Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений




ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое наруше­ние изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и в процессе формирования речь включается в иную систему свя­зей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфической человеческой деятельности — общения. Особенности формиро­вания — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона, появляется «фор­мализм», накапливается большое количество слов, не связанных с конкретным содержанием. Предмет­ные совместные действия с речевым словесным обо­значением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулируют соотнесение ус­военных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой — являются условием лучшего познания внешнего мира в процессе актив­ного оперирования с предметами.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становле­ния личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения участием речи наиболее четко проявляется в чувственном познании, поскольку она уточняет, корригирует и направляет протекание про­цессов чувственного познания, позволяет более пол­но и точно воспринимать предметный мир в ощуще­ниях и представлениях.

Специфика развития речи выражается также в сла­бом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выра­зительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зряче­го и на выразительности ее у слепого и слабовидяще­го. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции их речи, позволяющая овладеть ее экс­прессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.

Необходимым условием своевременного выявления любой па­тологии развития, включая нарушение зрительной функции, яв­ляется тщательное наблюдение за ребенком с самого его рожде­ния и хорошее знание нормативных сроков становления основ­ных показателей психического развития. О возможной зрительной патологии может свидетельствовать отсутствие у ребенка к 2 — 3 мес. фиксации взора на человеческом лице или игрушке, отсутствие прослеживающих движений глаз, отсутствие реакций на зритель­ные стимулы и изменения в окружающей его обстановке.

Приблизительно к полугодовому возрасту у ребенка с наруше­ниями зрительной функции может наблюдаться развитие своего рода аутизма. Он не протягивает руки к игрушкам, у него отсут­ствуют эмоциональные реакции на окружающих, при вкладыва­нии игрушки в руку заметна некоординированность движений рук и мелкой моторики пальцев; при появлении в поле зрения другой новой игрушки отсутствует ориентировочная реакция. Ребенок бо­ится пространства, самостоятельного передвижения. Кроме того, при раннем выявлении сенсорных нарушений, таких, как слух, зрение, большое значение имеет всестороннее комплексное об­следование ребенка с использованием объективных методов тес­тирования той или иной сенсорной функции. Для этого широко используется электроэнцефалография, электронный тахистоскоп, проекционный периметр и др.

В дальнейшем при наблюдении за динамикой психического развития ребенка необходимо адаптировать тестовый материал к сниженным возможностям зрительного восприятия у детей дан­ной категории. Предъявляемый материал должен иметь большую контрастность, лучшую освещенность, большие угловые разме­ры. Затруднено использование таких распространенных методик, как анализ рисунка, интерпретация различных видов игровой активности.

Для учителя важно оп­ределить зону ближайшего развития зрительных возможностей ребенка.

Существуют разные формы компенсации слепоты:

органическая, или внутрисистемная, компенсация, при кото­рой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

межсистемная, основанная на мобилизации резервных возмож­ностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нару­шенных функций.

Создан комплекс специальных коррекционных за­нятий, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой, практической деятельности, имею­щих целью компенсацию нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии. Механизм компенсации: в сенсорный акт познания включаются высшие позна­вательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно-практической деятельности. Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных, гигиенических и эргономических усло­вий для работы слепого с остаточным зрением.

Процессы компенсации протяженны во времени, для различ­ных ее стадий характерны свои структуры динамических систем нервных связей. Стадия компенсации зависит от времени наступ­ления дефекта, характера сформированных связей к моменту его наступления, возраста ребенка, степени пораженности анализа­тора, уровня его физического и психического развития, индивидуальных и личностных особенностей, социальных условий вос­питания, а также от организующей и направляющей роли взрос­лого, учитывающего эти особенности развития.

Этот переход у детей раннего и дошкольного возраста связан с образованием новых психологических структур:

на первой стадии развития это комплексные двигательно-кинестетические восприятия, осязание, слух, образование гло­бальных межфункциональных и внутрифункциональных связей в процессе осуществления общения и предметной деятельности;

на второй стадии — речь: ее включение в общение и пред­метную деятельность позволяет корригировать отставание в ло­комоторном развитии слепого, возникшее из-за отсутствия зри­тельного контроля за деятельностью руки. Подражание взрослым в воспроизведении речевого материала, музыкального ритма, по­нимание речи позволяет использовать и подражание в мануаль­ной деятельности: дети воспроизводят движения, поначалу вы­полняемые вместе со взрослым, используя кинестетический конт­роль;

третья стадия связана с развитием и появлением образов пред­ставлений, укреплением их связей с предметным миром, возмож­ностью представлять предметы в их отсутствии, оперировать об­разами в воображаемой ситуации. Это создает предпосылки для возникновения творческой игры как условия активизации разви­тия слепого;

четвертая стадия характеризуется активным включением речи, памяти, мышления как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме в сенсорное отражение слепым внешнего мира.

Контрольные вопросы и задания.

1.Что является объектом и предметом тифлопсихологии?

2.Какое влияние оказывает слепота на нарушение личности?

3. Какова современная теория компенсации слепоты и ее возрастные аспекты?

4.Каковы специфические особенности формирования образов внешнего мира у слепых?

5.Какова роль речи в компенсации нарушений зрения?

6. Какова роль различных анализаторов в познании окружающего мира и в пространственной ориентации слепых?

7.Каково влияние нарушений зрения на формирование познавательных процессов?

8. Раскройте особенности психологической реабилитации лиц с нарушениями зрения.

Литература.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. –М., 1990.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.

Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М., 1998.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ЛОГОПСИХОЛОГИЯ)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.