Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установки эффективного слушания




Слушание составляет 45% в речевой деятельности человека. Оно обеспечивает результативность и успешность общения во всех сферах жизнедеятельности людей. Именно поэтому очень важно развивать в себе умение слушать и соблюдать правила хорошего слушания. Назовем некоторые из них:

1. Чтобы лучше понять собеседника, его мысли и чувства, необходимо заранее настроиться на то, что разговор с ним будет полезен и приятен, т.е. нужна установка одобрения. Она проявляется в положительном отношении к собеседнику, даже если он вам несимпатичен. Доброжелательное отношение со стороны слушающего приводит любого человека в спокойное состояние, при котором ему легче выражать свои мысли, быть более откровенным.

2. Нужно уметь также сосредоточиться на теме разговора, забыть о своих проблемах, следить за ходом мысли собеседника. Это не всегда легко, так как скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи.

3. В деловой информации следует выделять главное, самое существенное и отсеивать не относящееся к делу.

4. Не прерывайте собеседника без необходимости, не делайте ему колких замечаний, не «воспитывайте» его.

5. Не превращайте слушание в собственное говорение.

6. Сигнализируйте говорящему о своем внимании и понимании.

7. Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с собеседником невербальными средствами общения, междометиями и т.п.

8. Дайте возможность говорящему проявить себя, подчеркивайте свой интерес к нему.

9. Используйте различные типы и приемы слушания в зависимости от своей цели, говорящего и ситуации общения.

Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания» или «активного слушания», суть которого сводится к следующему: активно слушать человека – значить «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства, эмоции, соображения.

Общение с помощью способа «активного слушания» происходит при соблюдении следующих условий:

b. Повернитесь лицом к собеседнику так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне.

c. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным человеком, не следует задавать ему вопросов. Желательно, чтобы ваши реплики звучали в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

d. «Держите паузу». После каждой своей реплики помолчите, дайте возможность собеседнику разобраться в переживаниях. «Держите паузу» и после ответов собеседника: может быть, он что-то добавит.

e. В вашем ответе очень полезно повторить, что, как вы поняли, произошло с собеседником, а потом обозначить его чувство.

«Способ «активного слушания» дает следующие результаты:

i. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание собеседника. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое.

ii. Человек, убедившись, что собеседник готов и способен его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше, т.е. начинает доверять.

Таким образом, владение риторикой как научным знанием дает нам в руки удивительно мощное оружие – искусство владения словом. Это искусство находит себе применение не только в публичных выступлениях, но и просто в жизни: как разговаривать с близкими и друзьями, как убедить собеседника сделать что-либо, как одержать верх в споре. Это оружие дает нам и еще одну замечательную возможность – умение вести себя в любой ситуации, способность чувствовать себя в любой ситуации уверенно, поступать адекватно ситуации и, в конечном итоге, выйти из этой ситуации победителем.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте понятие “риторика” (“ораторское искусство”).

2. Охарактеризуйте структуру ораторской речи.

3. Какие существуют способы изложения материала в главной части публичного выступления?

4. Назовите основные логические законы. Приведите примеры.

5. Как формулировать тезис?

6. Что такое аргументация? Какова ее логическая структура? Какие виды аргументов используются в практике публичных выступлений?

7. Объясните, почему психологические аргументы не корректны с точки зрения логики?

8. Назовите функционально-смысловые типы речи. Охарактеризуйте их.

9. Охарактеризуйте способы изложения материала в тексте. Приведите примеры.

10. Охарактеризуйте типы связи в тексте. Приведите примеры.

 

 


Список литературы

 

1. Рекомендуемая литература (обязательная)

1. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский дом «МарТ», 2005. – 304 с. (серия «Учебный курс»).

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – 8-е изд-е. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – 544 с.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебник для вузов. – М., 2005. – 432 с.

4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2007.

5. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2004. – 560 с.

6. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с. (Высшее образование).

7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 336 с.

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1986 (и др. издания).

3. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М., 1981. (и др. издания).

4. Аришевская И.Б. Деловое письмо для школьников. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 46 с.

5. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1987.

6. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2005.

7. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь политических метафор. М.: АСМ, 1994.

8. Басаков М.И. Делопроизводство и корреспонденция в вопросах и ответах: Учебное пособие для студентов экономических вузов и колледжей – 3-е изд., перераб. и доп. // Серия «Учебники и учебное пособие» – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 320 с.

9. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2000.

