонями в сторону вертоле­та, выполняют ритмические покачивания из вертикального положения в сторону вертолета

Руки опущены вниз, скрещены перед телом


 

— «Приземление разреша­
ется»

— «Приземление
не разрешается»

— «Выполнить зависание»

— «Снизиться»

— «Подняться»

— «Переместиться влево»

— «Переместиться вправо»

— «Стоп. Остановка
двигателя»

— «Переместиться вперед»

— «Переместиться назад»

— «Посадка совершена»


 


Содержание | Index



Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 430

Правая рука вытянута горизонтально в сторону, левая поднята вверх, — «Переместиться от места

выполняет ритмические покачивания в направлении перемещения вер- зависания влево»
толета

Левая рука вытянута горизонтально в сторону, правая рука поднята — «Переместиться от места

вверх, выполняет ритмические покачивания в направлении перемеще- зависания вправо»
ния вертолета

Правая рука вытянута вперед, в сторону и немного вверх, пальцы сжа- — «Знак «ОК» (О'кей!).

ты в кулак, большой палец показывает вверх Все в порядке»

Руки на уровне пояса, согнуты в локтях, ритмические покачивания — «Груз прицеплен»
вверх — вниз

Левая рука сжата в кулак, согнута в локте на уровне пояса, правой, обра- — «Груз сбросить или

щенной ладонью вниз, делают ритмические движения вправо — влево лебедку остановить»

После контрольных проходов вертолета над посадочной площадкой, когда пилот определил направление ветра по знакам, подаваемым ему с земли (о чем он сообща­ет запиской, брошенной с вымпелом), спасателям можно уйти с площадки, оставив на ней темные предметы (рюкзаки, ветки, палатки, прижатые камнями). Если маркиро­вочные предметы отсутствуют, то необходимо до посадки вертолета не сходить с ме­ста, чтобы дать возможность пилоту сориентироваться в условиях плохой видимости (снежный вихрь, пасмурная погода). В этом случае вертолет совершит посадку рядом с группой, слева от нее, в центр посадочной площадки. Несущий винт будет находить­ся тогда выше головы человека.

При взлете вертолета необходимо выстроиться по тем же правилам, что и при по­садке, или же использовать темные предметы (камни, ветки) для ориентации пилота относительно снежной поверхности.

Если предполагается посадка вертолета на незнакомое место, где нет людей и под­готовленной площадки, то спасатели должны заготовить и взять на борт вертолета 5-6 веток длиной 1,5-2,0 м, привязав к их комлевой части груз весом 8-10 кг. Перед посадкой ветки сбрасываются с вертолета для привязки к месту приземления и Для пространственного ориентирования.

Принимающие вертолет должны также знать, что обычно его посадка осуществля­ется против ветра, в случае же захода вертолета на посадку по ветру спасателям нуж­но постоянно следить за его приземлением.

Корректирующий посадку вертолета спасатель должен одеться контрастно по от­ношению к земной поверхности, включая в том числе и растительность (деревья, ку­старники, траву). Кроме того, голову следует защитить каской, застегнутой на подбо­родке, а глаза — очками.

Спасатель, стоя спиной к ветру, примерно на расстоянии 10 м от места приземле­ния, принимает сигнальное положение, напоминающее форму буквы Y, при этом он должен помнить о том, что пилот вертолета видит несколько измененный его силуэт. Положение фигуры спасателя должно быть поэтому абсолютно правильным, жесты — точными, чтобы они были однозначно истолкованы.

При наличии посадочной площадки с соблюдением всех предъявляемых к ней тре­бований соответствующих метеоусловий вертолет совершает приземление и эвакуи­рует пострадавших в ближайшее или находящееся в месте расположения аэропорта

Содержание | Index 430


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 431

лечебное учреждение в зависимости от состояния здоровья пострадавших и времени выполнения полета.

Иногда, в зависимости от обстоятельств, бывает удобнее и, главное, безопаснее принять на борт вертолета пострадавшего и спасателей на промежуточной площадке. Так, спасатели могут быть высажены поблизости от места происшествия, затем они осуществляют спуск к пострадавшему и транспортируют его к месту удобной и без­опасной посадки вертолета.

При проведении ПСР на лавине подчас требуется доставка значительного числа спасателей, опыт которых не позволяет производить десантирование (спуск на верев­ке) в режиме зависания вертолета на довольно большой высоте. В этом случае также подбирается промежуточная посадочная площадка для их высадки. Во всех случаях промежуточные площадки должны отвечать предъявляемым к ним требованиям. Сле­дует также помнить, что окончательное решение о возможности или невозможности приземления принимает пилот вертолета.

Руководитель ПСО, находящегося на борту вертолета, должен помнить о том, что воздушное давление, создаваемое винтами вертолета, может вызвать сход лавин в зимний период или, при значительном скоплении снега, в другие периоды, а также камнепад в летний период, о чем следует предупредить пилота при принятии реше­ния о приземлении, особенно на промежуточной посадочной площадке. При подлете к месту происшествия могут обнаружиться различные обстоятельства (значительная крутизна склона, наличие больших камней, ям, ледовых трещин, малые размеры по­садочной площадки), когда приземление вертолета невозможно. В этом случае, если позволяют условия (по решению пилота вертолета), применяют зависание вертолета на высоте примерно 3 м от земной поверхности.

При десантировании должна осуществляться следующая последовательность со­вместных действий экипажа вертолета и спасателей:

— при переводе вертолета в режим зависания пилот дает команду бортмеханику
на открывание дверей;

— руководитель ПСО или группы, убедившись в отсутствии на земле препятствий,
дает команду на покидание борта вертолета. Как правило, руководитель ПСО прыгает
первым. Для этого он садится на порог двери и плавно как бы соскальзывает вниз, что­
бы не нарушить равновесие вертолета. После приземления ему следует остерегаться
лопастей винтов вертолета. Следующий спасатель прыгает по сигналу бортмеханика,
предварительно убедившись, что на том месте, куда он прыгает, никого нет.

Десантирование спасателей, если этого требует обстановка, может производиться че­рез переднюю и заднюю двери. Решение об этом принимает только пилот вертолета.

Если нужно, то руководитель ПСО, первым покинувший борт вертолета, принимает на себя роль сигнальщика для координации действий пилота.

Необходимое спасательное снаряжение сбрасывается только в том случае, если ясно, что оно не будет повреждено или утеряно при приземлении.

Перед полетом, а тем более сбрасыванием, все снаряжение должно быть тщатель­но упаковано в рюкзаки или специальные транспортировочные мешки.

Спасатель, производящий сбрасывание снаряжения, должен убедиться, что в ме­сте падения груза людей нет.

Снаряжение можно спустить на веревке с помощью тормозного карабина, подве­шенного на карабине веревки, или различных спусковых устройств.

Если на месте происшествия или поблизости от него пригодной для посадки пло­щадки нет, то спуск спасателей и снаряжения производится на тросе с помощью ле­бедки, спусковых устройств или на основной веревке с обязательным учетом условий

Содержание | Index 431


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 432

поверхности. Так, при крутизне склона более 60° от спуска следует отказаться из-за возможного камнепада или схода лавины.

Спуск в режиме зависания вертолета на большой высоте в определенной степени опасен для здоровья и жизни спасателей. Поэтому, если позволяют обстоятельства, лучше произвести посадку на промежуточной площадке.

При спуске на тросе с помощью бортовой лебедки все манипуляции с ней осу­ществляет бортмеханик, которому помогает руководитель ПСО или назначенный им спасатель.

Спуск спасателей на тросе с помощью лебедки занимает много времени. Поэтому для спуска большого числа спасателей и сокращения времени зависания вертолета применяются одинарная веревка диаметром не менее 11 мм, два тормозных карабина или шайба Штихта, а также спусковые устройства, разработанные в последние годы.

