КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности работы спасателей с пострадавшими детьми и подростками
В России в 2001 насчитывалось 33,5 млн. детей в возрасте до 18 лет. Нередко жертвами ЧС становятся дети и подростки. Довольно часто они травмируются и погибают по собственной неосторожности, невнимательности, по причине недооценки степени риска и незнания опасности, по независящим от них причинам. В возрасте 5-6 лет число смертей от несчастных случаев практически равно количеству смертей от естественных причин. В возрасте 10-14 лет треть смертей связана с несчастными случаями. Несчастные случаи вызывают у детей и подростков больше смертей и тяжелых травм, чем все заболевания вместе взятые. Основными причинами детской смертности при несчастных случаях являются: случайные травмы — 9,1 %, асфиксии — 6,9%, автомобильные травмы — 4,4%, утопления — 3,2%. Одной из причин высокого уровня травматизма среди детей, особенно младшего возраста, является отсутствие у них чувства страха и незнание возможных последствий своих действий. По возрасту детей можно разделить на три основные группы: — младенцы: возраст от рождения до 1 года; — дошкольники: возраст от 1 до 6-7 лет; — школьники: возраст от 7 до 14-15 лет. В зависимости от возраста организм детей имеет свои специфические особенности, которые спасатели должны знать и учитывать при оказании помощи. При оказании помощи детям в возрасте до 3-х лет возникает проблема общения с ними, поскольку в этом возрасте они практически не умеют разговаривать. Их сигналы, лепет, жесты, мимика зачастую непонятны и трудноразличимы. По данным ВОЗ в последние годы детский травматизм вышел на первое место среди причин смертности детей в развитых странах. По данным Генеральной Прокуратуры РФ в нашей стране десятки тысяч детей умирают ежегодно от травм, убийств, самоубийств, отравлений. Только за 1998 г. в РФ от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тысяч детей и подростков, а за последние 5 лет — около 112 тысяч. Ежегодно по РФ регистрируется около 2 млн. травм у детей до 15 лет. Более 900 тысяч случаев травм случается в быту, 600-650 тысяч — на улице, 130-140 тысяч — в школе и 65-70 тысяч — при занятиях физкультурой и спортом. Кожа у маленьких детей легко ранимая, что предъявляет дополнительные требования к методам и приемам оказания первой помощи. Спасателям необходимо помнить, что у младенцев поглощение кожей кислорода и выделение через нее продуктов обмена происходит довольно интенсивно. Способность кожи к повышенному всасыванию должна учитываться при использовании мазей, кремов, одежды и средств ги- Содержание | Index 465 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 466 гиены, чтобы избежать проникновения в организм токсических веществ и отравления ребенка. Костная ткань младенцев мягкая, эластичная, непрочная. Кости черепа не сращены. В местах соединения нескольких черепных костей имеются мягкие участки соединительной ткани (роднички). На стыке двух теменных костей и двух частей лобной кости расположен большой родничок. Он имеет форму ромба с расстоянием между гранями 2-3 см. Между теменными и затылочной костями расположен малый родничок треу- Роднички гольной формы. Продольный шов между теменными костями открыт, его ширина составляет 2-3 мм. По мере роста кости ребенка становятся более твердыми за счет накопления в них солей кальция, уплотняются швы между костями черепа, закрываются роднички. Мышечная система младенца развита слабо, поэтому ребенка в возрасте до 4-х месяцев нужно держать на руках в вертикальном положении и обязательно придерживать его голову рукой. Нельзя ставить ребенка в вертикальное положение в возрасте до 4-х месяцев. Не следует усаживать ребенка в возрасте до 6-ти месяцев. У детей просвет гортани, трахеи, бронхов узкий, хрящи мягкие. Легочная ткань развита недостаточно. Частота дыхания в покое составляет 50-60 дыхательных циклов в минуту (у взрослого человека 14-15 циклов). Частота пульса младенца 120-140 уд/мин, в ряде случаев она может повышаться до 180-200 уд/мин. По мере взросления этот показатель снижается. Нормальная температура тела детей первого года жизни 36-37,2 градуса. Большую часть суток ребенок спит. Продолжительность сна составляет не менее 20 часов. Ребенок может проявлять беспокойство или плакать, если он голоден, хочет пить, у него промокли пеленки или что-то болит. Шум, яркий свет, громкие голоса могут также вызвать беспокойство. Если после устранения источников беспокойства младенец не успокоился, не засыпает, значит, существуют более серьезные причины его беспокойства. Пищеварительная система несет повышенную нагрузку, поэтому питание должно быть регулярным и полноценным. Оптимальным продуктом питания младенцев является материнское молоко, в случае его отсутствия можно использовать коровье молоко, разбавленное водой, или специальные детские смеси. При оказании первой помощи детям необходимо особо тщательно заботиться о недопущении их травмирования ввиду анатомо-физиологических особенностей. На первом этапе первой помощи