КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы подготовки устного выступления
Классификация целевых установок речи Целевая установка – это внутренняя мотивация человеческой личности. Среди всех целевых установок ритуальной, провокационной, императивной и убеждающей речей можно выделить такие, которые могут быть признанными общечеловеческими универсалиями: создание собственного авторитета; совершение речевого поступка во благо другим людям; передача своего духовного “я” в будущее; формирование интеллектуальных союзников и др. Есть и специфические целевые установки, свойственные определенному кругу речей: сохранение социального статуса, выполнение условий финансового договора и др. По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы. Императив, составляющий основу авторитарной речи, – силовой способ речевого воздействия (приказ, угроза, словесный садизм и т.д.). Убеждение, составляющее основу демократической речи, которое связано с попыткой через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов (доказательство, объяснение и т.п.). Провокация, составляющая основу либеральной речи, которая связана с потребностью в получении информации (организация дискуссии, вопрошающая речь и т.п.). В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающих целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся: 6. провокация эмоции; 7. привлечение внимания; 8. распространение знаний; 9. создание намерений; 10. побуждение к действию; 11. формирование навыков. Все речи могут быть разделены на однократные (ораторика) и продолжающиеся (гомилетика). Основу ораторики составляют (по Аристотелю) речи: совещательные (о будущем), судебные (о прошлом) и эпидейктические, или показательные (о связи прошлого с будущим). “Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уж совершилось, или же того, что может совершиться... Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух (или склоняют, или отклоняют). Что же касается судебных речей, то их дело обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух (или обвиняют, или оправдываются). Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане. Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения. Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, но сюда также привносятся другие соображения” (Аристотель). Гомилетика с точки зрения убеждения и воздействия – самый сильный вид речи, так как оратор выступает с одной темой перед теми же людьми много раз. Основная цель ораторической речи – эффективность воздействия, основанная на необходимости “выиграть” речь. Главная же цель гомилетической речи — влиятельность, которая состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее. Жанрами ораторики, кроме судебной, совещательной и показательной речей, являются диалог, молва и фольклор. Гомилетика включает проповедь, учебную речь и пропаганду. Ораторика и гомилетика вместе составляют устную словесность. Письменную словесность составляют следующие основные жанры: документы, рукописи, художественная литература, научная литература и публицистика. Средства массовой информации (радио, кино, телевидение, пресса) относятся к смешанному устно-письменному роду словесности. Каждый жанр речи имеет свои сферы эффективности, т.е. главные целевые установки, обусловленные природой этого жанра. Рассмотрим основные этапы подготовки устного выступления, следование которым поможет обеспечить оратору успех в общении с аудиторией. Докоммуникативный этап является самым важным, так как предполагает анализ и учет нескольких факторов. К основным ступеням данного этапа относятся: 1. Выбор темы выступления. 2. Оценка состава аудитории (пол, возраст, образование, 3. Уяснение цели выступления (информационная, агитационная, 4. Определение жанра монологической речи (лекция, доклад, информация, инструктаж и т.д.) или формы диалога (беседа, дискуссия, 5. Ознакомление с литературой по теме выступления, сбор сведений через Интернет, подбор ключевых слов. 6. Составление плана выступления. 7. Сбор материала и оформление записей. 8. Написание текста речи и конспекта выступления. 9. Репетиция выступления. Для того чтобы выступление было интересно аудитории, необходимо ответить на три очень важных вопроса: 1.Будет ли понятен слушателям материал в таком виде? 2.Какие слабые места есть в аргументации? 3.Какие вопросы могут быть заданы в ходе выступления и после него? Ответив на эти вопросы, оратор сможет лучше сориентироваться во время выступления, избежать неприятной ситуации и произвести впечатление на аудиторию или своих собеседников. На коммуникативном этапе в задачу говорящего входят: • реализация норм культуры речи; • контроль за собственным кинесическим поведением (телодвижениями и мимикой оратора); • реакция на поведение аудитории. Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в своей публичной речи? 1.Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми 2.Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов: типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют речь и затемняют смысл. 3.Не рекомендуется делать начало преувеличенно эмоциональным. В этом случае оратор быстро “выдыхается” и не в состоянии затем удерживать внимание слушателей. 4.Не рекомендуется также говорить слишком громко. Через 8–10 минут аудитория устанет и не будет воспринимать речь, похожую на крик. 5.Недопустимо частое употребление союзов. Еще М.В. Ломоносов заметил, что “союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше”. 6.Считается неприличным держаться слишком развязно и раскованно. Это мешает воспринимать оратора и создает скорее негативное отношение к говорящему, несмотря на то, что он говорит. 7.Недопустима излишняя жестикуляция. Слушатели будут отвлекаться именно на жесты говорящего и не вникать в суть речи или же, при внимательном слушании, будут быстро уставать. 8. Не рекомендуется агрессивно реагировать на поведение и реплики слушателей: это не приведет выступающего к взаимопониманию с аудиторией, а скорее спровоцирует негативное восприятие последней по отношению к оратору. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще тренироваться, следить внимательно за своей и чужой речью, учитывать недостатки и выслушивать мнения других по поводу вашего выступления. Посткоммуникативный этап. При анализе устного выступления необходимо рассматривать речь с трех основных позиций: • полноты реализации замысла; • логики изложения; • эстетической выразительности. 1. Оценка содержания выступления: • тема и цель: интересны ли, не слишком ли широки; насколько отвечают ситуации и подходят аудитории; • вступление: насколько интересно и нестандартно; не слишком ли длинно; понятно ли и убедительно; • главная часть: продуман ли план и логика выступления; вызывает ли интерес; нет ли лишнего материала; правильны ли приводимые доводы и доказательства; достаточно ли аргументов; есть ли слишком отвлеченный материал; все ли примеры целесообразны; убедительно • заключение: достаточно ли мотивировано; насколько ясно и впечатляюще; соответствует ли поставленной цели. 2. Оценка выступления с позиций соответствия нормам культуры речи и стилистики: • есть ли двусмысленности; достаточна ли конкретность, есть ли чрезмерная отвлеченность; • непринужденен ли язык, подходит ли данной аудитории и теме; есть ли смешение стилей и насколько оно целесообразно; • есть ли длинные предложения, запутанные конструкции; наблюдается ли многословие или же чрезмерная краткость; • употребляются ли речевые штампы; насколько удачны и целесообразны метафоры, сравнения; употребляются ли риторические вопросы; насколько в речевом оформлении оригинально выступление: насколько ярок язык. 3. Оценка внешнего облика оратора: • внешность и манеры: непринужденно ли поведение; есть ли уверенность, дружелюбный тон; ко всем ли обращена речь; смотрит ли на слушателей; • поза: скованная или непринужденная, театральная или естественная, сутулая или прямая и т.д.; какова подвижность при выступлении; нет ли лишних движений и др.; • жесты: насколько целесообразны; не слишком ли их много или мало; насколько естественны, осмысленны, уместны и разнообразны 4. Оценка произнесения речи: • голос: достаточно ли звучен или чрезмерно громок; есть ли надлежащая выразительность; • темп: не слишком ли быстрый или медленный; не отрывиста ли или замедленна речь; достаточно ли пауз; • высота голоса: насколько разнообразны модуляции голоса; акцентируется ли внимание на главных понятиях; не монотонна ли речь 5. Оценка артикуляции: • насколько правильно произношение слов; • насколько четка артикуляция; есть ли затруднения в артикуляции. Таковы примерные характеристики, которые помогут сориентироваться при подготовке к выступлению и во время произнесения речи; помогут определить, на что нужно обратить внимание.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |