Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет риторики и виды красноречия




ТЕМА 13. РИТОРИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РИТОРИКЕ КАК ИСКУССТВЕ КРАСНОРЕЧИЯ. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕНИЯ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ. ПОДГОТОВКА РЕЧИ И ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕКСТ. ТИП СВЯЗИ В ТЕКСТЕ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА В ТЕКСТЕ

 

Риторика (греч. rhetorike) – это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно.

Красноречиеэто дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать ему или внушить ему всё, что нам угодно…

Ж. Лабрюйер

(французский писатель XVII века)

1. Существует несколько классификаций видов красноречия:

· Монологическое и диалогическое;

· Эмоциональное и рациональное;

· 1. социально-политическое (доклад на социально-политические и политико-экономические темы, политическую речь, митинговую речь, агитаторскую речь и т. п.),

2. академическое (по сфере употребления выделяют три вида академического красноречия:

o Собственно академическое (в среде ученых);

o Вузовское;

o Школьное.

Академическое красноречие объединяет следующие жанры речи:

o Лекция;

o Научный доклад;

o Научное сообщение;

o Научный обзор.

3. социально-бытовое (речь на юбилее, тост (застольная речь), поминальная речь (надгробное слово);

4. судебное (прокурорская, или обвинительная, речь; адвокатская, защитительная, речь; самозащитительная речь обвиняемого и т.п.)

5. богословско-церковное (проповедь, речь на соборе и т.п.).

Академическое красноречие восходит к информативной речи. Его цель – передать слушателям знания по интересующему их предмету, то есть сообщить новое и углубить понимание проблемы, а сфера применения – научная и учебная деятельность человека. С академи­ческим красноречием связывают такие жанры, как научная и научно-популярная лекция, доклад, сообщение. Стилевая принадлеж­ность произведений довольно четко регламентирована. Это научный стиль с возможным вкраплением элементов публицисти­ческого. Речь лектора, преподавателя вуза или учителя в школе должна быть четко структурирована: части отделены одна от другой, но при этом взаимосвязаны, логически дополняя друг друга, и должны обязательно сопровождаться примерами. Научное сообщение гово­рит языком фактов, поэтому самым важным его качеством будет соответствие действительности. Многие лекции или доклады ораторы не произносят, а читают, как бы “озвучивая” письменный источник. Это допустимо, но в таком случае теряются некоторые значимые именно для публичного выступления элементы.

Во-первых, речь получается бесстрастной, неэмоциональной. Прочи­танное по бумажке восклицание теряет свою убедительность, естествен­ность. В нем нет свежести чувств (текст доклада написан заранее, в то время как восклицание мы озвучиваем в момент произнесения речи).

Во-вторых, лектор, читающий подготовленную речь, теряет контакт с аудиторией. Налаженное общение поминутно прерывается, когда ора­тор отводит глаза от слушателей и обращается к тексту выступления.

В-третьих, речь, с которой приходится выступать неоднократно, теряет для лектора ощущение новизны и в его голосе могут появиться нотки равнодушия; тогда выступление становится монотонным и бесцветным.

Таким образом, докладчику необходимо определить для себя, какой результат он хочет получить в ходе выступления: просто озвучить данные учебной или научной литературы или заставить задуматься, заинтересовать своих слушателей. Избрав второй путь, оратор не будет читать текст по бумажке. И тогда речь его, продолжая оставаться научной в строгом смысле этого слова, приобретет и стилистические достоинства.

Духовное красноречие – это церковно-богословская речь, то есть речь проповедей, церковных служб и т.д. В России оно существует со времен введения христианства (998 г.) и является распространенным жанром, в котором используются как слова высокого стиля, так и специальная церковная лексика. Культура и нравственность развиваются в нашей стране на протяжении многих веков непосредственно под влиянием православия. Речи служителей Церкви призваны возвышать и духовно просветлять душу человека. Священники стремятся донести до людей идеи христианского мироустройства, осудить пороки человека, показать пути духовных исканий, раскаяния в грехах и возрождения. Божье слово несет радость, утешение, учит добру, отвращает от зла.

Судебное красноречие включает в себя речи обвинительные и оправдательные. В России оно развивалось со времен появления Русской Правды, но особенно расцвело со второй половины XIX в., когда судебный процесс стал открытым, а для объективности выносимого приговора были введены фигуры прокурора и защитника.

Судебная речь – очень ответственное действие, от нее во многом зависит участь человека: виновен он или нет, если да, то в чем и насколько; наконец, преступнику определяется мера наказания. Каждое слово, каждая формулировка в судебной речи должны быть взвешены, речи обвинителя и защитника – строго аргументированы. Они строятся по законам логики, подчинены юридическим, правовым нормам и правилам построения доказательств. Не случайно и логика, и риторика изучаются будущими правоведами на юридических факультетах ведущих вузов страны. Судебный процесс призван рассмотреть все подробности дела, не упустить ни одного мельчайшего факта. При этом на одной чаше весов – закон и его требования, а на другой – судьба человека.

Социально-политическая речь. Социально-политическое красноречие связано с общественной жизнью и политикой. Сюда можно отнести дипломатические речи, выступления на важнейших международных форумах, двусторонних и многосторонних переговорах. Их отличительная особенность – высокая мера ответственности за каждое произнесенное слово. В речи отдельного официального предста­вителя выражается позиция всего государства. Предметом дипломатической речи являются такие вопросы, как война и мир, сотрудничество с другими странами, расширение экономических и политических связей и т.д.

Один из видов социально-политического красноречия – речи парламентские. Они сложились в условиях существования демократического государства. Их цель – найти верное, рациональное и правиль­ное для развития страны решение. Парламентские речи воздействуют, убеждают, побуждают к действию. Они нередко эмоциональны, даже пафосны. Ораторы используют веские аргументы по отношению к доктрине, к смыслу, к человеку, к авторитету, чтобы влиять не только на рациональную, но и на эмоциональную сферу человека.

К этому типу можно отнести и агитационные речи, которые обра­щены к широкой общественности. Их цель – воздействовать на по­литические симпатии масс, разъясняя позицию той или иной партии.

К агитационным речам примыкают и речи митинговые. Им свойственна повышенная эмоциональность. Такие речи произносятся в массе народа, охваченного какой-либо значимой для всех идеей. Оратор выражает и “озвучивает” настроение масс. Молчаливая, бессловесная толпа обретает в нем осмысленное слово. Как правило, на митинг людей заставляет собираться недовольство кем-либо (правительством, партиями) или чем-либо (собственным социальным и экономическим положением), реже – стремление защитить что-либо или кого-либо. Народу, объединенному общим состоянием возмущения и негодования, не нужны логические аргументы. Поэтому задача оратора – ярко, крупными мазками нарисовать образ общего врага и выразить стремление немедленно призвать его к ответу. Эмоциональные, иногда даже надрывные ноты, акцент на ущемленность прав работающего человека взвинчивает слушателей, усиливает их протест. Для разжигания митинговых страстей часто напоминается об обмане, который тайно совершен каким-либо партийным деятелем или группой лиц, в результате чего заметно усилилось обнищание и бесправие масс. Утешительным для толпы является то, что вина за создавшееся положение перекладывается на плечи этого невидимого врага и полностью снимается с присутствующих. Заглушить соб­ственные сомнения помогает вера в то, что все собравшиеся:

• безвинные жертвы чьего-то чудовищного корыстного обмана;

• должны отомстить за весь униженный народ.

Подобное “красноречие” бывает вызвано стремлением организаторов митинга к популизму. Его цель – сыграть на бедах социально и экономически ущемленного слоя общества в корыстных интересах какой-либо группы. Описанный тип митинговых речей противоречит сложившимся веками морально-этическим нормам, заложенным в России православно-христианскими традициями.

Более сложно строится речь оратора, стремящегося смягчить страсти, заставить людей задуматься о причинах неудач. В этой речи самое главное – призвать людей слушать и слышать себя. Важно пробудить в массе способность разумно говорить о своих проблемах, снять накал страстей: “Да, вы правы, но...”; “Наши права надо отстаивать цивилизованными путями”; “Наш путь – закон, а не самосуд”. “Да, с нами должны считаться. Запишем требования и адресуем их нашим депутатам” и т.д. Такая речь требует от выступающего выдержки, воли, умения управлять слушателями. Она, как правило, эмоциональна, спонтанна, неподготовлена. Оратор тесным образом связан с массой, все элементы его речи – “реакция на реакцию”. Он следит за состоянием слушателей, дает речевой посыл, рассчитывая на определенную ответную реакцию, и в зависимости от реализованности ожиданий посылает свою речевую установку.

