Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы подготовки устного выступления




Классификация целевых установок речи

Целевая установка – это внутренняя мотивация человеческой личности.

Среди всех целевых установок ритуальной, провокационной, императивной и убеждающей речей можно выделить такие, которые могут быть признанными общечеловеческими универсалиями: создание собственного авторитета; совершение речевого поступка во благо другим людям; передача своего духовного “я” в будущее; формирование интеллектуальных союзников и др. Есть и специфические целевые установки, свойственные определенному кругу речей: сохранение социального статуса, выполнение условий финансового договора и др.

По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы.

Императив, составляющий основу авторитарной речи, – силовой способ речевого воздействия (приказ, угроза, словесный садизм и т.д.).

Убеждение, составляющее основу демократической речи, которое связано с попыткой через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов (доказательство, объяснение и т.п.).

Провокация, составляющая основу либеральной речи, которая связана с потребностью в получении информации (организация дискуссии, вопрошающая речь и т.п.).

В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающих целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся:

6. провокация эмоции;

7. привлечение внимания;

8. распространение знаний;

9. создание намерений;

10. побуждение к действию;

11. формирование навыков.

Все речи могут быть разделены на однократные (ораторика) и продолжающиеся (гомилетика).

Основу ораторики составляют (по Аристотелю) речи: совещательные (о будущем), судебные (о прошлом) и эпидейктические, или показательные (о связи прошлого с будущим).

“Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уж совершилось, или же того, что может совершиться... Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух (или склоняют, или отклоняют). Что же касается судебных речей, то их дело обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух (или обвиняют, или оправдываются). Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных ро­дов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно буду­щего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похва­лу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошед­шее или строя предположения относительно будущего.

У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то су­ществуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане.

Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.

Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрас­ное и постыдное, но сюда также привносятся другие соображения” (Ари­стотель).

Гомилетика с точки зрения убеждения и воздействия – самый сильный вид речи, так как оратор выступает с одной темой перед теми же людьми много раз.

Основная цель ораторической речи – эффективность воздействия, основанная на необходимости “выиграть” речь. Главная же цель гомилетической речи — влиятельность, которая состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее.

Жанрами ораторики, кроме судебной, совещательной и показательной речей, являются диалог, молва и фольклор.

Гомилетика включает проповедь, учебную речь и пропаганду. Ораторика и гомилетика вместе составляют устную словесность. Письменную словесность составляют следующие основные жанры: документы, рукописи, художественная литература, научная литература и публицистика.

Средства массовой информации (радио, кино, телевидение, пресса) относятся к смешанному устно-письменному роду словесности. Каждый жанр речи имеет свои сферы эффективности, т.е. главные целевые установки, обусловленные природой этого жанра.

Рассмотрим основные этапы подготовки устного выступления, следование которым поможет обеспечить оратору успех в общении с аудиторией.

Докоммуникативный этап является самым важным, так как предполагает анализ и учет нескольких факторов. К основным ступеням данного этапа относятся:

1. Выбор темы выступления.

2. Оценка состава аудитории (пол, возраст, образование,
профессиональная ориентация, национальность, политические взгляды
и интересы, физическое состояние), типов собеседников и
особенностей общения с ними.

3. Уяснение цели выступления (информационная, агитационная,
убеждающая, побуждающая, воодушевляющая, развлекательная).

4. Определение жанра монологической речи (лекция, доклад, информация, инструктаж и т.д.) или формы диалога (беседа, дискуссия,
круглый стол, прения и т.п.).

5. Ознакомление с литературой по теме выступления, сбор сведений через Интернет, подбор ключевых слов.

6. Составление плана выступления.

7. Сбор материала и оформление записей.

8. Написание текста речи и конспекта выступления.

9. Репетиция выступления.

Для того чтобы выступление было интересно аудитории, необходимо ответить на три очень важных вопроса:

1.Будет ли понятен слушателям материал в таком виде?

2.Какие слабые места есть в аргументации?

3.Какие вопросы могут быть заданы в ходе выступления и после него?

Ответив на эти вопросы, оратор сможет лучше сориентироваться во время выступления, избежать неприятной ситуации и произвести впечатление на аудиторию или своих собеседников.

