Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины дисгармонического развития. Типология патологических характеров




Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П. Б. Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психо­патиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное зна­чение».

В настоящее время по происхождению можно выделить следую­щие виды психопатий:

Ядерные, или конституциональные.

Лица с данным видом психопатии обладают конституциональ­ной (наследственной). предрасположенностью в виде неблаго­приятного сочетания отдельных свойств нервной системы. Такие психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем детстве в виде «трудного» темперамента и других эмоционально-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом пер­вично не страдает. В зависимости от формирующейся доминирую­щей диспозиции личности соответственно формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т.д. (см ниже).

При данной этиологии психопатии внешние факторы активи­руют, запускают имеющееся предрасположение.

Краевые, или приобретенные.

Возникают под влиянием неблагоприятных факторов психоло­гического и социального характера, таких, как неправильное вос­питание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потря­сения. Ряд авторов (Е.Блейлер, М.О.Гуревич, В.А.Гиляровский, О. В. Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, которые принимают характер психопатий.

В современной литературе в качестве такого психологического состояния, обусловливающего резкое снижение и искажение адап­тивных возможностей детского организма на всех уровнях его функ­ционирования, описывается дистресс или посттравматическое стрессовое расстройство — ПТСР (Н. В. Вострокнутов). Дистресс — это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных ситуациях и превышает по своей интенсивности и длительности индивидуальные адаптивные воз­можности ребенка. Проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудностях социализации, что вызывает как труд­ности социального взаимодействия, так и обучения.

Органические.

Развиваются как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредностей (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длитель-. ные истощающие соматические заболевания и т.п.). От общего числа психопатий составляют до 30%. Имеют благоприятную по­чву для возникновения при других дизонтогениях, связанных с по­ражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском церебральном параличе).

Однако, не отрицая все изложенное выше, следует помнить, что патологический характер, как правило, является результиру­ющей нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в ви­де конституции или органической патологии), и средовых (в виде неблагоприятных условий воспитания).

По ведущим проявлениям, основанным на типах нервной сис­темы, различают следующие группы психопатий (О. В. Кербиков).

Возбудимые — для них характерна высокая возбудимость, соче­тающаяся с выраженной экстравертированностью, подозритель­ностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведе­нии склонны к жестокости, мстительности, крайне требователь­ны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар достаточно скуден.

Неустойчивые — им свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, дос­тигая большой интенсивности, склонны к быстрому угасанию. Об­ладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию и нереалистической, основанной на эмоциях, оценке событий.

Тормозимые (астенические) — характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлитель­ны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. В общении уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомы­ми людьми, плохо привыкают к новому коллективу.

Психастенические — для них характерно сочетание черт асте­нической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в связи с возложен­ной на них ответственностью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений.

Шизоидные — им свойственны патологическая замкнутость, сла­бость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выра­женные трудности в налаживании неформального общения. В фор­мальном общении более продуктивны, следуя предписанной роли.

Мозаичные — представляют собой сочетание нескольких.

 

ТИПОЛОГИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ ПОДРОСТКОВ.

 

На основании уже упомянутых классификаций типов психопа­тий, типологий применительно к детскому и подростковому воз­расту, а также на основа­нии классификации типов акцентуаций личности, разработанной К.Леонгардом, отечественным клиницистом А. Е.Личко была предложена классификация типов психопатий и акцентуаций ха­рактера подросткового возраста.

1. Гипертимный тип. Подрост­ки этого типа с самого детства отличаются подвижностью, общи­тельностью, склонностью к озорству. Главная их особенность — всегда хорошее настроение, иногда сопровождающееся вспышка­ми агрессии и раздражения. Хорошо выдерживают нагрузки в си­туациях, требующих активности, сообразительности. Провоци­рующим фактором выступают слишком сильное давление со стороны окружающих. В силу выраженного стремления к самостоятельности склонны к конфликтам. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхност­ны, быстро проходят. Их тянет ко всему, что связано с получени­ем удовольствия, риском. Плохо переносят одиночество, неудачи вызывают аффект, но непродолжительный. Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 3 % у девочек (по данным А. Е. Лич­ко и Н.Я.Иванова).

2. Циклоидный тип. Был выделен в качестве основного типа еще Э. Кречмером. Он близок к гипертимному типу, являясь, по П. Б. Ган­нушкину, более общим направлением изменения характера, вклю­чает помимо гипертимного еще три типа, характеризующиеся рез­кими колебаниями настроения. В детстве подростки с данным ти­пом напоминают гипертимных, в дальнейшем, к 15 — 17 годам, нарастает повышенная раздражительность и склонность к апатии, вялость. Периоды подъема настроения чередуются с выраженной депрессией. Они тяжело переживают даже незначительные непри­ятности. Провоцирующим фактором в период подъема выступают те же ситуации, что и у гипертимов, в депрессивную фазу — резкие изменения в окружающей обстановке, требующие быстрого изменения жизненного стереотипа. Распространенность в подростковой популяции — 2 — 5 % независимо от пола.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, при­чем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного из­менения настроения могут оказаться самыми ничтожными, на­пример: кем-то случайно оброненное слово. Все они способны погрузиться в уныние при отсутствии каких-либо серьезных не­приятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом за­висит от сиюминутного настроения. Они хорошо понима­ют и чувствуют отношение к ним окружающих людей, ранимы. Стремление к независимости не выражено, если в семье они чув­ствуют любовь и поддержку. Провоцирующим фактором, запускающим отрицательные переживания, выступают: разрыв с близкими взрослыми, эмоциональное отвержение значимых близ­ких, насмешки, неудачи. Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 12 % у девочек.

4. Астенический тип. Астенический склад характера создает благоприятную почву для развития неврастении как одной из основных форм невротических расстройств. Характеризуется повышенной мнитель­ностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении труд­ной умственной работы. Провоцирующий фактор - ум­ственные и физические перегрузки. Распространенность в здоро­вой популяции подростков — 2 %, среди подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, — до 25 %.

5. Сензитивный тип. Данному типу свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огор­чает или пугает. В детстве такие дети часто боятся темноты, оди­ночества, животных, незнакомых людей. Они производят впечат­ление замкнутых и застенчивых. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Открыты и общи­тельны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, обще­нию со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрос­лыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подро­стков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же под­ростков довольно рано формируется чувство долга, обнаружива­ются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Провоцирующий фактор — расширение сферы социальных контактов, необходимость адаптации к новым требованиям, си­туации повышенной ответственности, эмоциональном отверже­нии подростка и т.п.

6. Психастеничный тип. Так же как астенический, данный тип дает основу для развития невротических реакций, но по типу на­вязчивых состояний (тики, заикание, страхи, навязчивые дей­ствия). Чаще имеет конституциональное происхождение, хотя может развиться и в случае неправильного воспитания по типу доминирующей гиперпротекции. Для подростков данного типа характерна склонность к размышлениям, к самоанализу и оцен­кам поведения других людей. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием. Самоуверенность у них соче­тается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность. Провоцирующий фактор— ситуации повышенной ответ­ственности, необходимость быстрого принятия решений.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Проявляется рано — дети предпочитают играть в одиночестве или находиться в компании взрос­лых. Нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую на­полнен различными фантазиями, какими-либо особенными ув­лечениями. Не умеют отстаивать свое мнение. При тяжелой психопатии наблю­дается уход в мир фантазий. Провоцирующий фактор — при большом значении наследственности усугубить данное состо­яние может необходимость включения подростка в широкое со­циальное взаимодействие с незнакомыми людьми, эмоциональ­ное отвержение со стороны значимых людей. Распространенность среди подростков — 9%.

8. Эпилептоидный тип. Название этого типа связывают с осо­бенностями личности, которые напоминают изменения при эпи­лепсии. Возникновение данного типа психопатии связывают как с наследственностью, так и с легкими органическими повреждени­ями головного мозга. Первые проявления относят к детскому воз­расту: дети часами плачут, капризничают, любят мучить живот­ных, дразнить младших. В детском коллективе ведут себя как дик­таторы, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать взрослым. Такая «гиперсо­циальность» может сочетаться с выраженной агрессией и жесто­костью с близкими. Провоцирующий фактор — ограни­чения в проявлении власти, воспитание в условиях эмоциональ­ной холодности и жестокого обращения. Распространенность сре­ди подростков —11 %.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, постоянная неукротимая потребность в получении знаков внима­ния со стороны окружающих. Такие дети с большим трудом вы­носят, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привле­кать к себе внимание окружающих. Чтобы оказать влияние на ок­ружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Подростки данного типа часто попадают (до 80 % случаев) в клинику из-за попытки само­убийства. Причиной обычно является какой-либо неуспех, осо­бенно публичный, желание продемонстрировать свою исключи­тельность. Провоцирующий фактор — ущемленное само­любие, потеря внимания окружающих, невозможность удовлет­ворить претензии на исключительное положение и внимание. Рас­пространенность среди мальчиков — 2 — 3%, среди девочек — несколько выше (по данным Н.Я.Иванова).

10. Неустойчивый тип. При сходстве с лабильным отмечается, что при неустойчивом типе неустойчивость относится, прежде всего, к поведению, а не к эмоциональной сфере, как в первом случае. Именно в формировании социально приемлемых форм поведе­ния и деятельности заключается главная проблема подростков, относящихся к данному типу. Подростки данного типа обнаружи­вают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем к любым, без разбора, а также к безделью и праздности. Они отли­чаются слабой волей, отсутствием каких-либо серьезных, в том числе профессиональных, интересов. Они почти совсем не дума­ют о своем будущем. Истинной привязанности к близким, как правило, не испытывают, окружающие для них — лишь источник получения наслаждений. Происхождение данного типа может быть различным — от конституционального и органического до соци­ального. Провоцирующий фактор — социальная и педа­гогическая запущенность, попустительство. Распространенность среди подростков — 21 %.

11. Конформный тип. Данный тип встречается только в виде ак­центуации. Главная черта — во всем следовать правилам микро­среды. Поэтому они демонстрируют бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму. Это тип приспособленца, который ради своих соб­ственных интересов готов предать товарища, покинуть его в труд­ную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «мо­ральное» оправдание своему поступку. Предпочитают известное, стабильное окружение, с недоверием и неприязнью относятся к представителям другой микросреды. Провоцирующий фак­тор — ломка привычного образа жизни. Распространенность среди подростков — 3%.

Кроме описанных выше типов могут наблюдаться смешанные типы в виде сочетания близких и сочетаемых типов, например гипертимно-неустойчивые, лабильно-сензитивные, шизоидно-психастенические и т. п.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.