Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура публичного выступления. Законы современной общей риторики. Об ораторе




Свойством хорошей речи с точки зрения современной риторики является сила ее воздействия на адресата. И целесообразность речи, и способность ее воздействовать на слушателя определяется умением строить и вести речь по законам адресата, в соответствии с особенностями аудитории, с законами восприятия.

Как привлечь внимание слушателя, пробудить в нем те мысли и эмоции, тот отклик, который нужен оратору или собеседнику? На эти вопросы отвечает риторика, которая в настоящее время рассматривается как школа мысли, а потом уже как искусство слова. Талантливая речь, по мнению А.Ф. Лосева, – это единое, целостное умение человека не только говорить самому, но и уметь слушать, когда говорят. Только таким образом становится возможным и реально осуществимым подлинный диалог между людьми.

Для правильного восприятия текста этого раздела познакомимся с некоторыми терминами риторики, к которым относятся основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое поведение и речевое взаимодействие.

Основной единицей коммуникации является речевое событие, состоящее из двух компонентов: речевого поведения человека – самого процесса говорения и того, чем он сопровождается (мимика, жесты) и речевой ситуации – условий и обстановки, в которой происходит речевое общение. Объединенные усилия участников общения для достижения коммуникативной цели называют речевым взаимодействием.

Речевое событие – это основная единица коммуникации (речевого общения). Оно (речевое событие) представляет собой законченное целое и состоит из двух компонентов:

1) это то, о чем сообщается, говорится (т.е. словесная речь), и то, чем речь сопровождается, – мимика, жесты, что в целом составляет речевое поведение;

2) это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, и сами участники общения, т.е. речевая ситуация.

Для эффективного речевого взаимодействия важны оба компонента речевого события.

речевая ситуация – это ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия (составляющие речевой ситуации: участники, предмет речи, обстоятельства (место, время, другие значимые условия); канал общения (способ осуществления коммуникации) – используется устная или письменная речь; код (язык, диалект, стиль); речевой жанр; событие; оценка эффективности речи).

Основные признаки речевой ситуации:

Основы описания речевой ситуации дал еще Аристотель в своей «Риторике» [Античные риторики / Собр. текстов, коммент. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978.]. Он писал, что «речь слагается из трех элементов. Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)» [Риторика: книга первая]. Помимо говорящего и адресата (лица, к которому обращена речь), в речевой ситуации часто участвуют и другие, кто является свидетелем происходящего. Для речевой ситуации также важны отношения между участниками общения, и, прежде всего – учет социальной роли участников общения. Непонимание своей социальной роли участниками общения приводит к конфликтам, проблемам.

Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель речи (зачем говорится о чем-то в данной ситуации). Еще Аристотель в «Риторике» обращал большое внимание на цель речей разного типа:

«Для людей, произносящих хвалу или хулу (эпидейктическую речь), целью служит прекрасное и постыдное». Цель говорящего в такой речи – показать слушателям, «что такое хорошо и что такое плохо», зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному.

«Для тяжущихся (произносящих речь в суде) целью служит справедливое и несправедливое»; один обвиняет, другой защищает или защищается – Цель говорящего – доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива.

«У человека, дающего совет (политического оратора), цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего» [Риторика, кн. 1–3, пер. Н.Платоновой. В сб. Аристотель и античная литература. М., 1978].

Современная риторика считает целью говорящего тот результат, который говорящий хочет получить от своей речи. Говоря, человек совершает поступок (речевое действие), поскольку, как уже говорилось выше, сила воздействия слова велика. Типы речевых поступков в современной риторике классифицируются исходя из целей говорящего. Какие же цели может иметь говорящий? И какие речевые поступки он может совершать? Назовем основные:

Цель говорящего (речевое намерение) Тип речевого акта (речевого действия)   Тип речи (дискурса)
Сообщить, информировать   Сообщение информации   Информирующий  
Высказать и доказать свое мнение Убеждение Аргументирующий  
Побудить к действию   Побуждение Агитирующий  
Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину Поиски смысла Эвристический
Выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного Оценка (похвала и порицание) Эпидейктический
Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым Игровые речевые акты Гедонистический (от греч. hedomai – радуюсь) или диатрибический (от греч. diatribo – провожу время)
Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмонациональную картину» мира Эмотив Поэтический, художественный  

 

[Приведена таблица из книги: А.К. Михальская. Основы риторики – М.: Просвещение, 1996, с. 57]

 

Речевое взаимодействие – это объединение, координация и взаимодополнение усилий участников общения для определения, приближения и достижения коммуникативной цели и результата речевыми средствами.

Первым законом современной общей риторики является закон гармонизирующего диалога: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Этот закон говорит о том, что задача ритора – пробудить собственное внутреннее слово слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

Рассмотрим основные принципы речевого поведения для диалогизации речевого общения.

1. Внимание к адресату. Готовясь к публичной речи, деловой беседе и т.п., необходимо заранее представить себе слушателя, собеседника: кто он, каковы особенности его личности и т.д.

2. Близость содержания речи интересам и жизни адресата. Оратор выбирает для речи те факты, те примеры, те образы, те доказательства, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной слушателю.

3. Конкретность помогает зримо воспринимать звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Оратор обязательно должен приводить примеры, использовать образные средства языка, метафоры, тщательно отбирать слова, выбирая видовые, а не родовые наименования, структурировать речь, избегая общих фраз и формулировок, стремясь к конкретности.

Вторым законом является закон продвижения и ориентации адресата. Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован в “пространстве” речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Чем лучше адресат представляет себе, куда его ведет говорящий, сколько еще осталось до конца и в каком “пункте” “карты речи” он находится в каждый момент речевого общения, тем лучше он воспринимает сообщаемое. Говорящий должен осведомлять адресата о том, какова “карта речи”, сообщать о позиции на этой карте, создавать ощущение движения.

Третий закон – эмоциональности речи требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать речь выразительной – экспрессивной. Этот закон реализуется с помощью обилия специальных экспрессивных средств, а также с помощью особых принципов их использования в речи.

Четвертый закон – закон удовольствия – гласит, что эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Средствами доставления удовольствия слушателям является и использование “игровых фигур” речи, например, разгадывание загадок, и юмор в разнообразных своих проявлениях – анекдоты, истории, афоризмы, и разнообразие речи – смена интонации, темпа, ритма речи, высоты голоса, движение оратора, изменение его позы и т.п.

В основе эффективного речевого общения лежит принцип коммуникативного сотрудничества – негласный “договор” между участниками речевой ситуации. Как может говорящий учитывать воздействие своей речи? Для этого он должен соблюдать следующие правила:

1. Не навязывайся.

2. Выслушай собеседника.

3. Будь дружелюбен.

Первое правило связано с коммуникативной стратегией отстранения, дистанцирования от партнеров по общению. Это общение осуществляется без стремления к эмоциональному контакту, когда собеседники более холодны и сдержанны.

Второе правило связано со стратегией предоставления собеседнику выбора эмоционального “ключа”, тональности общения.

Третье правило иллюстрирует стратегию близости, эмоционального контакта.

Выбор той или иной коммуникативной стратегии определяется:

1) особенностями речевой ситуации – тем, кто ее участники, каковы отношения между ними, о каком предмете идет речь;

2) личностными, индивидуальными особенностями говорящего, его темпераментом, характером, а также национальными речевыми традициями.

Для успеха публичной речи современная риторика рекомендует оратору предпочесть коммуникативную стратегию “близости”, которая проявляется в коммуникативности, или “чувстве аудитории”, когда у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим. Этот эффект достигается с помощью трех важнейших средств: разговорности речи, зрительного и голосового контакта.

Для развития способностей к коммуникативному контакту с адресатом риторика предлагает три способа внутренней работы: самоубеждение, самоанализ и самоконтроль.

1. Самоубеждение проявляется в умении настроить себя нужным образом перед выступлением.

2. Самоанализ проявляется в определении своего типа личности, кто вы, интроверт (“обращенный вовнутрь”) или экстраверт (“обращенный вовне”), и определении плана работы над собой.

