КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление вниманием аудитории и собеседника
Умелое применение основ риторики на практике поможет управлять вниманием аудитории при выступлении, а в беседе – сохранить интерес слушателя к вашей речи. Слушает вас аудитория или нет, насколько внимательна к вашему выступлению, очень часто зависит от того, как вы держите себя во время выступления, каковы ваши внешний вид и манера изложения, насколько вы тактичны и подготовлены к речи, каково ваше настроение, а также от того, удачно ли вы использовали ваши знания об аудитории, ее состоянии, интересах и т.д. Прежде чем выяснить основные принципы управления вниманием слушателей, составим представление об уровнях речевой деятельности и речевого взаимодействия, которые помогут определить свою позицию в речевом процессе. Уровни речевой деятельности и речевого взаимодействия. Любое взаимодействие с аудиторией можно охарактеризовать с позиций владения собой и вниманием слушателей, которое является следствием нашего же отношения к выступлению. Рассмотрим три уровня, предполагающих определенный набор признаков речевого поведения оратора в аудитории. 1. Репродуктивный уровень предполагает простую передачу информации слушателям. Выступающий не учитывает специфики аудитории в целом и индивидуальных особенностей каждого. Произнося речь, он занят только содержанием, сосредоточивая все свое внимание на правильности изложения материала. Процесс понимания его речи слушателями никак не регулируется и не управляется. 2. Адаптационный уровень – более высокий. Он предполагает хорошее знание темы и свободную ориентацию в материале, а также владение методическими приемами, которые позволяют выступающему: • постоянно поддерживать все формы контактов с аудиторией: • учитывать особенности слушателей; • применять различные способы разъяснения и доказательства; • управлять вниманием аудитории и влиять на усвоение ею материала. 3. Творческий уровень определяется способностью оратора в полной мере управлять усвоением материала слушателями с учетом их особенностей, а также активизировать у них творческое мышление. Все это побуждает слушателей делать собственные частные и промежуточные выводы, формирует у них умение видеть рассматриваемые явления в реальной связи с практикой. Среди элементов культуры речевой деятельности, влияющих на успешность выступления, выделим особо: • логическое построение речи с помощью аргументации и доказательств; • использование арсенала средств убеждения; • содержательность, глубину преподносимых истин, познавательную сущность, информативность и убедительность; • совершенство форм языка и стилей речи, образную и эмоциональную выразительность речи; • умение достигать наибольшей взаимосвязи с аудиторией. Аудитория как сложное диалектическое единство. Любая аудитория представляет собой сложное диалектическое единство, оценить которое позволяют следующие характеристики: • формальные демографические данные (пол, возраст, национальная или региональная принадлежность, профессиональный уровень, интересы, культура); • мотивы слушания (прагматические, познавательные, учебные, морально-дисциплинарные, эстетические и т.д.); • готовность к восприятию речи (уровень знания предмета, личная заинтересованность в проблеме и т.п.); • эмоциональный настрой по отношению к теме и самому говорящему, уровень внимания и др. Хороший оратор: 1)наблюдает за реакцией слушателей, за выражением их лиц, поведением, проявлением интереса или же, наоборот, безразличия; 2)оживляет речь введением разговорных элементов и упрощает стиль речи; 3)использует прямое обращение к аудитории, ставит риторические вопросы; 4)обостряет спорные и проблемные вопросы, заставляет слушателей думать, рассуждать и принимать участие в дискуссии; 5)использует в речи спонтанный, ассоциативный материал (примеры, истории, сюжеты), оживляющий речь и приближающий ее к жизни; 6)связывает материал выступления с другими темами, прозвучавшими ранее, и др. Большое значение для взаимодействия с аудиторией имеет местонахождение выступающего во время речи: на трибуне, у столика, на сцене, в кругу самих же слушателей. Чем ближе оратор к аудитории, тем лучше условия для взаимопонимания. Однако необходимо помнить о том, что, как правило, все слушатели разделяются на несколько групп. 1. Одни согласны с выступающим, разделяют его мнение, взгляды, 2. Другие настроены к выступающему оппозиционно. Это 3. Третьи занимают соглашательскую позицию, словом – идут за 4. В редких случаях приходится встречаться с еще одной группой слушающих (или, скорее, неслушающих) – инфантильной. Она состоит из тех, кому неинтересен сам предмет речи. Пребывание таких слушателей среди прочей публики является случайным или носит морально-дисциплинарный характер. Типы коммуникабельности собеседников Когда вы общаетесь во время дискуссии с конкретным собеседником, необходимо руководствоваться типами коммуникабельности людей. Умея их определять и зная психологические особенности каждого типа, вы сможете лучше понять своего собеседника и выработать верную стратегию своего речевого поведения. Основные типы коммуникабельности людей различаются в зависимости от преобладания следующих речевых характеристик: • доминантности, то есть авторитарности в высказывании мыслей; • мобильности, то есть подвижности, рассосредоточенности; • ригидности, то есть жесткости, твердости, неспособности идти • интровертности, то есть сосредоточенности на собственном внутреннем мире и неспособности идти на контакты. Доминантный собеседник инициативен в речевом общении, стремится стать объектом всеобщего внимания и не любит, чтобы его перебивали. Он часто бывает резок, насмешлив, говорит несколько громче остальных. Если вам приходится общаться с таким человеком, то не следует перехватывать у него инициативу, не рекомендуется перебивать. Лучше, дождавшись паузы, быстро и четко сформулировать свои интересы. С каждой паузой ваша позиция будет все отчетлива, и доминантный собеседник будет вынужден с ней считаться. Таким образом, вы достигли главной своей цели – вас начали слушать и воспринимать как речевого партнера. Мобильный собеседник легко вступает в разговор. Он говорит много и охотно, нередко интересно, не теряется в незнакомой компании, однако ему свойственно перескакивать с темы на тему. Этот тип собеседника наиболее подходит для бытового общения, но в сфере деловых отношений постоянное желание менять тему снижает эффективность общения. Ваша стратегия в беседе с таким человеком должна предполагать коррекцию хода мыслей собеседника через вопросы и выводы, возвращающие его к исходной проблеме. В противном случае вы обречены на простое общение, пусть и приятное, но не дающее вам представления об основных моментах обсуждаемой темы. Ригидный собеседник часто испытывает трудности при установлении контакта с незнакомыми людьми. Когда же данный этап преодолен, он четко формулирует свое мнение, логичен и рассудителен. Этот тип наиболее приспособлен к ведению деловых переговоров, однако, чтобы ваше общение было продуктивным, следует помнить, что ригидный собеседник требует особого подхода. С ним нельзя сразу же переходить к предмету разговора, следует вначале создать ситуацию этикетного общения и поговорить на отвлеченную тему. Интровертныйсобеседник не стремится к овладению инициативой в разговоре в силу застенчивости своего характера. Он скромен, склонен принижать свои достоинства и возможности, не любит разговоров на интимные темы. Резкость и грубость могут выбить его из колеи, а присутствие посторонних при общении может его сковывать. Для нормального общения с интровертным собеседником важно вербально (через этикетные слова) или невербально (взглядом, жестами, кивком головы) проявлять интерес к нему и его словам. Интроверта не следует перебивать, опровергать его доводы без мотивации, так как это может привести к разрыву контакта. Абсолютного проявления в человеке какого-либо из перечисленных типов, пожалуй, мы не встретим, однако всегда какой-либо тип будет доминирующим и определяющим в речевом поведении людей. Остановимся на некоторых приемах управления вниманием аудитории и собеседника. Основная проблема, с которой сталкивается любой выступающий, заключается в том, как сделать свою речь интересной, полезной и действенной. Решение этой задачи начинается уже со вступления. С каких слов лучше всего начать? Это не такой простой вопрос. А.Ф. Кони, выдающийся судебный оратор России, говорил: “Первые слова... должны быть чрезвычайно просты, доступны и интересны, должны зацепить внимание... ”. Так какие же существуют эффективные способы начала выступления, позволяющие завоевать внимание слушателей? 1. Начните с конкретной иллюстрации, с факта. Например: Когда Теодор Рузвельт был в Белом доме, он заявил однажды, что если бы смог оказаться правым в 75 спорных случаях из ста, то считал бы это величайшим достижением, на какое может рассчитывать (начало главы II “Верный способ наживать врагов и как его избежать” части III книги Д. Карнеги). 2. Задайте проблемный вопрос. Например: Мы не можем отказать себе в праве на предположение о неоднократных посещениях жителями других миров нашей планеты, о цивилизациях, исчезнувших, почти не оставив следов. Почему прошлые цивилизации не могли знать неожиданных вспышек, в течение которых ими была открыта (и может, как раз теми, кто посещал Землю) вся сумма знаний? И не упрощаем ли мы воспоминания об этих мгновениях, говоря лишь о мифах, легендах, магии? (начало материала Павла Губанова “Исчезнувшие цивилизации”). 3. Расскажите, как предмет вашего выступления связан с жизнью. Например: Восемьдесят семь лет назад отцы наши заложили на этом континенте основы новой нации, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными. Ныне мы вовлечены в великую междоусобную войну, исход которой должен решить, может ли эта нация или иная, рожденная в тех же условиях и преданная той же идее, рассчитывать на длительное существование (начало Геттинсбергской речи Авраама Линкольна). 