Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы принятия решения




Организация управления повседневной деятельностью воинских формирований, частей и подразделений.

 

Под организацией управления повседневной деятельностью воинских формирований понимается система мер воздействия на органы управления, направленных на создание условий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Организация управления как процесс упорядочения системы и ее деятельности складывается из (рис.2.1):

•процесса формирования и при необходимости переформирования управляющей системы;

•процесса организации управленческой деятельности.

Организация управления повседневной деятельностью включает такие мероприятия, как:

• выявление функций управления;

• установление рационального количества уровней управления;

•определение количества звеньев управления;

•распределение функций, прав и ответственности между исполнителями по вертикали и горизонтали;

•определение профессионального и количественного состава специалистов;

•разработка положений об органе управления и его структурных подразделениях, а также должностных инструкций;

•регламентация, т.е. установление порядка реализации управленческих процессов (например, графика работы органа управления при принятии решения и планировании, графиков работы структурных подразделений и т.д.).

Одним из требований к организации управления повседневной деятельностью является соответствие субъекта управления особенностям объекта управления. Сущность этого требования состоит в том, чтобы субъект управления имел возможность эффективно использовать всю информацию, поступающую от объекта управления. Для этого необходимо знать закономерности и тенденции развития объекта управления и его фактическое состояние. Информация об объекте управления даёт возможность правильно определять цели управления повседневной деятельностью, а также обосновывать и разрабатывать пути их достижения.

Органы управления (штабы) в это время координируют, регулируют и контролируют действия подчинённых воинских формирований, частей (подразделений).

Вышеперечисленные соответствия выражаются в двух аспектах: логическом и количественном.

Логическое соответствие включает в себя:

•соответствие организационной структуры управления (субъект управления) структуре воинских формирований (объект управления);

•соответствие уровня автоматизации управления воинскими формированиями выполнению ими задач по предназначению.

Количественное соответствие включает в себя:

•соответствие по объему и количеству выполняемых работ;

•соответствие по численности оперативного состава органов управления;

•соответствие времени, затрачиваемого на принятие решения и необходимого для действий объекта управления.

Управление повседневной деятельностью воинских формирований организуется и осуществляется на основе решения начальника (командира). Начальник (командир) несет личную ответственность за принимаемые решения, применение подчиненных воинских формирований и выполнение поставленных ими задач. Управление осуществляется лично, через орган управления (штаб), а также через своих заместителей, начальников отделов и служб в соответствии с директивами, приказами, указаниями вышестоящих начальников, органов управления (штабов) и принятыми решениями.

Организационно-технической основой системы управления повседневной деятельностьювоинских формирований являются органы управления, пункты управления и средства управления (система связи, автоматизированные системы управления, а также другие специальные системы).

Для управления воинскими формированиями создается система управления (Рис.2.7),представляющая собой совокупность органов, звеньев, уровней управления, иерархически организованных и связанных общей управленческой деятельностью.

Звено управления - элемент системы управления, в качестве которого может выступать структурное подразделение или отдельное должностное лицо (специалист).

Уровень управления - контур управления, объединяющий звенья управления в управленческую структуру и обладающий определенной самостоятельностью.

Пункты управления представляют собой специально оборудованные и оснащенные техническими средствами места, откуда осуществляется управление воинскими формированиями.

Рассмотрим далее, что сохранение пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления заключается в регламентации количества подчинённых управляющему органу объектов и оптимального количества должностных лиц, подчинён-

 

Рис.2.7. Система управления, включающая органы, пункты и средства управления

 

ных непосредственно начальнику (командиру). Научно обоснованной «нормой управляемости» считается такая система, когда на один управляющий орган приходится от пяти до девяти управляемых объектов. Однако их количество

зависит от специфики управления данной системы и имеет какие-то границы, нарушение которых, во-первых, усложняет управленческую деятельность, во-вторых, ведет к увеличению управленческого аппарата.

Какое оптимальное количество управляемых объектов должно быть в системе управления, сколько должно быть в органах управления отделов, отделений или должностных лиц? Здесь трудно оперировать какими-либо математическими зависимостями. Поэтому целесообразно руководствоваться некоторыми принципами, которые сформулированы на основе обобщенного практического опыта.

При разработке типовых схем органов управления следует исходить из следующего: если число работников, выполняющих однородные функции, составляет не менее 10, то целесообразно создавать отдел, при меньшем количестве работников - отделение. Если число работников, выполняющих какую-то функцию управления, менее 7, то в этом случае можно назначать старших исполнителей. Эти принципы практически реализуются при разработке штатов органов управления, а также при выработке обоснованных нормативов выполнения управленческих задач с учётом количества привлекаемых людей и затрат времени. В конечном счете, это будет способствовать повышению научной организации управленческого труда.

