КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изобразительно-выразительные средства в публицистическом стиле
В публицистическом стиле используются образные языковые средства – тропы. Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-либо роде отношений. Из многообразия видов тропов в публицистическом стиле чаще встречаются эпитеты, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза. Эпитет – художественное, образное определение. Употребление эпитетов способствует созданию экспрессивного текста, так как этот вид тропов содержит в себе позитивную или негативную оценку: добрые традиция, приоритетное направление, тайное соглашение, малообеспеченные слои населения, агрессивная реклама, обманутые инвесторы. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: бюджетный пирог, предвыборная гонка, корни национального конфликта, железнодорожная ветка, град пуль, шлейф дыма. Метафоризация в публицистике способствует расширению лексической сочетаемости слов, пополнению газетной фразеологии. Олицетворение – перенос на неживой предмет функций живых существ (персонификация): рубль падает, холод наступает, лекарство бьет мимо цели. Метонимия – употребление названия одного предмета вместо другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними. Для публицистического стиля наиболее характерны следующие модели метонимии: 1. место – люди, находящиеся на этом месте: Москва готовится к дню города; Белый дом дает ответ в связи с заявлением иракского лидера; Мир следит за событиями в Афганистане; 2. автор – его произведение: Читать Набокова; Издавать Ключевского. Разновидность метонимии – синекдоха – перенос наименования с целого на его часть или наоборот: Защита (вместо защитник) требует оправдательного приговора; Первая ракетка (вместо теннисист) мира; Борт (вместо самолет) взял курс на восток. В публицистическом стиле для создания экспрессивности нередко используются перифразы (парафразы) – тропы, состоящие в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием ни их характерные черты: страна восходящего солнца (Япония), туманный Альбион (Великобритания), солнце русской поэзии (Пушкин), великий кормчий (Мао Цзе-Дун). Фигуры речи – отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального или эстетического воздействия. Градация – нанизывание синонимов по степени интенсивности признака: Проделана большая, гигантская, титаническая работа. Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов, что способствует усилению выразительности речи: Новый режим – старые кадры. Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: красноречивое молчание, звонкая тишина, мрачное веселье. Риторический вопрос – это экспрессивное утверждение или отрицание: «Станет ли связываться со Сбербанком человек, чьи сбережения в нем прогорели?» (МК, 1996). А также другие фигуры и тропы: аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах, такой способ повествование, при котором буквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования. аллюзия – соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического происхождения. анафора – единоначатие, повтор слова или оборота в начале отрезка текста. антистрофа – повторение слов первой части высказывания во второй его части, но в обратном порядке. антитеза – противопоставление сравниваемых понятий. антифразис – один из видов иронии: употребление фразы в противоположном смысле в определенном контексте (разновидности: ирония, мейозис, сарказм). антиципация – предвосхищение, предвидение событий. антономасия (антономасия) – употребление имени собственного в нарицательном значении и наоборот. апозиопеза – риторический прием, больше известный под названием “фигура умолчания”: оратор делает вид, что хочет сказать о чем-то, но вдруг останавливается, предоставляя слушателям возможность сами сообразить, в чем дело. гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого явления. градация – такое расположение слов или понятий, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или ослабляющееся значение. именительный представления – простая, но эффектная (и эффективная) фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже (или именного словосочетания), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением. инверсия – необычный, особый порядок слов. каламбур – остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений или на совпадении звучания слов (словосочетаний) с разными значениями. коммуникация – общение индивидуумов, основанное на взаимопонимании. Говорящий или пишущий формулирует вопрос, как бы предлагая слушателям ответить на него, и после небольшой паузы дает свой заранее подготовленный ответ. литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого явления. оксюморон – соединение двух противоречащих друг другу понятий. парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях. паралипсис (претериция) – притворное умалчивание: оратор подчеркивает, что опускает какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их. параллелизм – подобие синтаксической структуры двух или нескольких предложений или их частей, следующих друг за другом. период – фигура речи, предполагающая структурно организованное ритмизированное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей, – восходящей и нисходящей. полисиндетон – повторение одного и того же союза или предлога при однородных членах предложения. риторический вопрос – вопрос, цель которого не получение ответа, а привлечение внимания к определенному явлению. риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь. синекдоха – разновидность метонимии – перенос наименования с целого на его часть или наоборот. сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку. умолчание – указание в письменном тексте графическими средствами (многоточием) на невысказанность части мысли. эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения. эпифора – концовка, повтор слова или оборота в конце отрезка текста.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 11288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |