Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и мастерство публичной речи




Особенности публичной речи. Каждому из нас хоть раз в своей жизни приходилось выступать с устной речью перед аудиторией. Есть целые роды деятельности человека, профессиональные успехи в которых напрямую связаны с умением обращать свою речь к слушателю: учитель в школе, преподаватель в вузе, адвокат и прокурор в суде, общественные и политические деятели, служители Церкви. Каждая из этих специальностей немыслима без владения теорией и практикой ораторского искусства.

Публичная речь считается вершиной ораторского искусства. Специфика подготовки и произнесения речи получила название оратория. Публичная речь имеет ряд особенностей:

1.Она является устной по форме исполнения, но в то же время может быть письменной по характеру работы с содержанием.

2.Она адресна и произносится перед конкретной аудиторией и
конкретной аудитории, поэтому важно получить общее представление о характере слушателей и учесть их особенности при подготовке
речи. Аристотель в своей “Риторике” выделяет три составляющие
части оратории: 1) самого оратора, 2) его речь, 3) слушателя. Причем
самым важным он признавал именно последнего.

3.Особенностью публичной речи является необходимость исполнения ее перед слушателями. Оратор должен быть немного актером,
уметь управлять своим голосом, а также владеть мимикой, жестами,
искусством держаться перед аудиторией. При этом публичная речь –
это речь не спонтанная, а тщательно подготовленная. Она разрабатывается и пишется заранее и требует обязательного редактирования. Итак, для того чтобы выйти к аудитории, требуется большая и тщательная подготовка.

Рассмотрим структурные части публичной речи. Материал речи может располагаться в соответствии с двумя основными способами рассуждения: дедуктивным и индуктивным.

При построении публичной речи по дедуктивному образцу в начале речи формулируется ее тезис, который затем на всем протяжении речи и доказывается. Индуктивный путь обратный: от примеров, наблюдений, частных обоснований – к общему выводу – тезису. Возможен и “смешанный” образец, соединяющий два основных.

Выбор ведущего принципа организации содержания определяется речевой ситуацией. Дедуктивный образец хорош при положительном отношении аудитории к оратору, если же слушатели настроены недоброжелательно, то тогда рекомендуется прибегать к индуктивному пути рассуждений.

Концентрический метод построения речи состоит в том, что изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная проблема. В ходе изложения лектор все время удерживает в поле зрения эту проблему; возвращается к ней, постепенно углубляя и развивая выдвинутое положение. Концентрическому методу противопостав­лен ступенчатый метод, рассчитанный на последовательное изложение проблематики, когда лектор как бы шаг за шагом переходит от одной подтемы к другой. Ступенчатый метод может быть основан на хронологическом (историческом) или пространственном принципах. Хронологический принцип наиболее удобен и естествен на лекции, посвя­щенной истории вопроса, пространственный принцип помогает передать факты наглядно, зримо, в их динамике и взаимодействии.

Использование различных способов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру речи более оригинальной, нестандартной. Иными словами, монолог оратора легче воспринимается, если в нем используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной содержания, характером связи с аудиторией.. Особенно ценны те приемы изложения, которые позволяют взаимодействовать со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает.

Интересен прием диалогизации, когда выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: “ Мне могут возразить …” или “ Иногда спрашивают …” Имитация диалога оживляет речь, стимулирует внимание слушателей, позволяет разъяснить следующие моменты.

Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в опре­деленном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зави­симости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объе­ма речи и выводов по содержанию. Эти восемь форм древнегреческие риторики называли частями речи.

Композиция речи складывается как последовательность частей речи в той или иной конфигурации, когда одна форма сменяется другой, по­вторяется, комбинируется с другими различным образом. Искусное ис­пользование частей речи составляет основу ее расположения.

Части речи – это крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. Вот их классическая последовательность: обращение, называние темы, повествование, описание, доказатель­ство, опровержение, воззвание, заключение.

Первая часть речи – обращение. Это аргумент от личности го­ворящего. Здесь убеждает сам образ оратора. Но образ оратора дей­ствует через обращенную к аудитории речь. Поэтому содержание обра­щения – так или иначе высказанная просьба прослушать все то, что последует за ним.

Непосредственная задача обращения – расположить аудиторию к оратору. Поэтому в обращении оратор представляет себя как чело­века определенного духовного склада и общественного положения, прямо или косвенно призывает выслушать речь, показывая свою ос­ведомленность в нуждах, настроении и образе мыслей аудитории. Он как бы говорит: “Я вам сейчас нужен”.

Сила обращения в том, что по правилам ведения речи всякий го­ворящий должен быть выслушан. Следует прервать любое занятие и выслушать того, кто обращается к вам. Правило предпочтения слу­шания любым действиям заучивается с детства и приобретает харак­тер автоматизма. Поэтому на обращение аудитория всегда отвечает напряжением внимания. Лекторы нередко пользуются обращением в ходе лекции, когда внимание слушателей начинает ослабевать.

