КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система государственного и военного управления
Понятие система управления как ветвь государственной власти включает в себя систему и структуру субъектов государственно-управленческой деятельности, их функции и полномочия, подчиненность друг другу и взаимосвязи, порядок создания и кадрового обеспечения, формы и методы их работы и другие элементы, характеризующие механизм управления (исполнительной власти). Организационная структура управления - структура субъекта управления (системы военной организации), отражающая взаимодействие между его элементами. Она может быть линейной, функциональной, функционально - линейной, программно-целевой, матричной. В теории военного управления получают широкое распространение такие термины, как «власть», «авторитет», «организация», «руководство», «ответственность» и т.д. Система* - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Система военного управления имеет сложную структуру с большим количеством составных элементов и подсистем, между которыми существуют определенные связи и зависимости, влияющие как на построение системы и её подсистем, так и на принципы их формирования. Линейная структура управления – это такой тип, при котором только управляющий орган ставит задачи управляемому объекту, контролирует его действия, т.е. все функции управления в этом случае сосредоточены в одних руках. Такое управление воинскими формированиями характерно для небольших воинских коллективов (экипаж, отделение, команда, взвод). При линейной структуре управления в полной мере осуществляется принцип единоначалия, начальник (командир) несёт полную ответственность за результаты работы подчинённых ему подразделений.
* Система -множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. 1990. При правильных действиях начальника (командира) подчинённые не могут получать противоречивые и не увязанные между собой задачи и распоряжения. Однако при линейной структуре управления каждый начальник (командир) должен обладать разносторонними знаниями, необходимыми для эффективного управления подчинёнными. Эта задача становится всё труднее по мере увеличения количества объектов управления и специфических особенностей каждого из них. Функциональная структура управления предполагает руководство объектами управления по отдельным сферам, вопросам. Функциональная структура управления позволяет привлекать к руководству специалистов в определённых областях с целью более компетентного решения вопросов, разгрузить и упростить работу руководителей более высокого уровня. Функциональное управление в определённой степени нарушает принцип единоначалия, так как исполнитель получает указания сразу от нескольких руководителей (начальников, командиров). Чаще всего в управлении повседневной деятельностью используется линейно-функциональная структура управления, когда с чётким субординационным подчинением объекта субъекту существует и функциональное управление. При такой структуре управления при начальнике создаётся орган управления, группа заместителей с подчинёнными им начальниками служб. Должностные лица, заместители начальника, начальники служб, будучи специалистами компетентными в конкретной области, являются помощниками начальника (командира), контролируют выполнение подчинёнными определённой функции и готовят предложения для принятия начальником (командиром) решения в своей сфере повседневной деятельности. Субъект управления - управляющая подсистема, звено, элемент в системе управления, воздействующий на другие элементы субъекта управления; в зависимости от целей управления может рассматриваться и как объект для вышестоящего звена в иерархии управления. Объект управления - управляемая подсистема (функциональные процессы, ресурсы, социальные организации, люди), воспринимающая воздействие со стороны субъекта управления (системы управления, органа управления, руководителя). Уровень управления - контур управления, объединяющий звенья управления в управленческую структуру и обладающий определенной самостоятельностью. Звено управления - это функционально обособленный элемент (орган управления) системы управления, в качестве которого может выступать структурное подразделение или отдельный специалист. Ступень управления - это совокупность звеньев управления, относящихся к одному уровню. Эффективность управления - результативность управления, характеризующаяся степенью использования и отдачи от ресурсов, предназначенных для достижения цели. Регулирование - функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров. Анализ - функция управления, предназначенная для изучения, систематизации, обобщения и оценки достигнутых результатов. Иерархическая система - это организация, где основное средство воздействия на людей представляет собой отношение власти и подчинения путем влияния сверху с помощью принуждения, контроля за исполнением. Организация - объединение людей, совместно реализующих определенную программу или цель и действующих на основе установленных правил (формальных и неформальных). Под системой органов исполнительной власти (государственного управления) понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. В систему входят: •правительство - исполнительный высший орган государственной власти РФ; •федеральные органы исполнительной власти; •территориальные (межтерриториальные) органы федеральных органов исполнительной власти; •органы исполнительной власти субъектов РФ. Орган государственного управления (исполнительной власти) - это организация; которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство в одной из отраслей экономической, социально-культурной или административно-политической сферы жизни общества. Органы государственного управления (исполнительной власти) осуществляют процесс управления, включающий выработку и принятие решения, организацию его исполнения, контроль за исполнением и подведение итогов. Обычно выделяют три структурных уровня внутри организационной единицы государственного управления: институциональный, административный и технологический. Институциональный уровень - это высший уровень государственной организации. Он является пограничным между государственным и политическим управлением. На этом уровне определяются задачи и общая политика государственной организации и, тем самым, он представляет основной канал влияния существующей политической системы на деятельность конкретных государственных учреждений. Административный (средний) уровень организации - сфера функционального управления, где направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты, представленные функциями процесса управления ( планирование, организация, руководство, координация, контроль). Органы управления, действующие на этом уровне, обязаны точно реагировать на требования институционального уровня и уметь отвечать конкретным запросам должностных лиц, определяющих политические задачи государственным организациям. Технологический уровень - уровень непосредственного выполнения конкретных функциональных задач государственной организации. Основу обороны страны составляет военная организация государства. Военная организация государства, будучи сложным (по элементарному составу и связям) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному управлению в области обороны (военному управлению) также свойство системности. Без этого свойства военное управление не может состояться. Только системность военного управления может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность и эффективность. Для управления военной организацией государства создается система военного управления как совокупность подсистем по сферам жизнедеятельности военной организации. Системный подход к изучению военного управления позволяет осмыслить его как функционирование сложных систем, среди которых: • система управляющая – Верховный Главнокомандующий, Министерство Обороны и Генеральный Штаб Вооружённых Сил РФ, Федеральное агентство специального строительства, другие агентства и органы военного управления различного уровня; • система управляемая - военная организация в целом и ее компоненты, подверженные управляющему воздействию органов военного управления как объекты управления на различных уровнях. Организационно - функциональная структура военного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей): •Верховное Главное Командование; •высшие (центральные) органы военного управления; •органы военного управления различного уровня; •органы управления других войск, воинских формирований и органов; •органы управления промышленного и научного комплексов страны, предназначенных для обеспечения задач военной безопасности, обеспечивающие функционирование органов управления подсистемы управления в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчиненности. Объекты управления сведены в группы объектов: военная организация в целом; объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; учреждения и предприятия; функциональные подсистемы военной организации. В единой системе военного управления в основу построения управляющей системы и ее важнейшей составляющей - органов военного управления должны быть положены так называемые системотехнические принципы их создания и функционирования. Сущность этих принципов, которые должен знать каждый руководитель, состоит в: •системности построения органов военного управления, выражающейся в установлении таких связей между структурными подразделениями (элементами), которые обеспечивают им целостность при взаимодействии с другими органами военного и государственного управления в военном строительстве, организации обороны страны и стратегическом развертывании вооруженных сил и других войск (воинских формирований);
•преемственности (историзме) - новая система органов управления должна аккумулировать в себе все то лучшее, что было апробировано на практике обеспечения обороны страны; •способности к развитию с учетом перспектив совершенствования военной организации, возможности гибкого изменения функций, состава и структуры органов военного управления без снижения эффективности их функционирования; •постепенности их реорганизации без нарушения текущей жизнедеятельности военной организации; •структурной достаточности элементов системы; •обеспечении максимальной эффективности деятельности вооружённых сил (воинских формирований) при ограниченной стоимости системы органов управления; •широком применении типовых (унифицированных) элементов АСУВ, программного обеспечения, единой базы исходных данных и нормативно-правовых документов; • совместимости информационных оболочек систем органов военного и государственного управления; •автоматизации процессов обработки информации, обеспечивающей повышение качества (обоснованности) и оперативности принимаемых решений. Структура органов военного управления должна обеспечивать: •соответствие структуры и численности управляющей системы объекту управления (составу и характеру действий войск (сил), объему и сложности задач управления); •строгое разграничение функций органов управления на каждом уровне иерархии на основе ранжирования задач управления; •функциональную однородность задач каждым отдельным органом управления; •исключение дублирования ответственности и параллелизма в исполнении одних и тех же видов работ, обеспечение взаимозаменяемости отдельных органов (их подразделений) в целях поддержания непрерывности управления войсками (силами); •ответственность основного исполнителя за качество и своевременность выполнения любой функции управления (он организует работу всех соисполнителей); •соответствие организационно-штатной структуры и численности органов военного управления распределению функций в органах государственного управления, которым они подчиняются в каком-либо отношении или с которыми взаимодействуют по определенному кругу вопросов. Это вытекает из того, что деятельность системы военного управления, являющейся частью общегосударственной, не должна противоречить общей логике функционирования последней; •высокую готовность системы управления Вооружёнными Силами к выполнению боевых задач, опережение темпов развертывания по сравнению с группировками войск (сил). Поэтому организационно-штатные структуры органов военного управления в мирное и военное время должны максимально совпадать. Военная организация представляет собой сознательное координируемое государственное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общегосударственной цели - гарантированной обороны страны. В начале третьего тысячелетия перспективные проблемы развития управления имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные, глубинные процессы преодоления управленческого кризиса. Многообразный опыт, накопленный науками об управлении, свидетельствует о том, что без постижения теории управления сегодня нельзя обрести способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать руководителей и специалистов военного дела и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это и характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на объекты управления с разным уровнем подготовки, опытом и квалификацией. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Краткая история теорий, школ, подходов науки управления, касающейся управленческой работы. 2. Общие функции процесса управления. 3. Важнейшие положения теории управления. 4. Законы и принципы управления. 5. Дать определения государственного и военного управления. Глава 2. Основные положения теории управления повседневной деятельностью воинских формирований
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |