Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и эволюция науки управления




ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава первая. Теоретические положения науки управления

 

 

Наука об управлении подразделяет человечество на две великих эпохи практицизма *. Первая эпоха практицизма продолжалась с 6000 до 3000 г. до н. э. и называлась эрой предцивилизации. Во время этой эры люди узнали основы того, как, завоевывая среду обитания, они научились запрягать скот, плавать на судах, строить арки, пролагать борозды,; изобрели колесо, бумагу, порох, открыли металлургию и др.

После эры предцивилизации наступила эра цивилизаций; этот период продолжался с 3000 до 400 г. до н.э. и включал в себя ряд основных цивилизаций.

Шумерская цивилизация - (5000-3000 гг. до н.э.) ей при­надлежит первенство в разработке системы налоговых сбо­ров, учета, административного контроля организационной отчетности. Впервые составлены инвентаризационные счета, письменность, которая первоначально использовалась для целей управленческого контроля.

Египетская цивилизация (4000—525 гг. до н.э.) имела преимущество в развитии перед всем остальным миром то­го времени. Египтяне проявили талант в управлении строительством, создав величественные пирамиды, внесли большой вклад в развитие планирования, организации и контроля.

Вавилонская цивилизация (2000-600 гг. до н.э.) созда­ла законы и правила, касающиеся личной собственности, недвижимости, имущества, торговли, бизнеса, семьи и труда (законы Хаммурапи). Впервые использовались сви­детели и письменные документы для контроля. Все зако­ны имели деловую природу. Этот период характеризуется появлением минимальной заработной платы, контролем за производством, стимулированием труда.

Древнееврейская цивилизация (1600-500 гг. до н.э.) известна по действиям библейских героев, которые проявили редкостную мудрость и знания в управлении государством, строительством, людьми - первая организационная структура управления.

Эра цивилизаций сменилась классической эрой.

В классическую эру (400 г. до н.э. — 500 г. н.э.) вначале доминировали древние греки (в 400—100 гг. до н.э.), затем, после завоевания их римлянами и до распада Римской империи в 500 г. н.э., доминировали римляне.

* Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.

Господствующая философия признавала торговцев, купцов, ростовщиков порочным обществом, тогда же сформировались принципы принятия решений, управление было при­знано особым видом искусства.

В эру феодализма (500-1100гг.)происходит зарожде­ние частного бизнеса. Период характеризуется слабой деловой активностью, товары производятся в основном для собственного потребления, однако разрабатываются осно­вы административной, контролирующей и бухгалтерской деятельности.

На стадии раннего капитализма(1100-1500 гг.)* биз­нес получает права гражданства в обществе. Осознана по­лезность производства товаров для обмена с целью удовле­творения общественной потребности, происходит накопле­ние результатов работы в виде капитала, утверждаются практика инвестирования капитала в дело, кредит, возни­кают рыночные цены.

Торговый капитализм (1400-1776 гг.) - это основной принцип этого времени — укрупнение рынка и расшире­ние бизнеса, привлечение наемного труда в торговле, транспортировке, банковском деле. Этот период был совершенным для своего времени. Мир готовился вступить в период процветания, производства и прогресса.

С середины XVIII в. началась вторая эпоха практицизма, которая продолжается до настоящего времени. Она подразделяется на индустриальную и информационную эры.

Индустриальная, характеризующаяся развитием отраслей материального производства, в первую очередь, промышленности, а продолжалась до 60-х годов XX в. В своем окончательном выражении эра характеризуется серийным и массовым производством, предприятиями большой мощности, ориентированными на рынки боль­шой емкости. Информационная эрахарактеризуется пре­имущественно ростом отраслей, связанных с информаци­ей, коммуникацией и переработкой информации, а также со сферой услуг. Производство становится гибким, ориен­тированным на индивидуальные запросы потребителей.

Промышленный капитализм (1776-1890 гг.) — период эффективного управления производством. Ведущие принципы этого периода — снижение цен, продажа большого количества продукции и извлечение большой прибыли. Слабость системы — в отсутствии внимания к финансовым аспектам бизнеса.

Финансовый капитализм( 1890-1933гг.) — период, в котором доминируют финансисты, не участвующие в производстве товаров, сосредоточившие усилия на финансовых манипуляциях ресурсами для получения сверхприбылей. Это время гигантских финансовых империй.