необходимо провести предварительный (начальный) осмотр для определения состояния дыхания и проходимости дыхательных путей, кровоснабжения, работы ЦНС. При наличии травмы ее необходимо осмотреть и остановить кровотечение. На основании полученных данных ставится экстренный (первичный) диагноз. В случае отсутствия дыхания и кровоснабжения следует незамедлительно провести реанимацию, возобновить работу сердца и легких, стабилизировать их деятельность. Цель реанимации — сохранение работоспособности головного мозга. Реанимация включает в себя искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание — один из основных приемов реанимации. Его проводят в случае отсутствия дыхания. Ребенка нужно положить на спину, освободить его ноздри, очистить рот. Нельзя засовывать слепо пальцы в рот пострадавшего с целью извлечения посторонних предметов. Такими действиями посторонний предмет можно легко протолкнуть дальше. Не начинайте искусственное дыхание до тех пор, пока инородное Содержание | Index 466 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ Содержание | Index 467 тело не будет удалено из дыхательных путей. Для обеспечения прохождения воздуха запрокиньте голову ребенка, приподнимите подбородок, освободите дыхательные пути, Если по истечении несколько секунд ребенок не начал дышать, незамедлительно приступайте к проведению искусственного дыхания. При проведении искусственного дыхания у детей в возрасте до года необходимо плотно захватить рот и нос одновременно. У старших детей нос закрывают пальцами и выход осуществляется в рот. Нужно выполнить два медленных выдоха в дыхательные пути пострадавшего продолжительностью 1-1,5 с каждый. Объем выдыхаемого воздуха должен обеспечить подъем грудной клетки ребенка на максимальную высоту. После завершения выдоха нужно освободить рот и нос пострадавшего для обеспечения свободного выхода воздуха. Соотношение продолжительности вдоха и выдоха должно составлять 1:2. После 5 выдохов проверьте наличие сердцебиения. Соотношение числа надавливаний на грудину при проведении искусственного дыхания и непрямого массажа сердца составляет 5:1. Количество принудительных выдохов должно соответствовать возрасту ребенка: — до 1 года — 100 выдохов; — 1-5 лет — 85-90 выдохов; — 5-10 лет — 75-80 выдохов; — 10-15 лет — 65-70 выдохов. Продолжительность принудительной вентиляции 15-20 минут. С целью недопущения травмы легких нельзя делать резкий выдох и вдувать большое количество воздуха. При резком выдохе воздух может попасть в желудок, что приведет к его вздутию или попаданию содержимого желудка в легкие. Дыхание можно услышать, увидеть, ощутить. Обязательные условия при проведении непрямого массажа сердца: — положить пострадавшего ребенка на спину на твердую и прочную по — расположиться справа от пострадавшего; — соизмерять величину усилия надавливания на грудину с возрастом ре — проводить постоянный контроль дыхания; — осуществлять надавливание на грудину пострадавшего выпрямлен Непрямой массаж сердца — один из эффективных способов реанимации. Этот метод применяется при отсутствии или сомнительном пульсе. С его помощью происходит принудительное поддержание кровообращения за счет ритмичного сжатия сердца ребенка между позвоночником и грудной клеткой при надавливании на грудину. Это обеспечивает искусственный выброс крови предсердиями — систолу при сжатии и всасывание крови желудочками — диастолу при прекращении давления. При проведении непрямого массажа сердца способ надавливания, место на грудине, величина деформации грудной клетки определяются с учетом возраста пострадавшего. Непрямой массаж сердца необходимо проводить неразрывно с искусственным дыханием в течение 15-20 минут. Если сердце начало работать, немедленно прекратите непрямой массаж и постоянно наблюдайте за его работой. Пульс у ребенка в возрасте до года лучше прощупывать на плечевой артерии. Она расположена в середине вну- Содержание | Index 467 Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index тренней части руки, немного выше локтя. У детей старше года пульс лучше определять на сонной артерии. Основные признаки клинической смерти у детей: отсутствуют дыхание, кровоснабжение, сознание, кожа холодная, бледная, мышцы расслаблены, зрачки широкие, реакция на свет отсутствует.
Если ребенок в сознании, его необходимо подбодрить, успокоить, улыбнуться, сообщить о себе и своих намерениях. Нельзя повышать голос, кричать, заниматься нравоучением, читать нотации. Говорить нужно спокойно, уверенно, четко, негромко. Нельзя проявлять свои эмоции на глазах ребенка, в каком бы состоянии он ни находился, тем более нельзя обсуждать при нем его состояние Вид крови может напугать ребенка, вызвать шок. Поэтому постарайтесь вымыть окровавленные руки, убрать окровавленные вещи. Шок — тяжелое расстройство функций организма вследствие физического повреждения или нервного потрясения. Причинами шока у детей являются большая потеря крови, боль, эмоциональный стресс, болезни сердца, недостаток кислорода в воздухе.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |