Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика и коррекция дисгармонического развития. Основными методами педагога являются изучение социальной ситуации развития подростка, наблюде­ние за его проявлениями в различных обстоятель­ствах




 

Основными методами педагога являются изучение социальной ситуации развития подростка, наблюде­ние за его проявлениями в различных обстоятель­ствах.

Важно использовать все данные, которые предо­ставляют опросы родителей и самого подростка, оценивая стиль семейного воспитания, его адекват­ность индивидуальным и типологическим особенно­стям ребенка, а также его адекватность разным про­явлениям жизнедеятельности. Необходимо включить в содержание опроса следующие темы:раннее развитие ребенка, его соматическое и психологичес­кое здоровье, наиболее тяжелые события, перене­сенные им, и реакции на эти события; реакция на смену обстановки и необходимое время адаптации к ней (поступление в детский сад, школу, изменение состава семьи и т.п.); отношения с различными соци­альными группами (сверстниками, близкими взрос­лыми, чужими взрослыми); отношение к учебной де­ятельности (общий знак отношения, любимые и не­любимые предметы, значимость учебных достижений и неудач); интересы, увлечения, планы на будущее, сексуальные проблемы, касающиеся первых влюб­ленностей, связанных с ними переживаний и оценки своей привлекательности.

Беседа по этим темам может развернуться только при доверительном контакте с подростком. Если его нет, не следует настаивать на разговоре, а отло­жить его, продумав построение обследования в бу­дущем. Психологическое давление, оказываемое на под­ростка, может привести к ухудшению психического состояния. Следует быть очень внимательным ко всем поведенческим проявлениям ребенка: контакт­ности или замкнутости, эмоциональным проявлени­ям, включая мимику, жесты, преобладающий фон на­строения и его изменения при затрагивании различ­ных тем.

Можно использовать и различные стандартные анкеты и опросники для родителей по выявлению наличия и степени выраженности дезадаптивных рас­стройств у детей и подростков. В частности, «Мето­дику изучения личности дезадаптированного подро­стка и его ближайшего окружения», «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)», служащий для определения типов акцентуа­ций характера и психопатий в подростковом и юно­шеском возрастах.

Существенную помощь в диагностике нарушений и выделении новорожденных группы риска, вниматель­ному наблюдению за их развитием может оказать знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития ре­бенка.

При своевременном распознании предпосылок личностного не­благополучия возможно предотвратить развитие психопатий (смяг­чить выраженность дезадаптивных проявлений, разработать пути оптимальной адаптации в социуме с учетом индивидуальных и типологических особенностей, а также специфики социальной си­туации развития).

Отечественный ученый и педагог В.П.Кащенко разделил все методы коррекционной помощи по отношению к «трудным де­тям» на две группы: педагогические и психотерапевтические. В число педагогических воздействий он фактически включал и психоло­гические методы, такие, как коррекция страхов, самокоррекция.

По отношению к подростку в психокоррекционном процессе взрослый реализует следующие функции:

воспитательная — восстановление положительных качеств лич­ности;

компенсаторная — нахождение области оптимальной реализа­ции возможностей подростка;

стимулирующая — активизация значимости социально одобря­емой деятельности, формирование заинтересованного отношения к оценкам;

корректирующая — работа по преодолению негативных, вызы­вающих дезадаптацию качеств личности подростка;

регулирующая — стимуляция процессов саморегуляции и само­коррекции.

В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекционного воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсоз­нательным механизмам поведения, развивающие рефлексию или, наоборот, способность к быстрому принятию решений и т. п.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение психопатии и акцентуации характера, объясните различия между этими понятиями.

2. Сравните классификации психопатий А.Е. Личко и К. Леонгарда.

3. Назовите основные клинические подходы к выделению психопатических расстройств.

4. Охарактеризуйте основные формы психопатий по этиологии.

5. Перечислите основные походы к диагностике и коррекции дисгармонического развития.

Литература

Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А.Беличевой. – М., 1999.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.,2001.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов,1997.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.