 

__________________________________________________________________

* Менеджмент в строительстве: Учебное пособие/ Под ред. И.С. Степанова. – М.: Юрайт, 1999. С. 17 – 25.

Национальный (государственный) капитализм (1933-1950гг.) характеризуется сглаживанием несправедливости, поро­жденной промышленным и финансовым капитализмом. Период возникновения государственного регулирования рыночной системы. Для защиты интересов труда и малого бизнеса появились правительственные программы и законы.

Управленческий капитализм (1950 г. — по настоя­щее время) — период характерен тем, что решения и тен­денции диктуются организаторским поколением. Руководители управляют, а не владеют своими компаниями. Чаще всего они работают у большого числа акционеров.

Предпринимательский капитализм, видимо, станет следующим периодом развития, когда проблемы управле­ния сместятся с крупных на малые организации. Уже с 1980 г. образуются новые небольшие фирмы для исполь­зования высоких технологий, информации, ориентирован­ные на обслуживание крупных компаний.

Все, что происходило до начала XIX в., было важно для управления, но не имело постоянной базы для развития менеджмента, поскольку не было промышленности. Перемены произошли с появлением организованного специализированного производства. Мир труда стал иным и управление стало силой, ответственной за координацию потока товаров. С тех пор управление развивалось стремительно, обеспечивая непрерывное возрастание объема знаний и на­выков. Человек на протяжении всей своей истории, особенно во второй половине XX в., использовал управление в стремлении к прогрессу и эффективности.

Основателями научного управления можно назвать Томаса Гоббса и Джеймса Стюарта. Они первыми ответили на вопрос: «Что же движет людьми, побуждая их к актив­ным действиям?» Именно они доказали, что в качестве ос­новного мотива человеческого поведения может быть толь­ко стремление к богатству, власти и к славе.

Время, ситуации и личности определяют подходы к управлению, создавая и разрабатывая новые теории, кон­цепции, методы. Первые разработанные теории и подходы по изучению управления можно условно объединить в три основных направления:

•школа научного управления подчеркивает важность эффективности производства

•школа человеческих отношений учитывает, в первую очередь, человеческие, аспекты эффективности;

•школа административного управления уделяет особое внимание эффективности руководства и координации в управлении.

Взаимосвязь этих школ создала высокоэффективные методы управления, каждый из которых, будучи как бы нитью в цепи управления, приобретает свою прочность, когдавсе три нити соединены в одну.

Научное управление. Основателем научного управления также считают Фредерика Тейлора(1858-1915). Сосредоточив свои усилия на процессе поиска «единственного наилучшего способа» как достижения наибольшей выработки рабочих, Тейлор провел годы, научно конструируя работу, чтобы увеличить производительность труда. Своими знаменитыми экспериментами в «Бетлехем Стил Компани» он доказал, что управляющий в своей деятельости должен осуществлять функции планирования и организации работы, подготовку кадров, уметь формулировать задания и обеспечивать контроль за их выполнением. Заслуга Тейлора в том, что он добился признания управ­ления в качестве самостоятельного вида деятельности. Его последователи и коллеги — Карл Барт, Генри Гантти др. — гуманизировали подход Тейлора, показав важность учета человеческих отношений в управлении. Франки Лилиан Гилбертнастойчиво искали «единственный наилучший способ» выполнения любой работы. Менеджмент в начале XX в. первоначально развивался по пути жесткого рационализма.

Школа человеческих отношений стала развиваться в качестве реакции на ограниченность управленческого направления — рационализма.

Поведенческое направление этой школы основано на учете особенностей человеческих отношений. Начало этому направлению положил в начале XIX в. Роберт Оуэн, подчеркнув важность гуманизации процесса управления. Позднее проблемы внимания к людям исследовал Гуго Мюнстерберг— создатель промышленной психологии. Основателем школы управления с точки зрения человеческих отношений считается Элтон Мэйо(1880-1949). Он доказал, что производительность труда напрямую зависит от учета требований рабочих, что гуманное и уважительное обращение с рабочими повышает производительность труда.

Приняв на вооружение тео­рию человеческих отношений, промышленность добавила к своим орудиям производства то, что никогда не призна­валось раньше, — чувство собственного достоинства чело­века. Исследования Мэйо показали, что социальные и психологические потребности человека эффективны в ка­честве стимулов, как и деньги; социально-психологиче­ские воздействия на человека так же важны, как и орга­низация выполняемой работы; необходимо учитывать че­ловеческий фактор при любых видах планирования и управления.