4. Начните с цитаты какого-либо значимого для аудитории авторитета. Например: Н.В. Гоголь писал: “Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово...” (так может начинаться речь, посвященная образности и рассказывающая о языковых средствах достижения этой образности). 5. Используйте какой-либо предмет как тему для разговора. Например: Вы держите в руках ручку, затем тетрадь или что-то еще, спрашивая аудиторию, что это за предметы; после ответов задаете вопрос: “Что вы сейчас произнесли?” – “Слова”. – “Совершенно верно, слова, которые в целом образуют нашу речь, помогают нам выразить свои чувства и мысли...” (таким образом может быть начата лекция, вводящая слушателей в предмет изучения науки о языке). 6. Начните с интересной или впечатляющей истории. Например: Как-то знакомые психологи рассказали интересный случай. К ним в психологическую службу пришел мужчина лет 45. Он хотел научиться правильно общаться, потому что собирался стать организатором и руководителем частной платной стоянки, а для работы с клиентами это ему крайне необходимо. И вот он в течение трех часов рассказывал о своем будущем детище, о том, какую роль играет умение работников контактировать с клиентами для прибылей предприятия, как он хочет, чтобы психологи провели специальные занятия с его подчиненными и т.д. Когда беседа закончилась, он сказал: – Вы такие интересные люди, я так много узнал нового! – Скажите, а что конкретно такого “нового” мы вам сказали? – И действительно... Оказалось, что это он сам в течение трех часов говорил о том, как он хочет научиться правильно общаться, а психологи только слушали, но оставили впечатление очень интересных собеседников (начало раздела книги “Гроссмейстер общения” С. Дерябо, В. Ясвина, посвященного правилам общения). Продумывая основную часть выступления, оратор должен помнить о том, что он вызовет интерес слушателей в том случае, если будет: 1)говорить с аудиторией понятным ей языком о вещах, связанных 2)стремиться сделать свою речь образной и богатой; 3)будет варьировать интонацию и умело расставлять акценты. Не надо бояться отступать от намеченного плана и обращаться к вдруг возникшим ассоциациям. Это сделает выступление только привлекательнее и непосредственнее, заставит аудиторию слушать. И наконец – чем закончить? Правило простое – концовка должна соответствовать поставленной цели. Поэтому: 1. Если вы хотели развлечь аудиторию, то заставьте слушателей смеяться в заключение... Смех слушателей – хорошая концовка: смешная история “по поводу” еще больше разъясняет и убеждает. Например: Лекцию об “Искусстве умело пользоваться речью” можно закончить так: “Итак, правильно выражать свои мысли – великая вещь. От этого зависит результат вашего общения. Помните об этом, чтобы с вами не случилось такого же казуса, как с одним моим приятелем. Решив уговорить других поиграть с ним в баскетбол, он сказал им примерно следующее: “Я хочу, чтобы вы поиграли со мной в баскетбол, а то мне совсем не с кем тренироваться. Нас очень мало, и вчера к тому же мне подбили глаз. Пойдемте поиграем!” Наверное, вы поняли, сколько народу оказалось после такого приглашения в зале” (Дейл Карнеги). 2. Если ваше выступление носит серьезный характер и вы хотели что-либо объяснить, в чем-то убедить аудиторию, закончите кратким изложением основных мыслей, положений. Например: Таким образом, повторим шесть правил, соблюдение которых позволяет нравиться людям: 1) искренне интересуйтесь другими людьми; 2) улыбайтесь; 3) помните, что имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; 4) будьте хорошим слушателем, поощряя других говорить о себе; 5) говорите о том, что интересует вашего собеседника; 6) внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне (Дейл Карнеги). 3. Если в вашу задачу входило побудить слушающих к чему-то, закончите призывом к какому-либо действию, обращением. Например: Итак, если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, правило второе гласит: Проявляйте уважение к мнениям другого. Никогда не говорите человеку, что он не прав (Дейл Карнеги). 4. Если вы поставили перед собой цель произвести впечатление, то лучше всего в конце выступления создать кульминацию, то есть заострить обсуждаемую проблему. И все же, взвесив все “за” и все “против”, выяснив мнения ученых и определенные факты, мы так и не можем ответить сейчас на вопросы: а все-таки существуют ли пришельцы, прилетал ли кто-либо из других галактик на нашу бренную Землю: а может, мы с вами вовсе и не земляне, а предки древнейших представителей иных миров, занесенных волею судеб на нашу планету? (так может заканчиваться лекция, посвященная проблемам других миров). И т.д. Если же вы попали в ситуацию, когда не знаете, как закончить выступление, лучший способ – это комплимент аудитории или же уместная цитата.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |