Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы военной науки управления воинскими формированиями




Рис.1.5 Законы военной науки управления воинскими формированиями

Рис. 1.6. Основные категории теории военной науки управления повседневной деятельностью воинскими формированиями

 


По своей природе принципы объективны, познаваемы и функциональны. В отличие от закономерностей, которые действуют независимо от воли людей, принципы реализуются в результате их сознательной деятельности, будучи, определенным образом, поняты и интерпретированы ими.

В силу этого они достаточно часто отягощены элементами субъективизма. Однако данное обстоятельство не дает оснований считать принципы по сути своей субъективными.

Ценность принципов управления заключается в том, что через них достигается диалектическое единство объективного и субъективного в деятельности управленца.

Они служат связующей цепочкой между теорией и практикой, переводят содержание теоретических положений науки управления на язык практики управления.

Разумеется, что само по себе познание принципов ни к чему не ведет без умения применять их в конкретной обстановке. Будучи хорошими ориентирами, они не дают ответ, как поступить в сложившейся ситуации и, являясь лишь отправной точкой для принятия решения, но не готовым решением, указывают общую направленность практической деятельности руководителя, не открывая при этом конкретных путей достижения поставленных целей управления.

С учетом специфики видов управления принципы управления можно делить на блоки:

общих (общесистемных) принципов ;

•организационно-технологических принципов;

•специфических(частных) принципов.

Принципы первого блока раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления, второго - его организационную и технологическую стороны, принципы третьего блока касаются, главным образом, непосредственного руководства деятельностью людей - участников управленческого процесса.

Общие принципы в равной мере применимы ко всем сферам управления, в том числе к государственному и военному управлению.

Ведущим общим принципом управления является принцип системности - всестороннего учета условий влияния и рассмотрение субъекта и объекта управления как системы, состоящей из различных звеньев. Ключевым понятием системности и определяющим свойством любой системы является ее целостность. Не элементы составляют целое, а целое порождает при своем членении элементы системы.

В целостной системе отдельные части функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого. Функционирование частей определяет характер функционирования целого и наоборот.

В то же время, на основании свойств сложных систем, о качестве функционирования какой-либо системы можно судить только с точки зрения системы более высокого порядка. Другими словами, находясь внутри системы, невозможно определить эффективность ее деятельности. Для этого необходимо стать над ней, т.е. представить рассматриваемую систему как часть более общей системы и проводить оценку с точки зрения целей и задач последней.

Системный подход - совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные решения с учетом всех взаимосвязей отдельных структурных частей и взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый её элемент.

Основное содержание принципа научной обоснованности заключается в степени использования в процессе управления достижений науки управления, особенно инновационных технологий управления.

Технология управления - комплекс методов по обработке управленческой информации с целью выработки и принятия решения, его оформления и реализации.

Общими принципами управления являются (рис.1.7.):

Принцип законности означает, что органы управления обязаны соблюдать Конституцию, законы и другие подзаконные акты. Прежде всего, он предполагает иерархию нормативных правовых актов.

Принцип объективности предполагает учет объективно существующих закономерностей и соразмерность поставленных целей реальным возможностям их достижения.

Принцип саморегулирования - способность системы самостоятельно без воздействия извне реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование.

Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации. Внутренним источником самоорганизации является непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий, как движущей силы развития системы.

Принцип казуальности т.е. причинности в теории управления, один из наиболее общих принципов, устанавливающий допустимые пределы влияния друг на друга различных событий, происходящих в результате принимаемых решений. Он подчеркивает генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм системы управления в процессе его осуществления.

Принцип оптимальности - достижение максимального результата при минимальных затратах. Для оптимальности управления необходимы следующие условия: наличие функционально соответствующих управляемому объекту органов управления;

Принцип прогнозирования (предвидения)– предназначен для уменьшения риска принятия неверного решения и др.

 

 

Рис.1.7.Общие принципы управления

 

Принцип диапазона управлениязаключается в том, что любой вышестоящий начальник несёт ответственность за деятельность строго определенного числа подчинённых ему лиц.
Принцип делегирования полномочийявляется основанием для распределения управленческих функций, которые должны быть четко зафиксированы в виде должностных инструкций для каждого звена управления.
Принцип одного начальниказаключается в том, что каждый нижестоящий исполнитель должен напрямую подчиняться, выполнять указания и докладывать одному вышестоящему лицу (суть единоначалия).
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации. Этот принцип связан с увеличением или снижением объёма властных полномочий руководителя, позволяет говорить о той или иной степени централизации и децентрализации.
Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностьюпозволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководителей различных уровней и звеньев управления.
Организационно-технологические принципы управления реализуются на базе организационно-распорядительной и административно-исполнительнойдеятельности органов управления.
Принцип разделения труда означает наделение соответствующего органа управления или должностное лицо определёнными конкретными правами и обязанностями, возложение на него ответственности за решение поставленных задач.
Принцип иерархичностиозначает ответственность нижестоящих структур перед вышестоящими.

 

 

Рис.1.8. Организационно-технологические принципы управления

принятие решений на основе объективной информации, адекватно отражающей состояние объекта управления; наличие достаточных ресурсных возможностей для решения поставленных задач; наличие хорошо отлаженного механизма обратной связи.

Принцип вероятности многовариантность развития исторического процесса говорит о том, что он по природе своей вероятен, заранее строго не определен и не запрограммирован. Принятие тех или иных решений может повлечь за собой далеко не предсказуемые последствия. Для ослабления воздействия негативных последствий необходимо принятие наиболее обоснованных решений и умелое применение соответствующих принципов и методов управления.

Принцип прогнозирования предназначен для уменьшения риска принятия неверного решения.

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно - исполнительная деятельность органов управления. Среди этой группы принципов особое значение имеют нижеперечисленные принципы (рис.1.8.):

•разделения труда;

•иерархичности;

•оптимального сочетания централизации и децентрализации;

•сочетания единоначалия с коллегиальностью;

•сочетания уровней управления;

•конкретности;

•одного начальника (единоначалия);

•делегирования полномочий;

•диапазона управления и т.д.

Принцип разделения труда означает наделение соответствующего органа управления или должностного лица определенными конкретными правами и обязанностями, возложение на него ответственности за решение поставленных перед ним задач.

Принцип иерархичности означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими, причем каждое должностное лицо иерархии отвечает за весь доверенный ему участок работы и за деятельность подчиненных ему лиц.

Иерархичность означает, что каждый элемент в декомпозиции системы может рассматриваться как целостная система, элементы которой, в свою очередь, могут быть представлены как системы, а с другой стороны, любая система лишь компонент более широкой системы.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации. Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решения в одних руках, а их исполнение в - других. Этот принцип связан с увеличением или снижением объема властных полномочий руководителя, позволяет говорить о той или иной степени централизации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией.

Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью позволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководителей различных уровней и звеньев управления.

Принцип одного начальника заключается в том, что каждый нижестоящий исполнитель должен напрямую подчиняться, выполнять указания и докладывать одному вышестоящему должностному лицу (суть единоначалия).

Принцип делегирования полномочий является основанием для распределения управленческих функций, которые должны быть четко зафиксированы в виде должностных инструкций для каждого звена управления. Суть этого принципа заключается в том, что руководитель, ответственный за достижение общих целей, передает часть своих полномочий другому, подчиненному ему лицу (руководителю). Полномочия определяются как круг вопросов, решение которых является компетенцией данного руководителя.

Суть принципа диапазона управления заключается в том, что любой вышестоящий начальник несет ответственность за деятельность строго определенного числа подчиненных ему лиц.

Достижение целей управления предполагает активизацию человеческого фактора. Этому служат частные принципы управления.

Блок частных принципов принято делить на две группы:

1. Принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах государственного управления (экономической, административно-политической и социальной - культурной);

2. Принципы функционирования различных институтов, целенаправленной деятельности государства в какой-либо специфической сфере. Например, существуют принципы военного управления, управления ВС, управления войсками и т.д.

От знания принципов управления до умелого воплощения их требований в практику - большая дистанция.

Принципы управления реализуются не по отдельности, а во взаимосвязи.Каждый из них - это лишь отдельное звено в общей цепи. Для достижения успеха в управлении требуется умелое использование всего научного арсенала управления, его основополагающих исходных положений.

Реализация рассмотренных выше законов и принципов управления осуществляется применением различных методов управления.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово «метод» греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

В настоящее время имеется следующие методы управления:

организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

социально-психологические, применяемые с целью повышения активности членов коллектива;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

самоуправления, как разновидность саморегулирования системы.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Основными из них являются:

•организационное регламентирование и нормирование (установление правил, регулирующих деятельность подчиненных, нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия);

•организационно – методическое инструктирование (разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию);

•прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

•контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления являются распорядительность и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

Административные методы управления по характеру управляющего воздействия принято делить на три группы:

•приемы, способы и средства длительного воздействия;

•средства краткосрочного воздействия;

•социально -психологические и экономические методы управления.

Самоуправление - самостоятельность системы управления различного уровня, заключающаяся в реальной возможности и праве самостоятельно, под свою ответственность, решать важные вопросы своей жизнедеятельности и принимать решения для достижения конечных результатов. Самоуправление связано с изменением соотношения централизации и децентрализации в системе управления.

Таким образом, для эффективного управления в современных условиях принципиально важным для руководителя любого уровня является изучение достижений науки управления и глубокие знания её общих теоретических положений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.