На коммуникативном этапе в задачу говорящего входят:

• реализация норм культуры речи;

• контроль за собственным кинесическим поведением (телодвижениями и мимикой оратора);

• реакция на поведение аудитории.

Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в своей публичной речи?

1.Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми
терминами и понятиями. Это затрудняет восприятие речи, де­лает ее громоздкой. Кроме того, необходимо помнить, что кто-то из
слушателей не знаком с данными словами, а кто-то вкладывает в них
иной смысл. Неверная интерпретация по­нятий может привести к недоразумению – неправильному истолкованию слов в целом.

2.Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов: типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют речь и затемняют смысл.

3.Не рекомендуется делать начало преувеличенно эмоциональным. В этом случае оратор быстро “выдыхается” и не в состоянии затем удерживать внимание слушателей.

4.Не рекомендуется также говорить слишком громко. Через 8–10 минут аудитория устанет и не будет воспринимать речь, похожую на крик.

5.Недопустимо частое употребление союзов. Еще М.В. Ломоносов заметил, что “союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше”.

6.Считается неприличным держаться слишком развязно и раскованно. Это мешает воспринимать оратора и создает скорее негативное отношение к говорящему, несмотря на то, что он говорит.

7.Недопустима излишняя жестикуляция. Слушатели будут отвле­каться именно на жесты говорящего и не вникать в суть речи или же, при внимательном слушании, будут быстро уставать.

8. Не рекомендуется агрессивно реагировать на поведение и репли­ки слушателей: это не приведет выступающего к взаимопониманию с аудиторией, а скорее спровоцирует негативное восприятие последней по отношению к оратору.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще тренировать­ся, следить внимательно за своей и чужой речью, учитывать недо­статки и выслушивать мнения других по поводу вашего выступления.

Посткоммуникативный этап. При анализе устного выступления необходимо рассматривать речь с трех основных позиций:

• полноты реализации замысла;

• логики изложения;

• эстетической выразительности.

1. Оценка содержания выступления:

• тема и цель: интересны ли, не слишком ли широки; насколько отвечают ситуации и подходят аудитории;

• вступление: насколько интересно и нестандартно; не слишком ли длинно; понятно ли и убедительно;

• главная часть: продуман ли план и логика выступления; вызыва­ет ли интерес; нет ли лишнего материала; правильны ли приводимые доводы и доказательства; достаточно ли аргументов; есть ли слишком отвлеченный материал; все ли примеры целесообразны; убедительно
ли выступление;

• заключение: достаточно ли мотивировано; насколько ясно и впечатляюще; соответствует ли поставленной цели.

2. Оценка выступления с позиций соответствия нормам культуры речи и стилистики:

• есть ли двусмысленности; достаточна ли конкретность, есть ли чрезмерная отвлеченность;

• непринужденен ли язык, подходит ли данной аудитории и теме; есть ли смешение стилей и насколько оно целесообразно;

• есть ли длинные предложения, запутанные конструкции; наблю­дается ли многословие или же чрезмерная краткость;

• употребляются ли речевые штампы; насколько удачны и целесообразны метафоры, сравнения; употребляются ли риторические вопросы; насколько в речевом оформлении оригинально выступление: насколько ярок язык.

3. Оценка внешнего облика оратора:

• внешность и манеры: непринужденно ли поведение; есть ли уверенность, дружелюбный тон; ко всем ли обращена речь; смотрит ли на слушателей;

• поза: скованная или непринужденная, театральная или естественная, сутулая или прямая и т.д.; какова подвижность при высту­плении; нет ли лишних движений и др.;

• жесты: насколько целесообразны; не слишком ли их много или мало; насколько естественны, осмысленны, уместны и разнообразны

4. Оценка произнесения речи:

• голос: достаточно ли звучен или чрезмерно громок; есть ли надле­жащая выразительность;

• темп: не слишком ли быстрый или медленный; не отрывиста ли или замедленна речь; достаточно ли пауз;

• высота голоса: насколько разнообразны модуляции голоса; ак­центируется ли внимание на главных понятиях; не монотонна ли речь

5. Оценка артикуляции:

• насколько правильно произношение слов;

• насколько четка артикуляция; есть ли затруднения в артикуляции.

Таковы примерные характеристики, которые помогут сориентироваться при подготовке к выступлению и во время произнесения речи; помогут определить, на что нужно обратить внимание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.