Спуск спасателей осуществляется в следующей последовательности:

— руководитель ПСО или назначенный им спасатель подвешивают заранее при­
готовленную веревку к карабину лебедки, иначе пилот в случае необходимости не
сможет быстро сбросить ее с вертолета;

— бортмеханик открывает дверь;

— по команде бортмеханика руководитель ПСО или назначенный им спасатель
сбрасывает веревку вниз. Вертолет при этом должен находиться только в режиме за­
висания, иначе веревка может попасть в хвостовой винт. В случае если сброшенная
веревка не достигла поверхности земли, ее тотчас же втягивают в кабину вертолета.
Далее навешивается и сбрасывается вторая, заранее приготовленная веревка боль­
шей длины;

— первый спасатель, на которого надета беседка с двумя тормозными карабинами,
садится в дверной проем, вкладывает веревку в оба тормозных карабина и поднимает
их наверх непосредственно под узел навески;

— второй спасатель, приготовившись к спуску, отцепляет самостраховку первого
спасателя;

— по команде бортмеханика первый спасатель плавно нагружает веревку и, по­
вернувшись лицом к корпусу вертолета, начинает спуск, который должен проходить
без рывков;

— приземлившись, спасатель, в случае необходимости, организует самостраховку,
отстегивает веревку и подает знак «ОК» для спуска следующего спасателя;

— спустившийся спасатель остается на месте для оказания необходимой помощи
следующему спасателю, осуществляющему спуск;

— после приземления последнего спасателя веревка сбрасывается вниз бортмеха­
ником или оставшимся на борту спасателем.

Организация и спуск спасателей в режиме зависания вертолета на большой высоте проводятся во всех спасательных службах, как правило, по приведенной выше схеме. В зависимости от типа вертолета и установленного на нем дополнительного оборудо­вания спуск спасателей может осуществляться поочередно на одной из двух веревок, что значительно ускоряет высадку, так как в момент приземления первого спасателя второй начинает спуск по второй веревке. При спуске используются различные тор­мозные устройства.

Спуск носилок осуществляется с помощью бортовой лебедки. К носилкам следует привязать репшнур, чтобы легче было их принять внизу.

При невозможности приземления вертолета в месте происшествия или поблизости от него применяются специальные альпинистские носилки или носилки типа «Акья» для подъема пострадавшего на борт вертолета в режиме зависания.

Содержание | Index 432


Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ


 


Содержание | Index



После оказания пострадавшему первой медицин­ской помощи его, если вызван вертолет и ориенти­ровочно известно время прилета, подготавливают к транспортировке, для чего надевают на него теплые вещи, укладывают его в спальный мешок или завора­чивают в палатку (это зависит от степени имеющихся травм и погодных условий), укладывают на носилки, если они имеются.

Транспортировка пострадавшего на внешней подвеске

В случае, если пострадавший, спасатели или ра­ботники находятся на крутом склоне, необходимо для носилок с пострадавшим организовать страховку, а самим спасателям или работникам применить само­страховку, чтобы не быть сброшенными воздушным потоком, создаваемым винтами вертолета.

При подъеме пострадавшего с помощью лебедки (ЛПГ-2, ЛПГ-3, ЛПГ-150) соблюдается следующая по­следовательность:

— по прибытии вертолета бортмеханик приводит в действие лебедку и опускает
трос;

— спасатель или участник группы, находящийся рядом с пострадавшим, после того
как заземляющий тросик коснется поверхности земли, берет в руки лебедочный кара­
бин и, прицепив его к подвесной системе носилок, снимает страховку и дает команду
для подъема на борт вертолета. При этом он поддерживает рукой, желательно в рези­
новой перчатке, лебедочный карабин до тех пор, пока трос не натянется. После этого
спасатель придерживает носилки до того момента, пока они не окажутся на верти­
кальной линии под вертолетом, одновременно не допуская вращения носилок вокруг
вертикальной оси троса;

— бортмеханик и спасатель, находящиеся в вертолете, поднимают носилки и вта­
скивают их в кабину.

