Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чередование экспрессии и стандарта




Сфера функционирования, основная функция и основная форма речи публицистического стиля. Подстили публицистического стиля. Основные жанровые разновидности публицистического стиля. Отличительные свойства публицистического стиля

ТЕМА 11. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений: прежде всего публичную речь политиков (ораторскую речь), публицистику как жанр литературы. Публицистический стиль используется преимущественно в средствах массовой информации (СМИ), поскольку и произведения публицистического жанра, и ораторские выступления доходят до адресата (читателя или слушателя) через СМИ (телевидение, газеты, журналы).

Основные функции публицистического стиля – сообщения и воздействия, основные формы речи – устная и письменная, типичный вид речи – монолог.

Характерные особенности этого стиля:

1. актуальность проблематики;

2. образность, острота и яркость изложения;

3. чередование экспрессии и стандарта.

Характерные особенности этого стиля обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто – массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме. Причем автор, передавая факты, выражает отношение, мнение определенной социальной группы). Этим обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи

Основные подстили данного стиля:

1. газетно-публистический (язык газеты);

2. радио- и телепублицистический;

3. агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.п.);

4. официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.);

5. массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.)

Представлены конкретными жанрамипередовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, информаци­онная заметка, очерк, фельетон, радио- и телерепортаж, беседа, интервью, реклама, публичное выступление, памфлет, спортивное обозрение.

СМИ как главный источник информации играют огромную роль в современном мире. Современное капиталистическое общество западные социологи называют информационным обществом, сменившим индустриальное и постиндустриальное общество XIX—XX вв. Сведения обо всех основных политических и культурных событиях люди получают в информационном обществе исключительно в интерпретации средств массовой информации.

СМИ подразделяются на визуальные (периодическая печать}, аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). ТВ называют еще электронными средствами массовой информации, сейчас к телевидению присоединился Интернет, имеющий более 3 миллионов пользователей в России. Самым влиятельным СМИ является телевидение в силу широкого спектра действия («картинка», иллюзия живого присутствия, зву­ковое оформление, компьютерные эффекты и т.д.), а также в силу дешевизны и общедоступности для потребителей. Среди функций СМИ обычно выделяют следующие: информационную, познавательно-просветительскую, гедонистическую (вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата), функцию воздействия. Последняя функция в настоящее время, не­сомненно, выдвинулась на передний план. Не случайно СМИ называют четвертой властью. Особенно явственно воздействие СМИ на сознание граждан в период проведения массовых социально-политических акций: выборов, референдумов и т.д.

  публицистический
доминирующая языковая функция функции сообщения и воздействия
форма общественного сознания идеология, политика
основная форма речи устная и письменная
типичный вид речи монолог
преобладающий способ общения массовый контактный и косвенно-контактный
тон речи обусловлен эстетической задачей

 

Язык газетных и журнальных статей, выступлений на общественно-политические темы соединяет две противоположные тенденции: тенденцию к информативности, фактографичное/пи, свой­ственную строгим стилям (научному и официально-деловому) -- СТАНДАРТ, и тенденцию к экспрессивности, характерную для разговорной речи и языка художественной литературы – ЭКСПРЕССИЯ. Известный исследователь языка газеты В.Г. Костомаров отмечал в этой связи: «К максимуму информации стремятся научный и деловой стили. <...> К максимуму эмоциональности приближаются некоторые бытовые и по­этические тексты. <...> Газетное изложение не терпит ни той, ни другой крайности: в первом случае не было бы эмоционально воздействующего эффекта (скучно, неинтересно), во втором — необходимой фактографичности (на одних чувствах)».

Чередование экспрессии и стандарта – конструктивный принцип, которому подчиняется публицистический стиль.

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то на первый план выдвигается экспрессия. Публицист в явной форме выражает мнение, отношение к проблеме, присущее определенной социальной группе. Если основной целью является сообщение информации, то преобладает стандарт.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического стиля относятся: неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога, круглый стол переговоров.

Стандарты могут превращаться в речевые штампы из-за длительного частотного использования, из-за немотивированного включения в зоны коммуникации Стандартные формулы теряют экспрессивно-оценочные качества, ясное и точное значение: белое золото, черное золото, горячая поддержка, живой отклик, плюрализм (плюрализм мнений, политический плюрализм), экология (экология жилища, ухудшение экологии, экология отношений), предвыборная машина, президентская гонка, политический сценарий, политическая арена, предвыборный фарс, паралич власти, взрыв недовольства, торпедирование плана, корни национализма, экономическая блокада и т.д. То же произошло и со словами коренной (коренные изменения, преобразования, перестройка, проблемы), радикальный (радикальные мнение, реформы, изменения).

Итак, необходимо отличать речевые стандарты (клише), закрепившиеся в публицистическом стиле, от речевых штампов.

Речевой стандарт, клише – это устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает четкой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации.

Речевой штамп – это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение / первоначально выразительное языковое средство, которое в силу частого и однообразного повторения без учета контекста потеряло оригинальность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 8578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.