3. Самоконтроль представляет собой умение реагировать на реакцию собеседника и корректировать свое речевое поведение.

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, – гласит риторика.

Существенными для эффективности речи являются следующие свойства личности оратора: обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность.

Обаяние – умение быть естественным, быть самим собой. Проявление обаяния в речи и манере держаться состоит в умении отказаться от чужого, наносного, привнесенного, “не своего”.

Артистизм – это умение общаться, соблюдая чувство меры, с окружающими активно и с игровой установкой. Артистизм проявляется в умении изображать свои собственные черты, т.е. играть самого себя.

Уверенность – это умение играть роль “главного” в речевой ситуации, вести за собой слушателей. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего “сбивает с толку” слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается.

Дружелюбие – одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Оратор должен помнить, что в аудитории сидят его друзья или люди, которых он уважает.

Искренность или “ораторская честность” – такое свойство оратора, которое во многом определяет действенность его речи, ее убеждающую силу. Чтобы заставить своего адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить. Неискренность говорящего проявляется в его поведении во время речи. Слушатель воспринимает неискреннюю речь как попытку ввести его в заблуждение, обмануть.

Объективность – свойство говорящего, способствующее его искренности. Чтобы речь была убедительной, нельзя просто игнорировать те концепции, которые противоречат взглядам оратора. Эффект выступления будет большим, если говорящий сможет полнее и доказательнее показать, почему его мнение предпочтительней, правильней, чем другие.

Заинтересованность. Увлеченность предметом речи и неподдельная заинтересованность в нем – одно из условий успеха. Без этого даже хорошо построенное выступление, продуманная беседа теряют всякий смысл и не могут спасти слушателей от скуки.

Каждый ритор создает свое собственное произведение, на котором лежит печать авторской неповторимости. Все это и составляет индивидуальный стиль оратора.

На восприятие выступления влияет то, что видит аудитория. Важную роль в создании общего впечатления о выступающем играют движения человека в процессе речи: его поза, ходьба, жесты и мимика.

Общее впечатление, которое производит оратор, опирается и на многие факторы. Во-первых, это одежда. Недаром в народе говорят: “По одежке встречают...” Одежда не должна быть вызывающей и бросающейся в глаза. Она должна соответствовать ожиданиям и характеру аудито­рии. Может получиться так, что слушатели запомнят лишь ко­стюм оратора и необычные аксессуары, но не его речь. Одежда должна быть опрятной, аккуратной и чистой.

Во-вторых, очень важно, как произносится речь, в каком поло­жении. Говорить сидя или стоя – зависит от характера выступления. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно си­деть. Иногда положение сидя вызывает у маленькой аудитории враж­дебные ощущения, потому что слушатели связывают такое положе­ние выступающего с неуважением к ним и с незначительностью самой речи.

Поза – важная часть общего впечатления о говорящем. Однако она важна и для самого оратора. От того, насколько ему удобно стоять, будет зависеть его внутренний самоконтроль во время выступления.

Хорошая поза – это равномерное распределение веса тела, вертикальное положение, раскованность, энергичность. Но нужно помнить, что не существует единой позы, подходящей для всех выступлений и выступающих. Необходимо поэкспериментировать, чтобы найти для себя наиболее удобный ва­риант.

Походка важна для выражения различных настроений и подчерки­вания определенных элементов речи. Она может указывать и на пунк­туацию. Например, переходы и паузы могут быть выражены не­сколькими шагами в сторону и т.д. Однако ходьба оратора по аудитории должна быть оправданна, иначе она будет отвлекать слу­шателей. Умеренная ходьба расслабляет аудиторию. Слишком актив­ная ходьба может раздражать.

Оратор должен руководствоваться общим правилом: чем официальнее обстановка, тем менее выраженной должна быть ходьба; чем больше аудитория, тем большее количество шагов допустимо.

Мимика оратора не должна быть стереотипной. Выражение лица должно быть естественным. При выступлении следует смотреть в глаза людям, а не на потолок или в никуда. Такой взгляд воспринимается настороженно.

Жесты помогают подкреплять идеи и более точно описывать что-либо. Исходя из этих двух функций, жесты делятся на усиливающие (например, сжимание кулака придает словам большую силу) и описа­тельные (для описания размеров, контуров и т.д.). Во время выступле­ния следует обращать внимание прежде всего на жесты, которые при­дают значимость отдельным фрагментам речи, что делает ее более выразительной.

При использовании телесных движений говорящему необходимо помнить о нормах.

1. Телесные движения должны соответствовать ситуации, то есть соотноситься с темой речи, размером и составом аудитории. Очень официальная тема, небольшая аудитория, люди старшего возраста требуют уравновешенных и относительно ограниченных телесных движений. Большая аудитория допускает более интенсивные движе­ния оратора.

2. Любые телесные движения, особенно жесты, должны быть разнообразными, то есть варьироваться. Не должно быть случайных, бессмысленных или повторяющихся жестов. Все это ведет к наруше­нию коммуникации, обратной связи со слушателями.

3. Все телесные движения должны быть скоординированы между собой и соответствовать теме и содержанию речи.

4. Движения должны быть естественными, самопроизвольными, а не вымученными или наигранными.

Оратору необходимо учиться контролировать свою кинесику, чтобы это не помешало при установлении контакта с аудиторией во время выступления.

В древности соответствие содержания речи и ее произнесения облику самого оратора обозначали тремя словами-определениями: этос, пафос, логос.

Этос – нравственный характер речи – определяет такие характеристики, как уместность речи, соответствие высказывания внутреннему содержанию человека, произносящего речь, его духовности, моральной чистоте. Благородство, честь, стремление к самосовершенствованию – те качества характера, без которых в идеале оратор не может нести людям свет правды, добра, справедливости и любви. В противном случае он всей своей жизнью, поступками опровергает собственное высокое назначение, роняет и чернит те высокие слова, с которыми обращается к слушателям.

Логос характеризует смысловую составляющую речи. Соблюдение его требований учитывается в инвенции, изобретении содержания речи, и диспозиции, расположении изобретенного.

Пафос – душевное переживание – характеризует эмоциональную составляющую речи, которая реализуется в элокуции, словесном выражении, на уровне выбора языковых средств, и в публичном выступлении на уровне общей возвышенности, одухотворенности самого оратора. Оратор не бесстрастен, он чутко и эмоционально реагирует на то, что говорит. Поэтому он может быть и умиротворен, и восторжен, и гневен и печален, и даже исполнен умиления, сострадания, благоговения и благородного негодования. Он обличает, осуждает, ободряет, удивляет. Но при этом испытывает эти чувства и сам. Таким образом, пафос определяется искренностью оратора, его непосредственностью, а также верой в истинность и справедливость произносимых им слов.

Подводя итоги сказанному в этом параграфе, рассмотрим общие принципы коммуникации.

Среди общих принципов, обеспечивающих успех коммуникации (общения), важнейшими являются два, сформулированных американскими лингвистами второй половины XX века в рамках теории речевых актов (иначе называемой «Слово как действие» – «How to do things with words» – по работе одного из основоположников теории Дж. Остина). Это принцип кооперации и принцип вежливости.

Принцип кооперации указывает на необходимость собеседников относиться к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад. Он заставляет нас задуматься не только над тем, что нам говорят, но и над тем, как и, главное, зачем нам это говорят, т.е. помогает разглядеть коммуникативную цель собеседника. Американский лингвист Г. Грайс, постулировавший этот принцип, утверждал: «…от всякого, кто стремится к достижению конечных целей речевого общения / коммуникации (это может быть передача и получение информации, оказание влияния на других и подчинение себя чьему-либо влиянию и т.п.), ожидается, что он заинтересован в этом общении; речевое общение, в свою очередь, может быть выгодно и полезно только при условии, что соблюдается принцип кооперации…»

Принцип кооперации (Г.П. Грайс) состоит из нескольких максим (лат. maxima – основное правило, принцип – логический или этический принцип, выраженный в краткой форме, правило, норма поведения), т.е. правил:

1. Максима количества: «Говори в меру»

2. Максима качества: старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете лживым. Не говорите того, чему у вас нет достаточных свидетельств, доказательств. «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным»

3. Максима релевантности: говорите то, что имеет отношение к теме разговора, будьте последовательны. «Не отклоняйся от темы»

4. Максима способа выражения: избегайте двусмысленности и неопределенности (Избегайте непонятных выражений, избегайте неоднозначности), говорите кратко и лаконично (будь краток (избегай ненужного многословия, будь организован). «Выражайся ясно»

Максимы количества и качества информации регулируют выбор способа выражения, например, в следующем диалоге:

А: Когда ваши сотрудники уходят с работы?

Б: Сотрудники уходят с работы в 18.00 / Сотрудники могут уходить с работы в 18.00 / Сотрудники не должны уходить с давайте нужное количество информации. Ваш информационный вклад в разговор должен быть не большим и не меньшим, чем требуется. работы до 18.00 / Сотрудникам разрешается уходить с работы с 18.00.

 

Вопрос сформулирован неточно: непонятно, идет ли речь о внутреннем распорядке организации или о привычках ее сотрудников. Отвечающий на вопрос, чтобы быть кооперативным, должен использовать наиболее информационный способ ответа, который позволен ему знанием ситуации, иначе продолжается двусмысленность.

А: Когда ты завтра заканчиваешь?

Б: Завтра у меня 2 пары (2-я пара заканчивается в 12.10 часа), потом я играю с ребятами в футбол / В 12.10 часа.

Максима релевантности помогает нам интерпретировать косвенные высказывания, например:

А: У меня в комнате была коробка конфет.

Б: Дети заходили к тебе после обеда.

На первый взгляд, говорящий А сделал утверждение. Но Б совершенно правильно задумался о том, почему это утверждение сделано, и пришел к выводу, что по сути оно являет собой вопрос: Куда пропала коробка конфет? Отвечает Б так же косвенно, как А «спрашивает», намекая на причастность детей к исчезновению конфет. А, учитывая кооперативность Б и используя максиму релевантности, поймет высказывание собеседника правильно.

Нарушения максимы релевантности используются как способы резко прервать коммуникацию (1) или в целях речевой игры (2):

1) – У меня в комнате была коробка конфет.

–Я опаздываю.

2) Преподаватель: – Кого сего не было на занятиях?

Староста: – Льва Толстого и Антона Чехова.

Принцип вежливости (Дж. Лич) включает такие максимы:

1. Максима такта: уважайте границы личной сферы собеседника. Например, из возможных способов выражения побуждения выбирайте тот, в котором подчеркивается выгода для собеседника: сформулируйте побуждение не как команду, а как совет.

2. Максима великодушия: из возможных способов выражения выбирайте тот, в котором минимизируется ваша личная выгода. Не обременяйте собеседника, не вынуждайте его связывать себя обещаниями, клятвами, не требуйте извинений и покаяний.

3. Максима одобрения: больше хвалите собеседника, будьте позитивны в своей оценке собеседника, других людей, мира. Однако будьте сдержанны в оценочных суждениях: если ваша оценка (положительная или отрицательная) того иного предмета не совпадает с оценкой собеседника, это создает трудности в коммуникации.

4. Максима скромности: меньше хвалите себя, тактично отказывайтесь от похвал в свой адрес. Ваши высказывания должны содержать объективную – не завышенную, но и ни в коем случае не заниженную (сравните принижающее-уступчивое общение) – самооценку.

5. Максима согласия: выражайте согласие с собеседником, минимизируйте несогласие. Не вставайте в оппозицию к собеседнику без веских оснований. Умейте отказываться от конфликта в пользу решения более серьезной задачи – сохранения коммуникации.

Максима симпатии: выражайте симпатию к собеседнику, минимизируйте антипатию. Будьте благожелательны. Не будьте неблагожелательны, не будьте безучастны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.