Несмотря на значительное сходство, митинговая и агитационная речи имеют и ряд различий. Митинговая речь “идет” вслед за настроением массы, она призвана разжигать страсти, чтобы воодушевить людей на немедленные и активные действия. Цель агитационной речи – навязать аудитории взгляды, выгодные оратору, заставить людей изменить свое мировоззрение, отношение к существующему порядку вещей. Примером может служить деятельность большевиков в период подготовки к революции. Синонимом слова “агитация” часто выступает “пропаганда”. Их значения действительно схожи, надо только помнить, что агитировать можно “за” и “против”, в то время как пропагандировать – только “за”. Агитационные акции свойственны общественно-политической жизни любой страны. Наиболее эффективным средством пропаганды являются газеты.

Социально-бытовое красноречие. К социально-бытовому красноречию относят речи, произносимые в связи с каким-либо значимым событием в жизни отдельного человека, семьи, трудового коллектива: юбилейные, поздравительные, свадебные, застольные. Сюда же можно отнести и речь надгробную, посвященную ушедшему из жизни человеку. Общая особенность этих речей – относительная свобода композиции, допустимость не очень строгой структуры, отступле­ние от логики, меньшая полнота выражения мыслей. Все это компенсируется искренностью и силой переживаемого чувства, которое к тому же близко всем собравшимся.

Не стоит думать, что произведения социально-бытового красноре­чия – самый простой род ораторской речи, не требующий особого мастерства. На самом деле диапазон звучания этих речей очень ши­рок – от торжественности и пафосности выступлений декларативно­го характера до простоты, задушевности, добросердечия в речах, об­ращенных к близким людям.

Социально-бытовое красноречие представляет собой достаточно разнообразный по своим возможностям род ораторского искусства, который позволяет включать приемы истинно высокой речи в нашу повседневную действительность и тем самым сделать человеческое об­щение даже на бытовом уровне богатым и выразительным.

Данная классификация разработана в конце 70-х годов XX века, однако развитие риторики как науки и изменения, стремительно происходящие в обществе, позволяют расширить эту классификацию. Некоторые ученые выделяют военное красноречие (инструктивная речь, воодушевляющая речь, речь-приказ), дипломатическоекрасноречие (речь на международной конференции, речь во время международных переговоров), деловоекрасноречие (речь во время деловых переговоров, телефонные переговоры), диалогическоекрасноречие (спор, дискуссия, пресс-конференция, теледебаты, интервью), торговоекрасноречие (реклама, речь на презентации) и т.д.

· Информативное, аргументирующее и эпидейктическое.

Информативное выступление (информирующая речь) – это выступление, целью которого является сообщение слушателям новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве. К особенностям информирующей речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; пробуждение любознательности; актуальность темы информирующей речи для данной аудитории; демонстрация нерешенных проблем; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового; подчеркивание новизны.

Эпидейктическое выступление (эпидейктическая речь) – речь, цель которой выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного. Жанры, в которых реализуется этот вид красноречия, – поздравление, тост, похвала, порицание, надгробное слово – встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях. Её основное содержание – похвала, порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информировать, в каких-то ситуациях развлечь слушателей, содержать элементы аргументации.

Композиция эпидейктической речи обычно трехчастная: вступление, повествовательная часть и заключение.

Вступление – относительно самостоятельная обязательная часть, цель которой – привлечь внимание слушателей и обозначить проблему, которую ставит автор.

Основная часть – повествовательная – представляет рассказ о том или ином конкретном событии. Рассказ может перемежаться лирическими отступлениями, комментариями автора, пояснениями.

Заключение – завершающая часть – похвала герою; обращение к читателю или слушателю с призывом.

Аргументирующая речь – один из самых распространенных в риторике видов красноречия. К нему относят речь убеждающую и речь агитирующую, поскольку они имеют много общего. Коммуникативная цель говорящего – убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения (убеждающая речь), а также уговорить его на что-то, склонить к какому-либо действию (агитирующая речь).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.