Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности работы спасателей с пострадавшими детьми и подростками




В России в 2001 насчитывалось 33,5 млн. детей в возрасте до 18 лет.

Нередко жертвами ЧС становятся дети и подростки. Довольно часто они травми­руются и погибают по собственной неосторожности, невнимательности, по причине недооценки степени риска и незнания опасности, по независящим от них причинам. В возрасте 5-6 лет число смертей от несчастных случаев практически равно количе­ству смертей от естественных причин. В возрасте 10-14 лет треть смертей связана с несчастными случаями. Несчастные случаи вызывают у детей и подростков больше смертей и тяжелых травм, чем все заболевания вместе взятые. Основными причинами детской смертности при несчастных случаях являются: случайные травмы — 9,1 %, асфиксии — 6,9%, автомобильные травмы — 4,4%, утопления — 3,2%. Одной из при­чин высокого уровня травматизма среди детей, особенно младшего возраста, является отсутствие у них чувства страха и незнание возможных последствий своих действий.

По возрасту детей можно разделить на три основные группы:

— младенцы: возраст от рождения до 1 года;

— дошкольники: возраст от 1 до 6-7 лет;

— школьники: возраст от 7 до 14-15 лет.

В зависимости от возраста организм детей имеет свои специфические особенно­сти, которые спасатели должны знать и учитывать при оказании помощи.

При оказании помощи детям в возрасте до 3-х лет возникает проблема общения с ними, поскольку в этом возрасте они практически не умеют разговаривать. Их сигна­лы, лепет, жесты, мимика зачастую непонятны и трудноразличимы.

По данным ВОЗ в последние годы детский травматизм вышел на первое место среди причин смертности детей в развитых странах.

По данным Генеральной Прокуратуры РФ в нашей стране десятки тысяч детей умирают ежегодно от травм, убийств, самоубийств, отравлений.

Только за 1998 г. в РФ от неестественных причин ушли из жизни 20,6 ты­сяч детей и подростков, а за последние 5 летоколо 112 тысяч.

Ежегодно по РФ регистрируется около 2 млн. травм у детей до 15 лет. Более 900 тысяч случаев травм случается в быту, 600-650 тысячна ули­це, 130-140 тысяч — в школе и 65-70 тысячпри занятиях физкультурой и спортом.

Кожа у маленьких детей легко ранимая, что предъявляет дополнительные требо­вания к методам и приемам оказания первой помощи. Спасателям необходимо пом­нить, что у младенцев поглощение кожей кислорода и выделение через нее продуктов обмена происходит довольно интенсивно. Способность кожи к повышенному всасы­ванию должна учитываться при использовании мазей, кремов, одежды и средств ги-

Содержание | Index 465


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 466

гиены, чтобы избежать проникновения в организм токсических веществ и отравления ребенка.

Костная ткань младенцев мягкая, эластичная, непрочная. Кости черепа не сращены. В местах соединения нескольких черепных костей имеются мягкие участки соединительной тка­ни (роднички). На стыке двух теменных костей и двух частей лобной кости расположен большой родничок. Он имеет форму ромба с расстоянием между гранями 2-3 см. Между теменны­ми и затылочной костями расположен малый родничок треу- Роднички гольной формы.

Продольный шов между теменными костями открыт, его ширина составляет 2-3 мм. По мере роста кости ребенка становятся более твердыми за счет накопления в них солей кальция, уплотняются швы между костями черепа, закрываются роднички.

Мышечная система младенца развита слабо, поэтому ребенка в возрасте до 4-х месяцев нужно держать на руках в вертикальном положении и обязательно придер­живать его голову рукой.

Нельзя ставить ребенка в вертикальное положение в возрасте до 4-х месяцев. Не следует усаживать ребенка в возрасте до 6-ти месяцев.

У детей просвет гортани, трахеи, бронхов узкий, хрящи мягкие. Легочная ткань раз­вита недостаточно. Частота дыхания в покое составляет 50-60 дыхательных циклов в минуту (у взрослого человека 14-15 циклов).

Частота пульса младенца 120-140 уд/мин, в ряде случаев она может повышаться до 180-200 уд/мин. По мере взросления этот показатель снижается.

Нормальная температура тела детей первого года жизни 36-37,2 градуса.

Большую часть суток ребенок спит. Продолжительность сна составляет не менее 20 часов.

Ребенок может проявлять беспокойство или плакать, если он голоден, хочет пить, у него промокли пеленки или что-то болит. Шум, яркий свет, громкие голоса могут также вы­звать беспокойство. Если после устранения источников беспокойства младенец не успо­коился, не засыпает, значит, существуют более серьезные причины его беспокойства.

Пищеварительная система несет повышенную нагрузку, поэтому питание должно быть регулярным и полноценным. Оптимальным продуктом питания младенцев явля­ется материнское молоко, в случае его отсутствия можно использовать коровье моло­ко, разбавленное водой, или специальные детские смеси.

При оказании первой помощи детям необходимо особо тщательно заботиться о не­допущении их травмирования ввиду анатомо-физиологических особенностей.

На первом этапе первой помощи необходимо провести предварительный (началь­ный) осмотр для определения состояния дыхания и проходимости дыхательных путей, кровоснабжения, работы ЦНС. При наличии травмы ее необходимо осмотреть и остано­вить кровотечение. На основании полученных данных ставится экстренный (первичный) диагноз. В случае отсутствия дыхания и кровоснабжения следует незамедлительно про­вести реанимацию, возобновить работу сердца и легких, стабилизировать их деятель­ность. Цель реанимации — сохранение работоспособности головного мозга. Реанима­ция включает в себя искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Искусственное дыхание — один из основных приемов реанимации. Его проводят в случае отсутствия дыхания. Ребенка нужно положить на спину, освободить его ноздри, очистить рот. Нельзя засовывать слепо пальцы в рот пострадавшего с целью извле­чения посторонних предметов. Такими действиями посторонний предмет можно легко протолкнуть дальше. Не начинайте искусственное дыхание до тех пор, пока инородное

Содержание | Index 466


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 467

тело не будет удалено из дыхательных путей. Для обеспечения прохождения возду­ха запрокиньте голову ребенка, приподнимите подбородок, освободите дыхательные пути, Если по истечении несколько секунд ребенок не начал дышать, незамедлитель­но приступайте к проведению искусственного дыхания.

При проведении искусственного дыхания у детей в возрасте до года необходимо плотно захватить рот и нос одновременно. У старших детей нос закрывают пальцами и выход осуществляется в рот. Нужно выполнить два медленных выдоха в дыхательные пути пострадавшего продолжительностью 1-1,5 с каждый. Объем выдыхаемого возду­ха должен обеспечить подъем грудной клетки ребенка на максимальную высоту. По­сле завершения выдоха нужно освободить рот и нос пострадавшего для обеспечения свободного выхода воздуха. Соотношение продолжительности вдоха и выдоха долж­но составлять 1:2. После 5 выдохов проверьте наличие сердцебиения. Соотношение числа надавливаний на грудину при проведении искусственного дыхания и непрямого массажа сердца составляет 5:1. Количество принудительных выдохов должно соот­ветствовать возрасту ребенка:

— до 1 года — 100 выдохов;

— 1-5 лет — 85-90 выдохов;

— 5-10 лет — 75-80 выдохов;

— 10-15 лет — 65-70 выдохов.

Продолжительность принудительной вентиляции 15-20 минут. С целью недопущения травмы легких нельзя делать резкий

выдох и вдувать большое количество воздуха. При резком выдо­хе воздух может попасть в желудок, что приведет к его вздутию или попаданию содержимого желудка в легкие. Дыхание можно услышать, увидеть, ощутить.

Обязательные условия при проведении непрямого массажа сердца:

положить пострадавшего ребенка на спину на твердую и прочную по­
верхность (пол, щит, настил, асфальт, стол);

расположиться справа от пострадавшего;

соизмерять величину усилия надавливания на грудину с возрастом ре­
бенка;

проводить постоянный контроль дыхания;

осуществлять надавливание на грудину пострадавшего выпрямлен­
ными руками.

Непрямой массаж сердца — один из эффективных способов реанимации. Этот ме­тод применяется при отсутствии или сомнительном пульсе. С его помощью происхо­дит принудительное поддержание кровообращения за счет ритмичного сжатия сердца ребенка между позвоночником и грудной клеткой при надавливании на грудину. Это обеспечивает искусственный выброс крови предсердиями — систолу при сжатии и всасывание крови желудочками — диастолу при прекращении давления.

При проведении непрямого массажа сердца способ надавливания, место на грудине, величина деформации грудной клетки определяются с учетом возраста пострадавшего.

Непрямой массаж сердца необходимо проводить неразрывно с искусственным ды­ханием в течение 15-20 минут. Если сердце начало работать, немедленно прекратите непрямой массаж и постоянно наблюдайте за его работой. Пульс у ребенка в возрасте до года лучше прощупывать на плечевой артерии. Она расположена в середине вну-

Содержание | Index 467


Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ


 


Содержание | Index



тренней части руки, немного выше локтя.

У детей старше года пульс лучше определять на сонной артерии.

Основные признаки клинической смер­ти у детей: отсутствуют дыхание, кро­воснабжение, сознание, кожа холодная, бледная, мышцы расслаблены, зрачки широкие, реакция на свет отсутствует.

Определение пульса

Если ребенок в сознании, его необхо­димо подбодрить, успокоить, улыбнуть­ся, сообщить о себе и своих намерениях. Нельзя повышать голос, кричать, зани­маться нравоучением, читать нотации. Го­ворить нужно спокойно, уверенно, четко, негромко. Нельзя проявлять свои эмоции на глазах ребенка, в каком бы состоянии он ни находился, тем более нельзя обсуж­дать при нем его состояние

Вид крови может напугать ребенка, вызвать шок. Поэтому по­старайтесь вымыть окровавленные руки, убрать окровавленные вещи.

Шок — тяжелое расстройство функций организма вследствие физического повреждения или нервного потрясения. Причинами шока у детей являются большая потеря крови, боль, эмоциональ­ный стресс, болезни сердца, недостаток кислорода в воздухе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.