Совместимость технических средств и систем управления, соподчиненных и взаимодействующих органов состоит в том, что в процессе управления для повышения его эффективности должны использоваться максимальные возможности технических средств. Применение технических средств приобретает особое значение в функционировании автоматизированной системы управления, где обязательно должна соблюдаться программная совместимость.

Единство критериев эффективности управленческой деятельности даёт возможность использовать во всех звеньях управления одинаковые методики определения показателей, характеризующих способность управляющей системы обеспечить выполнение задач в заданные сроки и с наименьшими затратами сил и средств. Критерии эффективности управления воинскими формированиями включают три группы показателей: оперативные, технические и экономические.

Первостепенное значение оценки системы управления воинскими формированиями на любом уровне руководства имеет оперативная эффективность. Она представляет собой совокупность понятий, характеризующих способность системы своевременно и качественно решать стоящие перед ней задачи. Здесь главное – достижение конечной цели действия системы, т.е. обеспечение выполнения воинскими формированиями поставленной задачи в указанные сроки с наименьшими затратами сил и средств, поддающихся количественному анализу. В качестве основного критерия оценки оперативной эффективности управления можно рассматривать своевременное принятие решения, доведение задач до подчинённых и организацию его выполнения.

Критерием оперативной эффективности управления повседневной деятельностью воинских формирований могут быть показатели оценок командирской подготовки, учебно-практической, производственно-хозяйственной деятельности.

Техническая эффективность определяется характеристиками, качественно отражающими технические возможности средств управления и удобство работы с конкретными образцами техники.

Основным критерием технической эффективности считается надежность работы всех технических средств управления. Под экономической эффективностью понимается оценка материальных затрат на управленческую деятельность.

Рассмотрение критериев эффективности по трём группам показателей позволяет в конкретных условиях обстановки определить такие формы и методы работы органов управления, которые обеспечат выполнение воинскими формированиями поставленных им задач в установленный срок с минимальными затратами сил и средств.

При современном уровне развития математики и применении её в военном деле есть реальная возможность выразить перечисленные критерии в количественных показателях. Вместе с тем применение критерия эффективности не позволяет использовать в управленческой деятельности такие неопределённые выражения, как «большое количество», «недостаточно сил» или «выполнить какую-то работу». Дело в том, что каждому понятию должен соответствовать определённый количественный показатель. При этом важно, чтобы на всех уровнях управления было единое понимание нормативных показателей управленческой деятельности, что, в свою очередь, скажется на её научности.

Соответствие потребного и отпущенного времени при решении конкретных управленческих задач отражает одно из важнейших условий достижения поставленных целей. В мирное время механизм этого соответствия проявляется в определении реального времени, необходимого для выполнения задач повседневной деятельности воинскими формированиями.

Практически это означает, что потребное время почти всегда не соответствует отпущенному. Его, как правило, всегда не хватает. Поэтому органы управления должны, экономно относится к его расходу, избегая разрыва между отпущенным и расходуемым временем.

Потребное время – это время, в пределах которого имеется возможность провести конкретное мероприятие с учётом уровней готовности подчинённых и обеспеченности.

Отпущенное время – это время, в которое необходимо уложиться при проведении какого-либо мероприятия, время, которое предоставляется вышестоящим органом управления в виде заданного и директивного срока.

Если потребное время оказывается больше отпущенного, то образуется его дефицит, который, с одной стороны, не позволяет выполнить то, что запланировано, с другой – потребует частых изменений ритма управленческой деятельности, ускоренного выполнения основных управленческих задач, но не за счёт снижения качества.

В работе органа управления (штаба) очень важно, чтобы соблюдалось соответствие между потребным и отпущенным временем.

Рассмотрев, что является организационно-технической основой системы управления, далее рассмотрим организацию управления воинскими формированиями.

Организация управления воинскими формированиями заключается в целенаправленной деятельности начальников главного управления специального строительства по территории (ГУССТ), управления специального строительства по территории (УССТ), органов управления (штабов) и других органов управления по созданию (развертыванию) системы управления, обеспечению ее устойчивого функционирования, поддержанию в постоянной готовности, а также упорядочению работы органов управления при подготовке и в ходе выполнения задач по предназначению.

Система управления имеет сложную структуру с большим количеством составных элементов и подсистем, между которыми существуют определённые связи и зависимости, влияющие как на построение системы и её подсистем, так и на принципы их формирования.

Система управления повседневной деятельностью воинских формирований базируется на органическом сочетании линейной и функциональной форм (структур) управления (Рис.2.8).

Структура* системы управления – это совокупность устойчивых внутренних связей между элементами системы, определяющая её основные свойства.

Линейная форма (структура) управления – это такой тип, при котором только управляющий орган ставит задачи управляемому объекту, контролирует его действия, т. е. все функции управления в этом случае сосредоточены в одних руках. Такое управление воинскими формированиями характерно для небольших воинских коллективов (отделение, команда, взвод).

__________________________________________________________________

*Структура – это организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.