Иногда носилки с пострадавшим поднимают в вертолет в сопровождении одного из спасателей. Это делается для того, чтобы оказать помощь пострадавшему во время подъема и предохранить носилки от ударов о корпус вертолета.

При этом варианте на борт сначала принимаются носилки с пострадавшим, а затем сопровождающий.

Подвесную систему носилок нужно делать короткой. Ориентировочное расстояние между лебедочным карабином и нижней частью носилок — 80-90 см. Не следует за­бывать и об общем весе носилок с пострадавшим и сопровождающего, так как макси­мально допустимая масса груза не должна превышать 150 кг.

Носилки с пострадавшим нужно втаскивать в кабину вертолета тем концом, где находится голова человека. Как только носилки покажутся в дверном проеме, их сле­дует застраховать, пристегнув к ним карабин от страховочной петли, прикрепленной к одному из колец пола вертолета.

Пострадавшего, если позволяет состояние его здоровья, можно поднять на борт вертолета и в его личной обвязке. Все действия в этом случае будут аналогичны тем, когда на борт поднимают носилки с пострадавшим. Пострадавший, если это возможно, помогает бортмеханику и спасателю принять его в кабину вертолета. В момент появ­ления пострадавшего в дверном проеме карабин от страховочной петли, прикреплен­ной внутри вертолета, пристегивается к обвязке пострадавшего. Таким же образом на борт вертолета поднимают и спасателей. Предварительно, в целях экономии времени,


Содержание | Index



Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 434

на каждого спасателя должны быть надеты беседка с приготовленным страховочным карабином, грудная обвязка и самостраховка. Рюкзак надевается на плечи. Страхо­вочный карабин прикрепляется к лебедочному карабину. Страховка репшнуром от бе­седки к страховочному карабину осуществляется таким образом, чтобы не допустить опрокидывания туловища человека при подъеме на борт вертолета.

При приеме носилок и спасателей на борт вертолета бортмеханик и помогающий ему спасатель должны быть на самостраховке.

Подвесное сиденье (люлька или стульчик) также может использоваться для подъ­ема пострадавшего. Стульчик крепится к металлической раме, к которой присоеди­няется крюк лебедки. Пострадавшего усаживают на стульчик на земле, привязывают веревкой, присоединяют крюк лебедки и начинают подъем.

Не рекомендуется использовать стульчик для подъема пострадавшего, который по­сле случившегося с ним несчастья психически расстроен и испытывает страх перед высотой.

В силу сложившихся обстоятельств возможна транспортировка пострадавших на внешней подвеске вертолета или же на лебедке с использованием специальных аль­пинистских носилок или носилок типа «Акья». Носилки могут находиться как на под­веске вертолета, так и подвешиваться к тросу с земли. В целях безопасности диаметр троса должен быть не менее 5 мм, на носилках в центре подвески нужно обязательно закрепить карабин «Вертлюг», чтобы избежать переламывания троса.

Транспортировку живого пострадавшего на внешней подвеске применяют на не­большое расстояние, исключающее его переохлаждение, и только в сопровождении спасателя.

Как правило, на внешней подвеске осуществляется транспортировка погибших. Если труп перевозится в кабине вертолета, то после его выгрузки кабину необходимо продезинфицировать.

Для осуществления маневра на подцепку (отцепку) груза и дальнейшую его транс­портировку необходимо подготовить площадку: удалить мелкие незакрепленные пред­меты, мусор; пыльную площадку, если есть возможность, полить водой; свежевыпав-ший снег укатать или утоптать. Если площадка не может быть подготовлена к началу подцепки (отцепки) груза, то командир вертолета, зависнув над ней, раздувает пыль или снег струей воздуха от несущего винта. В силу этого спасатели или работники, а тем более пострадавший или пострадавшие должны укрыться от поднятых потоков пыли или снега. Маневр на подцепку (отцепку) груза выполняется лишь после того, как площадка будет хорошо просматриваться сверху.

