Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительно-выразительные средства в публицистическом стиле




В публицистическом стиле используются образные языковые средства – тропы. Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-либо роде отношений.

Из многообразия видов тропов в публицистическом стиле чаще встречаются эпитеты, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза.

Эпитет художественное, образное определение. Употребление эпитетов способствует созданию экспрессивного текста, так как этот вид тропов содержит в себе позитивную или негативную оценку: добрые традиция, приоритетное направление, тайное соглашение, малообеспеченные слои населения, агрессивная реклама, обманутые инвесторы.

Метафора употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: бюджетный пирог, предвыборная гонка, корни национального конфликта, железнодорожная ветка, град пуль, шлейф дыма.

Метафоризация в публицистике способствует расширению лексической сочетаемости слов, пополнению газетной фразеологии.

Олицетворение – перенос на неживой предмет функций живых существ (персонификация): рубль падает, холод наступает, лекарство бьет мимо цели.

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними. Для публицистического стиля наиболее характерны следующие модели метонимии:

1. место – люди, находящиеся на этом месте: Москва готовится к дню города; Белый дом дает ответ в связи с заявлением иракского лидера; Мир следит за событиями в Афганистане;

2. автор – его произведение: Читать Набокова; Издавать Ключевского.

Разновидность метонимии – синекдоха – перенос наименования с целого на его часть или наоборот: Защита (вместо защитник) требует оправдательного приговора; Первая ракетка (вместо теннисист) мира; Борт (вместо самолет) взял курс на восток.

В публицистическом стиле для создания экспрессивности нередко используются перифразы (парафразы) – тропы, состоящие в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием ни их характерные черты: страна восходящего солнца (Япония), туманный Альбион (Великобритания), солнце русской поэзии (Пушкин), великий кормчий (Мао Цзе-Дун).

Фигуры речи – отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального или эстетического воздействия.

Градация – нанизывание синонимов по степени интенсивности признака: Проделана большая, гигантская, титаническая работа.

Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов, что способствует усилению выразительности речи: Новый режим – старые кадры.

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: красноречивое молчание, звонкая тишина, мрачное веселье.

Риторический вопрос это экспрессивное утверждение или отрицание: «Станет ли связываться со Сбербанком человек, чьи сбережения в нем прогорели?» (МК, 1996).

А также другие фигуры и тропы: аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах, такой способ повествование, при котором буквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования.

аллюзия – соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического происхождения.

анафора – единоначатие, повтор слова или оборота в начале отрезка текста.

антистрофа – повторение слов первой части высказывания во второй его части, но в обратном порядке.

антитеза – противопоставление сравниваемых понятий.

антифразис – один из видов иронии: употребление фразы в противоположном смысле в определенном контексте (разновидности: ирония, мейозис, сарказм).

антиципация – предвосхищение, предвидение событий.

антономасия (антономасия) – употребление имени собственного в нарицательном значении и наоборот.

апозиопеза – риторический прием, больше известный под названием “фигура умолчания”: оратор делает вид, что хочет сказать о чем-то, но вдруг останавливается, предоставляя слушателям возможность сами сообразить, в чем дело.

гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого явления.

градация – такое расположение слов или понятий, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или ослабляющееся значение.

именительный представления – простая, но эффектная (и эффективная) фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже (или именного словосочетания), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением.

инверсия – необычный, особый порядок слов.

каламбур – остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений или на совпадении звучания слов (словосочетаний) с разными значениями.

коммуникация – общение индивидуумов, основанное на взаимопонимании. Говорящий или пишущий формулирует вопрос, как бы предлагая слушателям ответить на него, и после небольшой паузы дает свой заранее подготовленный ответ.

литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого явления.

оксюморон – соединение двух противоречащих друг другу понятий.

парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях.

паралипсис (претериция) – притворное умалчивание: оратор подчеркивает, что опускает какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их.

параллелизм – подобие синтаксической структуры двух или нескольких предложений или их частей, следующих друг за другом.

период – фигура речи, предполагающая структурно организованное ритмизированное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей, – восходящей и нисходящей.

полисиндетон – повторение одного и того же союза или предлога при однородных членах предложения.

риторический вопрос – вопрос, цель которого не получение ответа, а привлечение внимания к определенному явлению.

риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь.

синекдоха разновидность метонимии перенос наименования с целого на его часть или наоборот.

сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку.

умолчание – указание в письменном тексте графическими средствами (многоточием) на невысказанность части мысли.

эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения.

эпифора – концовка, повтор слова или оборота в конце отрезка текста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 11037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.