Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клиническая характеристика речи. Мелодико-интонационные нарушения




Мелодико-интонационные нарушения.

а) неправильное употребление ударений (логиче­ских - в предложении, грамматических - в слове);

б) нарушения, связанные с силой, высотой, темб­ром голоса (тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный).

4. Темпоритмические нарушения:

а) ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия)

б) замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);

в) прерывистый темп (необоснованные паузы, спо­тыкания, скандирование звуков и слов, запинки несу­дорожного (физиологические итерации, потерн) и судорожного характера (заикание)).

5. Нарушения письменной речи:

1) письма:

а) неправильная перешифровка фонемы в графему,

б) недописки;

в) пропуски и смешение букв в слове;

г) несогласование и перестановки слов в предложении;

д) выходы за строчку и др.;

 

2) чтения:

а) замена и смешение звуков;

б) побуквенное чтение;

в) искажение звукослоговой структуры слова;

г) нарушение понимания прочитанного;

д) аграмматизмы.

 

 

В детском возрасте в развитии речевых процессов значитель­ную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказыва­ется точка зрения, что недостаточная осознанность и произволь­ность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит струк­турам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга (Э. Г. Симерницкая, 1985).

Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания перифе­рических центральных структур головного мозга) и патологиче­ского (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализа­ции подразделяются на центральные и периферические, а в зави­симости от характера нарушения — на органические и функцио­нальные.

Клинические формы нарушения речи следующие.

1. Периферического характера:

а) механическая дислалия (нарушения звукопроизношения, связанные с различными наруше­ниями строения артикуляционного аппарата); функ­циональная дислалия (нарушение функции артику­лирования — неправильные, неточные движения артикуляционого аппарата при сохранном строении органов артикуляции);

б) ринолалия — нарушение звукопроиэношения и просодической стороны речи, в первую очередь голо­са, вызванное нарушением строения артикуляцион­ного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба и др. Ринолалия может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только че­рез рот, но и через полость носа, и закрытой, прояв­ляющейся при нарушениях нормальной проходимос­ти носовой полости при аденоидах, опухолях, хрони­ческих процессах в носоглотке;

в) ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной аркуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;

г) дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими расстройствами голосообразующего механизма цен­тральной или периферической природы.

2. Центрального характера:

а) дизартрия — нарушение звуковой системы язы­ка (звукопроизношения, просодики, голоса) в резуль­тате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии нарушения не огра­ничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понимания речи;

б) алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи);

в) афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухо­лей, затрагивающих речевые зоны;

г) дисграфия, или аграфия, - специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения;

д) дислексия (алексия) — стойкое нарушение чте­ния, связанное с недоразвитием в основном височно-теменно-затылочной областей головного мозга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.