Руководитель ПСО совместно с бортмехаником обязаны рассчитать длину троса внешней подвески, исходя из конкретных условий мест подцепки (отцепки) груза в со­ответствии с его конфигурацией, массой и длиной. Например, необходимо произвести подцепку носилок с пострадавшим, которые находятся на небольшой поляне, высота окружающих деревьев — около 10-15 м. Естественно, длина троса должна быть боль­ше указанной высоты деревьев.

Транспортировка носилок, а также любого груза в горизонтальном положении вы­зывает интенсивную их раскачку в полете по сравнению с транспортировкой в верти­кальном положении. Для уменьшения раскачки носилок их транспортировка должна осуществляться на скорости порядка 70-80 км/ч (указанная скорость транспортировки носилок на внешней подвеске определена во время совместных тренировочных по­летов Сочинского авиаотряда и спасательного отряда г. Сочи).

В зависимости от условий подцепка груза на внешнюю подвеску вертолета может осуществляться двумя способами:

Содержание | Index 434


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 435

— после посадки вертолета на площадку вблизи груза;

— с режима зависания (применяется в тех случаях, когда посадка вертолета на
площадку вблизи груза не обеспечена).

При транспортировке носилок с пострадавшим необходимо с борта вертолета по­добрать площадку, удовлетворяющую требованиям по посадке, произвести посадку, поместить носилки с пострадавшим в грузовую кабину и продолжить полет до пункта назначения или ближайшего лечебного учреждения, где имеется посадочная площад­ка. Доставка пострадавшего в лечебное учреждение осуществляется только в том случае, если ему требуется срочная медицинская помощь, оказываемая в стационар­ных условиях.

Спасение пострадавшего на воде с помощью вертолета производится грузоподъ­емным устройством. При этом следует уменьшить воздействие на человека воздуш­ных потоков, создаваемых вращающимися винтами. Этого можно достичь, в частно­сти, увеличив длину подъемного троса и используя ветровую обстановку.

Спасатели и участники маршрутных групп или других подразделений, в которых имеются пострадавшие, должны знать, что зависание вертолета над пыльными и за­снеженными площадками выполняется против ветра. В связи с тем, что длительное зависание не рекомендуется, все операции по подцепке носилок или иного груза сле­дует производить как можно оперативнее.

Руководитель ПСО и бортмеханик должны проверить знание спасателями «Ин­струкции для наземной бригады, обеспечивающей подготовку грузов для транспорти­ровки их на внешней подвеске».

Перед началом маневра по подцепке необходимо еще раз всех предупредить о том, что во избежание поражения статическим электричеством нельзя браться за тро­сы, закрепленные в замке вертолета, и приступать к работе по подцепке тросов к гру­зу до тех пор, пока система внешней подвески или заземляющий тросик не коснутся земли. Запрещается также подправлять карабины «паука» и тросы подвески в период их натяжения.

При ПСР вертолет Ми-8 может быть использован без посадки для десантирова­ния (сброса) грузов, осуществляемого через входную дверь, грузовой люк при снятых створках и с внешней подвески. Десантирование грузов может производиться как па­рашютами, так и без них.

Максимальная масса груза, сбрасываемого через грузовой люк, не должна превы­шать 500 кг. Если грузов несколько, то при подготовке к полету должна быть опреде­лена очередность их десантирования. Сбрасывая грузы через грузовой люк, целесоо­бразно размещать их как можно ближе к обрезу пола, обеспечив при этом надежную и одновременно быстросъемную швартовку. Естественно, что в первую очередь десан­тируются жизненно необходимые грузы: продукты, медикаменты, топливо. Во вторую очередь — теплые вещи и другое необходимое снаряжение и оборудование: носилки, веревки, лыжи и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.