Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология вопросов в интервью




В интервью могут быть представлены следующие типы вопросов:

1. Ввод в проблему, запрос мнения (Общеизвестно, что… что бы Вы могли сказать об этом?);

2. Запрос уточнения информации (А если говорить о конкретных проблемах…, Вы могли бы назвать (обозначить)…);

3. Запрос разъяснения (уточнения) мнения (информации) (Если я Вас правильно поняла, то…? Вы хотели сказать, что…?);

4. Запрос оценочного суждения (Каковы на Ваш взгляд перспективы…? Как Вам нравится…? Как Вы относитесь…?;

5. Запрос обоснования (Почему...?;

6. Запрос сравнения (Давайте мысленно сравним … Сравните…);

7. Запрос примера (Вы могли бы привести пример…?);

8. Запрос предположения (=провоцирование) (Давайте возьмём конкретный пример. Давайте представим, что… Какие вы предприняли серьёзные шаги?);

9. Запрос вывода (Мы говорили с Вами о … Какой вывод можно сделать (напрашивается)?)

По характеру ожидаемых ответов выделяют закрытые и открытые вопросы.

Закрытые вопросы – это вопросы с жёсткой структурой, на них можно ответить да или нет или несколькими словами: Сколько Вам лет? Где Вы живёте? Вам нравится эта работа? Вопросы с частицей ли представляют варианты закрытых вопросов и могут вызывать смещение ответов в положительном направлении: Нравится ли Вам? Хотели бы Вы? И вопросы типа Разве Вы не хотите? И наоборот вопросы типа Вы ведь не думаете? Не правда ли? Склоняют интервьюируемого к отрицательным ответам. Чтобы не склонять к такого рода ответам, лучше использовать альтернативные вопросы: Вы хотели бы продолжить образование или нет?

Закрытые вопросы хороши тем, что позволяют получить точную информацию, но с их помощью трудно вызвать более глубокое и развёрнутое сообщение, если только собеседник не пожелает раскрыться сам.

Открытые вопросы – вопросы менее структурированные, они предполагают большую свободу в выборе ответа и начинаются со слов что, как, зачем, почему и т.п.: Каковы Ваши профессиональнее цели? По каким причинам Вы хотите…? Что Вы чувствуете при …? Открытые вопросы используют для прояснения сложной, запутанной ситуации или для того, чтобы точнее понять отношение человека к предмету беседы.

По заключённому в вопросе содержанию их можно разделить на вопросы о фактах (информационные) и вопросы о мнениях, желаниях, установках.

Вопросы о фактах связаны с тем, что реально осуществилось во времени и пространстве: Вы были вчера…? В каком году Вы …? Это фото Вашего …? Что является предметом Вашего …? Как возникла идея …?

Вопросы о мнениях, желаниях, установках. Спрашивающему необходимо сохранять нейтральность в отношении к предмету беседы, стараться избегать слов, несущих явную оценку: Мне интересно узнать, что Вы думаете по этому поводу? Как бы Вы хотели, чтобы данная ситуация разрешилась? Что Вы думаете по этому поводу? Но нельзя: Неужели Вам это нравится? Как Вам не стыдно так говорить? В вашем возрасте думать об этом?

Вопросы по функциям – вопросы, направленные на проверку, уточнение, дополнение полученной информации: контрольные, уточняющие и зондирующие вопросы.

Контрольные вопросы проверяют достоверность ответов:

– Довольны ли Вы своей работой? (1)

– Вполне.

– Что Вас привлекает в Вашей работе? (2)

– Свободный график, прежде всего, неплохой заработок.

– Хотели бы Вы перейти на другую работу, если представится случай с такими же условиями? (3)

– Да, нет. Меня, в принципе, устраивает такая работа.

– Предположим, что Вы по каким-то причинам временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?

– Наверное, нет.

Сопоставление ответов на три вопроса (два контрольных вопроса (2) и (3)) даёт исчерпывающую информацию об искренности собеседника.

Уточняющие вопросы следуют за поставленным вопросом, уточняя или перепроверяя сказанное. Такие вопросы используют в том случае, когда ответы неясны или неполны: Объясните, что это значит? Что вы имели в виду, когда сказали это?