10. Бурдин К.С., Веселов П.С. Как оформить научную работу. – М., 1973.

11. Сборник упражнений по русскому языку для корректоров (орфография и пунктуация): Учебное пособие для сред. ПТУ / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 1986. – 207 с.

12. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

13. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов-на-Дону, 1995.

14. Вейзе А. Реферирование текста. – Минск, 1980.

15. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. – М., 1993.

16. Веселов П.В. Вы – секретарь. – М., 1993.

17. Веселов П.В. Как составить служебный документ. – М., 1982.

18. Веселова Р.Б., Веселов П.В. Деловая переписка (конструкции типовых писем). – М., 1990.

19. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 1996. – 304 с.

20. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. – М., 1988.

21. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

22. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

23. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебное пособие. – М.: «Торгово-здательский дом «Русское слово – РС», 2002. – 416 с.

24. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / гл. 6. Особенности языка и стиля служебных документов / Кузнецова Т.В. и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 359 с.

25. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Письменный научный текст. Оформление научной работы. – М., 1981.

26. Дерябина А.С. Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Деловая переписка». – М., 1997.

27. Дроняева Т.С., Клушина Н.И., Бирюкова И.В. Стилистика современного русского языка: Практикум / Под ред. Т.С. Дроняевой. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 184 с.

28. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. – М., 1998.

29. Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

30. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография: Учеб. пособие для вузов по специальности «Журналистика». – Изд. 2-е., испр. – М.: Высшая школа, 1973. – 287 с.

31. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982.

32. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1988.

33. Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.

34. Кукушкина О.В. Типы речевых неудач в русском языке. – М., 1999.

35. Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.

36. Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум. – М., 1997.

37. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. – М., 1997.

38. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 480 с.

39. Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 1996.

40. Никольская С.Т. Техника публичной речи. – М., 1980.

41. Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). М.: Русский язык, 1999.

42. Ножин Г.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.

43. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.

44. Пословицы русского народа: Сборник В.И. Даля. – М., 1994.

45. Практикум по русскому языку и культуре речи: Нормы современного русского литературного языка / под. ред. И.Г. Проскуряковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 232 с.

46. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. – М., 1982.

47. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1988.

48. Речи известных русских юристов. М., 1985.

49. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1977.

50. Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке: Справочники для работников печати. – М.: Книга, 1988. – 542 с.

51. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М., 1990.

52. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. – М., 1996.

53. Русская разговорная речь / Под ред. Е.А. Земской. – М., 1973.

54. Русская разговорная речь: фонетика, лексика, морфология, жест. – М., 1983.

55. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.П. Аникина. – М., 1988.

56. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Н. Максимова. – М., 2002.

57. Русский язык и культура речи: практикум / под. Ред. проф. В.И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 304 с.

58. Русский язык и культура речи: Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др. / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с. – (Серия «Учебное пособие).

59. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, В.А. Ефремов и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВШ, 2006. – 496 с.

60. Русский язык конца XX столетия (1985–1995) / Отв. ред. Е.А. Земская. – М., 1996.

61. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. – М., 1980.

62. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. – М., 1984.

63. Сергеич П. Искусство речи в суде. М., 1988.

64. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.

65. Скорикова Т.П. Основы культуры научной речи. – М., 1999.

66. Скрижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.

67. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

68. Солганик Г.Я Стилистический словарь публицистики. Около 6000 слов и выражений. М.: Русские словари, 1999.

69. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 1996.

70. Соловьев В.И. Составление и редактирование научных рефератов. – М., 1975.

71. Сопер П. Основы искусства речи: Книга о науке убеждать. – Ростов-на-Дону, 1995.

72. Справочник секретаря и офис-менеджера (ежемесячное изд-е). ЗАО «МЦФЭР»

73. Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Стернин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

74. Стишов А.В. Как победить в споре: Культура полемики. – Л., 1991.

75. Судебное красноречие известных русских юристов прошлого. – М., 1992.

76. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык: 50 основных правил русской пунктуации для школьников и абитуриентов. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 1997. – 176 с.

77. Успенский Л.В. Слово о словах (Очерки о языке). – Л. (любое изд.).

78. Филиппов А.В. Сто пятнадцать приемов ораторской речи. – М., 1998.

79. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

80. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. – М., 2001.

81. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.

82. Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007. – 352 с.

83. Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Правила оформления документов: Комментарий к ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 216 с.

84. Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. – М., 1992.

85. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

86. Этюды о лекторах. М., 1974.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.