Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические и психологические приемы полемики




Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

Дискуссия (от лат. discussion – исследование, рассмотрение, разбор) – спор, который ведется для выяснения и сопоставления различных точек зрения, поиска истины. Это самый благородный вид спора. Собеседники в ходе дискуссии логически обосновывают свою позицию, с уважением и вниманием относятся к аргументам противоположной стороны.

Диспут – это публичное обсуждение спорного вопроса или какой-либо проблемы.

Полемика (от др.-греч. polemikos – воинственный, враждебный)– это спор, цель которого защитить, отстоять свое мнение и опровергнуть мнение оппонента.

Ценность спора не умаляет тот факт, что данный коммуникативный акт редко заканчивается безусловной победой одной из сторон:

1. Так как в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно. Б. Шоу так обосновал эту мысль: если у вас есть одно яблоко и меня есть одно, то при обменен ими и у вас, и у меня останется по одному яблоку; но если у вас есть одна идея, а меня другая и мы обменяемся ими, то в результате у каждого из нас будет по две идеи.

2. В споре стороны приходят к более полному уяснению как своей собственной позиции, так и позиции оппонента.

3. В споре можно узнать нечто новое, что позволит пополнить свой багаж знаний, расширить кругозор.

Искусство ведения спора (эристика) характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи.

Общие рекомендации, способствующие повышению плодотворности спора:

1. Если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться.

2. Не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиальным вопросам.

3. Почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает.

4. Спор должен быть предметным, а предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении.

5. Спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора.

6. Спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии.

7. Спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады личного характера; помните, что спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения.

8. В споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмена предмета спора и т.п.

9. Стремитесь излагать мысли правильно, точно, аргументировано, выразительно, лаконично, полно.

10. Проявлять принципиальность, но не упрямство.

Типы спора:

· конструктивный (товарищеский) / деструктивный (враждебный)

· устный / письменный

· организованный / стихийный

· основательный / поверхностный

· содержательный / формальный

· очный / заочный

· сосредоточенный (на тезисе) / бесформенный (противники забывают о предмете спора)

· простой (два оппонента) / сложный (между несколькими лицами)

· спор без слушателей / при слушателях / для слушателей

Споры различают по мотивам:

· спор для проверки истины – высшая форма спора, ему, по мнению Сократа, присуща особая красота, такой спор способствует расширению кругозора, в его основе – тезис, интересующий всех, для такого спора нужны сильные, хорошо подготовленные противники;

· спор для убеждения скрыто или явно лежит, например, в основе рекламы;

· спор из-за победы исповедует принцип «победителей не судят»; как правило, это спор при слушателях, а подчас и только для них, оппоненты используют выигрышные аргументы, в которые не обязательно верят сами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.