Зондирующие вопросы имеют цель получить как можно больше необходимой информации о собеседнике, чтобы решить, в каком направлении действовать. Отличие зондирующих вопросов и уточняющих состоит в том, что к зондирующим прибегают в ситуации, когда собеседнику причины его собственного поведения или эмоционального состояния либо не ясны, либо он хотел он не хотел бы о них говорить; в таких случаях невозможно получить информацию, прибегая к прямым уточнениям. Искусство беседы в подобной ситуации предполагает деликатность, проявление эмоционального сопереживания. В то же время техника проведения разговора направлена на то, чтобы приблизиться к сути дела, выясняя с разных сторон, в чём заключается проблема: И часто это происходит? А как это связано с Вами? Что произошло? Вам когда-нибудь приходилось сталкиваться с агрессивным поведением сотрудника на своей предыдущей работе? Что Вы делали? Почему Вы поступили именно так? Что произошло, если бы Вы поступили иначе? (вместо Что бы Вы делали, если…?).

Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для контроля за направлением беседы, для перехода от одной темы к другой. В группе функционально-психологических вопросов выделяют зеркальные, косвенные (проективные), эстафетные, вопросы-мосты, заключающие.

Зеркальные вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых слов в его ответе. Зеркальные вопросы направлены на то, чтобы достичь понимания его чувств, переживаний, состояния: Я правильно понял, что Вы считаете… (следует повторение того, что сказал собеседник) или Вы сказали, что … (следует повторение того, что сказал собеседник). Высказывания, сконструированные подобным образом, выполняют несколько функций в беседе: повторение слушателем слов собеседника вызываете у последнего ощущение, что его слышат, а значит, и понимают; кроме того, слыша своё высказывание со стороны, человек может отнестись к нему критически, уточнить свои мысли и чувства.

Косвенные вопросы используются в тех случаях, когда есть описание опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне. Тогда можно задавать вопрос не о мнении собеседника, а о мнении его коллег или об общественном мнении: Как Ваши коллеги оценивают…? Как общественное мнение оценивает…?» В конструкции вопросов такого типа заложены элементы проективной методики, согласно которой человек, формулируя мнение коллег или сограждан, фактически выражает своё отношение к проблеме.

Эстафетный вопрос предназначен для подержания и продолжения диалога, для того чтобы переход от одной темы к другой в процессе беседы выглядел логичным и психологически уместным. По своей структуре он подхватывает последние слова говорящего с тем, чтобы развить тему.

Вопросы-мосты также используют для перехода от одной темы к другой: А теперь несколько вопросов о… А сейчас поговорим о другом…

Заключительные вопросы используют при завершении беседы, если важно подчеркнуть равноправие собеседников, уважительное отношение между ними или ещё раз уточнить содержание достигнутых договорённостей: Смог ли я Вас убедить в том, что…? Итак, Вы сможете сдать отчёт в среду?

Таким образом, каждый вопрос должен вносить свой вклад в обсуждение темы, содействовать решению поставленной в беседе задаче, быть обусловленным как логикой беседы, так и психологическими особенностями собеседника, быть органично «вплетённым» в ткань беседы.

Итак, публицистический стиль — это стиль, обслуживающий политику и идеологию, он отличается стремлением к особой выразительности, экспрессивности, которая, при повторяемости приемов, переходит в стандартизованность языка СМИ. Особенности публицистического стиля в наибольшей степени определяются внеязыковыми факторами: политической обстановкой, иде­ологическими установками. В современных условиях основной функцией языка СМИ является функция воздействия на читателя, слушателя или телезрителя.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте понятие “публицистический стиль”. Назовите основную сферу функционирования, основную функцию и основную форму речи публицистического стиля.

2. Назовите подстили публицистического стиля, основные жанровые разновидности публицистического стиля, отличительные свойства публицистического стиля.

3. Что понимается под “чередованием экспрессии и стандарта” в публицистическом стиле?

4. Охарактеризуйте лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.

5. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства публицистического стиля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.