На основе разработанных теорий появились рекоменда­ции по совершенствованию человеческих отношений, мо­билизации человеческого фактора на повышение произво­дительности, участию работающих в управлении, повышении эффективности производства.

Административное управление. Основатель этого на­правления, Анри Файолъ(1841-1925) предложил концеп­ции и принципы административной науки управления и основал школу по изучению этих принципов для высшего уровня руководителей. Эти принципы актуальны и сего­дня. К ним относятся: разделение труда, власть, дисцип­лина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, равенство, постоянство состава, инициатива, честь. Мэри П.Фоллет, Линдел Уреик, Р. Дэвик и Гарольд Кунцсвоими работами помогли свести идеи и исследования в единую дисциплину — менеджмент.

Рационалистическое и поведенческое направления раз­вивались параллельно, помогая друг другу. Одновременно, как ответ на конкретные запросы экономики, появились новые теории управления, которые основаны на следую­щих подходах к управлению.

Эмпирический подход. В соответствии с ним преуспевающим управляющим является тот, кто для решения управленческих проблем использует исторические примеры, оставаясь гибким в своей собственной ситуации. Этот подход подразумевает, что решение принимают независимо от ситуации. Методы, которые были уместными в прошлом, могут быть неуместными в настоящем. Исторические примеры в управлении — лишь руководящие принципы осуществления действий, а не гарантии эффективности процедур, чтобы применять их в конкретных случаях. Иными словами, решения нужно принимать на основе опыта и с учетом современной конкретной ситуации.

Подход с точки зрения науки о поведении основан на человеческом аспекте управления. Поддерживающие этот подход часто подвергаются опасности случайно перейти на манипуляцию людьми. Манипуляция сама по себе не всегда носит негативный характер, но люди склонны реагировать на нее негативно. Успешные управляющие, используя современные достижения групповой динамики и межличностные отношения, не должны забывать о психологии человека и сочетать в себе ученого с человеком, поддерживая это равновесие с помощью здравого смысла.

Подход с точки зрения социальной системы преду­сматривает необходимость компенсации для людей биоло­гических, физических и социальных ограничений, дейст­вующих на них в условиях производства.

Представители школы социальной науки в управлении стремились ото­ждествить лидерство с управлением, подчеркнуть возмож­ность корпоративных и групповых взаимоотношений и поведения. Теоретическая основа этого подхода — анализ общественного и группового поведения в социальных си­туациях, который, конечно же, не может включать все сто­роны управленческих функций.

Искусный управляющий является и социологом, но социолог вовсе не обязательно является управляющим. Используя общую теорию систем, управляющий может понимать взаимные отношения и за­висимости различных задач в общей работе. Этот подход рассматривает организацию как открытую систему, кото­рая постоянно взаимодействует с окружающей средой.

Такой управленческий подход позволяет полнее проанализи­ровать взаимодействие людей и их действий, необходимых для решения проблемы. Использование этой концепции дает возможность собрать воедино все элементы системы управле­ния и сохранить общую картину взаимодействия.

Подход с точки зрения теории принятия решений основан на предположении, что процесс сбора и подготовки информации для принятия решений — эта область, которая нуждается в наибольшем внимании. Однако в управлении существуют такие решения, которые сложно изложить в экономических терминах или определить количественно, и зачастую их принимают, следуя интуиции, противоречащей, казалось бы, всем логическим доводам.

Математический подход. С появлением компьютер­ной технологии роль специалистов по системному и мате­матическому управлению значително возросла. Создате­ли методов оценок и проверок управленческих программ спомощью сетевого планирования имели большой успех. Этот подход внес большой вклад в логическое мышление, показал важность целей и последовательность процедур. Однако это часть, а не все управление, человеческие факторы могут расстроить любую логическую систему. Управляющий отчасти должен быть математиком и уметь оперировать с количественными моделями и методами. Но математика для управляющего — это инструмент, часть, а не общее целое.

Операциональный, или эклектическийподход к управлению это стремление оценить управленческую ситуацию и использовать любую информацию, знания и навыки, которые дадут наилучшие результаты в конкретной ситуа­ции. Идея такого подхода была довольно популярна в 70-80-е годы, она примирила управляющих — сторонников рациональных систем — с управляющими — сторонника­ми поведенческих подходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.