Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения речевого опосредования, приема, переработки, сохранения и использования информации




РАЗВИТИЯ

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоня­ющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в.

На протяжении 70 —90-х гг. XX столетия накоплен большой объем клинико-физиологических материалов, раскрывающих этио­логию, патогенез и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нарушений психических функций при разных формах от­клоняющегося развития. Начиная с 70-х гг. все большее распростра­нение получает нейропсихологический анализ отклоняющегося развития (А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина, А.В.Се­менович и др.).

В начале века немецкий психиатр К. Бонгеффер на примере срав­нительного изучения психических расстройств различной этиоло­гии пришел к выводу, что ответных реакций со стороны психики человека гораздо меньше, чем патогенных факторов, поэтому все­гда при любом типе нарушения можно наблюдать значительное количество общих реакций.

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося раз­вития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархичес­ких уровней закономерностей отклоняющегося развития.

1 уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития

2 уровень — закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств

3 уровень — специфические закономерности, присущие кон­кретному виду дизонтогенеза

 

Рассмотрим наиболее общие закономерности первого уровня

 

Как показывают экспериментальные нейрофизио­логические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окру­жающего мира. В зависимости от специфики откло­нения искажаются разные параметры окружающей действительности. Так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы ис­кажаются восприятие, интерпретация и использова­ние социальной информации. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано с развитием собствен­но речевой функции, и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.

Запаздывание в созревании лобных структур явля­ется общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких как умственная отсталость, за­держка психического развития, ранний детский ау­тизм и др. При всех отклонениях психического разви­тия в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведе­ния, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.

Любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлет­ворения своих значимых потребностей и имеющими­ся для этого условиями, включая как чисто бытовые условия, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические — готов­ность ближайшего социального окружения к обще­нию с такими людьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.