Обращение создает и развивает фактическую функцию речи. Оно непосредственно связано с эмоцией любви. Поэтому в обращении важ­но быть обильным в словах, уметь отозваться о своей аудитории с по­хвалой, как прямой, так и косвенной, можно прибегать к отступлениям. В обращении нельзя быть скучным, сердить публику или показывать пренебрежение к ней, кроме исключительных случаев.

Вторая часть речи – называние, или обозначение темы. Это тоже важный риторический аргумент. Само название темы и ее объяс­нение составляют смысловой центр аргументации. Бывает, что, выс­лушав только одно название, публика не хочет слушать дальше или наоборот, уже согласна с оратором. Аудитория понимает, что тема – это центр содержания речи, и предполагает все возможные аргументы.

Название темы должно, во-первых, соответствовать предмету речи во-вторых, быть понятным аудитории и, в-третьих, быть построено сти­листически так, чтобы заинтересовать слушателей. Это значит, что из разных по стилю высказываний нужно выбрать яркое и современное, отвечающее вкусам аудитории и описывающее предмет лекции.

Название темы – необходимая часть композиции любой лекции. Этой частью после обращения или значимого пропуска обращения открывается публичная речь. Название темы в гомилетической пуб­личной лекции опустить нельзя. В ораторике же, напротив, название как правило, опускается.

Следующая часть речи – повествование. Здесь предмет лек­ции развивается в его историческом становлении. История становле­ния предмета речи обычно проста для вос­приятия аудитории. Со­бытия, составляющие повествование, подбираются так, чтобы подве­сти слушателя к определенным выводам. Благодаря тому, что повествование удобно для восприятия, аудитория обычно охотно следит за последовательностью и составом событий.

Четвертая часть речи – описание, в котором дается системати­ческая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Это всегда системный анализ предмета.

В описание обычно вводятся примеры, содержащие мысленный эксперимент. В этом случае описание непосредственно предшествует доказательству.

Пятая часть речи – доказательство. Она содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные – например, ве­щественные доказательства. Избрание формы доказательства зави­сит от характера аудитории и от направления доказывания, а также от убеждений и от настроений слушателей.

Доказательство – центральная часть речи. Поскольку речь мо­жет занимать разный объем, то по конкретным условиям речи доказа­тельство может быть опущено. Однако опущение доказательства не означает его отсутствия. Оратор должен держать в уме доказатель­ство и предварительно хорошо проработать его.

Шестая часть речи – опровержение – следует за доказатель­ством. Опровержение в риторической теории частей речи представляет собой доказательство от противного. Выдвигаются возможные возра­жения против доказательства, и затем они опровергаются. Благодаря этому путем всестороннего обсуждения темы укрепляется доказательство

В конкретной ораторской практике опровержение может стать не только абстрактным, но и реальным. Это бывает тогда, когда лектор получает вопросы и возражения, начинающие спор. Тогда опроверже­ние в зависимости от характера аудитории может вестись как диалек­тика, полемика или эристика.

Под диалектикой в данном (античном) смысле слова понима­ется логическое доказывание с употреблением примеров и энтимем, а не одних силлогизмов, в диалектике говорящий и слушающие совмест­но ищут истину.

В ораторике, т.е. судебной, совещательной и показательной речи всегда преследуют интерес, а не ищут истину. Поскольку интересы раз­личны, возникает полемика или спор.

В письменной речи диалектическая позиция возможна в литера­турном тексте и невозможна в письмах, документах и средствах мас­совой информации.

Диалектические отношения к предмету речи специально оговари­ваются. Это делается путем обращения к аудитории: необходимо при­звать ее отнестись к предмету диалектически, т.е. начать совместно ис­кать истину, а не просто утверждать самого себя.

При полемическом опровержении целью является дока­зать оппоненту справедливость своей точки зрения и склонить его при­нять ее. Успех полемики определяется тем, что оппонент оказался убеж­денным и признал справедливость и правильность аргументов, выдви­нутых противником.

Полемика выгодна лектору. Она помогает развить и укрепить его точку зрения. Обычно полемика принимает форму вопросов аудитории и ответов лектора.

При эристическом споре понятие правильности и справед­ливости аргументов практически не меняется, здесь происходит утверждение своего интереса (простейший пример эристики — умение торго­ваться на базаре). Результатом эристического спора должно быть соглашение, в определенной степени устраивающее обе стороны.

Седьмая часть речи – воззвание. Это обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям.

Восьмая часть речи – заключение, в котором обычно подво­дится итог лекции и даются перспективы на будущее.

Таким образом, публичная речь, как и любое произведение, состоит из трех основных частей: вступления – обращения и называния темы речи, основной части – повествования, описания, рассуждения и заключения.

Важно помнить о необходимости связать все части своего выступления. Не может быть хорошей речи, если ее компоненты не вытекают один из другого, если между ними нет гармонического единства соразмерности.

Интересен прием диалогизации: выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: «Мне могут возразить…» или «Иногда спрашивают…» Имитация диалога оживляет речь, стимулирует внимание слушателей, позволяет разъяснить следующие моменты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.