Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к качествам руководителя




Характер и содержание деятельности руководителя строительного производства

Руководитель - лицо, которое управляет хозяйственной деятельностью объединения, предприятия в процессе производства строительной продукции, направляя деятельность трудовых коллективов на достижение наибольшей эффективности ее результатов.

К основным задачам руководителей относятся: принятие решений и их реализация в сфере управляемой системы или подсистемы (объекта управления). В строительстве различают три основных группы руководителей: линейные, функциональные руководители и специалисты. Все они имеют в своем подчинении вспомогательных работников (технических исполнителей).

Ключевым звеном среди кадров управления производства являются линейные руководители.

К ним относятся мастера, производители работ, руководители строительных предприятий и их объединений. Они опираются на функциональные звенья аппарата управления; руководят коллективом, планируют, организуют и направляют его деятельность на выполнение поставленной цели; несут личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений.

Функциональные руководители - начальники отделов, отделе­ний, служб - выполняют одну из функций управления.

Специалисты оказывают квалифицированную помощь линейным и функциональным руководителям при анализе и решении сложных вопросов развития производства или самостоятельно руководят инженерно-техническими, планово-экономическими и другими функциональными службами.

Вспомогательные работники осуществляют техническое и информационное обеспечение аппарата управления.

Эффективное управление в строительстве во многом определяется компетентностью руководителей различных уровней. Роль руководителей постоянно растет, что связано с возрастанием роли самого управления и человека в управлении.

Управленческая деятельность в современных условиях требует глубоких профессиональных знаний и навыков. Характер большинства управленческих решений требует комплексного подхода, учета научно-технических, экономических, социальных, экологических, политических и других аспектов. Руководитель по своему положению в системе управления лучше всех способен реализовать такой комплексный подход.

В управлении тем или иным объектом огромное значение имеет человек со своей внутренней социально-психологической структурой личности: сложившейся системой потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, способностей, опытом, навыками и умениями, характером, темпераментом.

Кроме того, каждый работник характеризуется внешней социальной структурой, принадлежностью к специфическим социальным группам по полу, возрасту, семейному положению (социально-демографические группы); по профессии и квалификации (профессионально-квалификационные группы): по уровню общего и специального образования и др. Человек работает в коллективе под влиянием производственной и непроизводственной среды, которую можно представить совокупностью поддающихся измерению и оценке факторов: экономических, организационно-технических, социальных, психологических, политических, военных и любых других.

Именно во взаимосвязи и взаимодействии всех этих факторов и процессов следует рассматривать возможности активизации деятельности работника.

Важнейшим условием повышения роли человеческого фактора в производстве служит научно-технический прогресс, в частности, рост технической вооруженности труда. Каждый работник приводит в действие все большую массу средств производства.

Можно привести немало примеров того, когда стоимость обслуживаемой техники в несколько раз превышает размер зарплаты, которую может получить работник за всю свою жизнь. Поэтому сегодня справедливо ставятся вопросы эффективного использования средств производства, резко возрастает цена последствия низкой квалификации, безответственности, халатности, нечестности. Вместе с тем руководителям надо понимать и умело использовать интересы работников.

Руководитель предприятия опирается в своей работе на аппарат управления (команду), осуществляет руководство работой коллектива людей, планирует, организует и направляет его деятельность на выполнение производственного плана. Он несет личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений.

В понятии «руководство» можно выделить три основных аспекта:

принятие решений относительно того, что нужно сделать, чтобы производственный процесс протекал в соответствии с планом;

налаживание сотрудничества между людьми в ходе производственного процесса;

активизация деятельности людей для достижения поставленных целей.

Достижение целей предприятия - главная обязанность руководителя. Он должен постоянно адаптировать, рационализировать и переориентировать деятельность предприятия в соответствии с требованиями внешних условий. В настоящее время большое значение придается стратегическому руководству, для которого руководителю необходим широкий кругозор, позволяющий выработать программу; оптимизации деятельности, входящей в сферу его компетенции.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей между людьми. Руководитель должен четко реагировать на настроения и мнения, возникающие в сфере управления, обладать способностью убеждать, добиваться поддержки своих решений и избранного курса.

С учетом сказанного можно предложить определение сущности деятельности руководителя.

Руководство - целенаправленная деятельность по обеспечению взаимосвязанных функций планирования, организации, контроля регулирования, учета и анализа производства, а также мотивации деятельности работников для достижения целей собственника предприятия и трудового коллектива. При этом составление плана всегда рассматривалось как начальный этап процесса управления. Руководитель должен решить: что, как, когда и кем будет выполнено.

Можно условно выделить три ключевые сферы деятельности в содержании труда руководителя коллектива: производственно-экономическую, социально-психологическую и собственно организационно-управленческую.

Первая группа проблем связана с решением производственно-экономических вопросо в. Руководитель призван, прежде всего, обеспечить функционирование производства, повышение его эффективности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования организации производства, труда и управления.

Социально-психологические проблемы в работе руководителя состоят в развитии социальной и трудовой активности коллектива, личности каждого работника, а также в координации социальных отношений в коллективе. В непосредственной деятельности руководителя трудового коллектива экономические и социальные проблемы органически переплетаются, дополняя друг друга. Только комплексный подход к их решению обеспечивает успех. И наконец, решая организационно-управленческие вопросы, руководитель выступает как организатор системы управления. Он руководит ее проектированием и созданием, организует ее функционирование.

 

Требования к качествам руководителя были сформулированы еще в своде византийца Маврикия (VI столетие).

Этот свод гласит: «Руководителя хотели видеть благочестивым и справедливым, опытным в своем деле, умным и решительным. Ко всему относиться спокойно и невозмутимо, быть простым и сдержанным в поведении, не заботиться слишком о себе и своих потребностях, остерегаться жадности и корыстолюбия, ибо корыстолюбивого не любят свои и презирают враги. Руководитель должен оберегать права подчиненных, спать мало и в ночное время думать о том, что надлежит сделать в будущем. Решившись, действовать быстро, так как благоприятный случай выпадает редко и его надобно ловить. Не возноситься при удаче и не падать духом от неудач - приметы твердого и непреклонного ума.

Предвидение - одно из наиценнейших качеств. Люди больше ценят счастливого, чем храброго, ибо первому дается все без труда, а другому с большими потерями. Нужно уметь точно определить, кому и что можно поручить. Хитрых надо избегать больше, чем злых, ибо если злые что-нибудь захотят сделать, то не сумеют скрыть, замыслы же хитрых очень трудно отгадать. Дисциплина и наказание вызывают доверие к начальству и надежду на возможные награждения. За непомерную строгость ненавидят, снисходительность вызывает презрение».

Во всех развитых странах мира господствует убеждение, что основа успеха любой фирмы - высококачественное управление.

Руководитель должен иметь фундаментальное образование и постоянно повышать квалификацию.

Удел руководителей - постоянная переподготовка и самообразование или «самоозарение», как говорят японцы. Чем крупнее фирма, тем более долгосрочный и углубленный характер носит спецподготовка руководителей к принятию стратегических решений.

В немецких компаниях молодые менеджеры о своей работе отчитываются ежегодно. Рассматриваются результаты работы, варианты учебы, и прогнозируется карьера на ближайшие 5 лет.

В Японии рост молодых кадров стимулируют распространением списков литературы, возмещением расходов на частные курсы.

Итак, руководитель современного предпринимательского типа - лицо, хорошо подготовленное к руководству предприятием или его подразделением, направляющее, организующее и регулирующее деятельность подчиненного коллектива для достижения определенных экономико-производственных и социально-психологических целей в условиях различных форм собственности.

Классифицировать качества современного руководителя можно, исходя из конкретных критериев, определяемых следующими сферами деятельности:

• общая, организационно-управленческая (фирма, предприятие);

• производственная (строительное производство, т.е. основная деятельность предприятия);

• социальная (коллектив);

• сфера личности самого руководителя трудового коллектива.

Рассмотрим смысловое значение указанных сфер деятельности и соответствующих им моделей качеств руководителя трудового коллектива. Поскольку все критерии взаимообусловлены, то и качества руководителя могут рассматриваться как различные уровни интегрированной системы.

Итак, критерий первый, обобщенный - руководство всеми сферами жизнедеятельности коллектива строительного предприятия. Этому критерию соответствуют: профессиональная управленческая компетентность, организационные качества, деловитость, моральные качества, политическая культура, работоспособность.

Критерий второй: руководитель - организатор строительного производства. Он должен уметь управлять производством, организовывать эффективную систему управления предприятием, извлекать прибыль, обеспечивать стабильное экономическое положение коллектива, организовывать производство, обеспечивать высокий уровень технологических процессов, организовывать труд персонала на рабочих местах и др.

Критерий третий: руководитель - воспитатель и организатор коллектива. Здесь важно умение обеспечить для трудового коллектива предприятия необходимые условия труда, жилищно-бытовые условия, хороший морально-психологический климат, трудовую и исполнительную дисциплину и др.

Четвертый критерий - умение руководить самим собой: личная организованность, самодисциплина, знание техники личной работы, эмоционально-волевой потенциал, хорошее состояние здоровья, гигиена творческого труда.

Рассмотрим подробнее составляющие первого критерия. Профессиональная компетентность - это наличие профессиональных знаний и умений в управлении производством и персоналом, знание работы по конкретной управленческой должности.

Блок включает пять групп качеств второго уровня - организационно-управленческую, экономическую и правовую культуру, опыт руководства и опыт работы в условиях частного предпринимательства.

Каждая из этих групп включает вполне конкретные по содержанию первичные качества.

Например, организационно-управленческая культура предполагает: умелое управление процессом производства строительной продукции; знание условий, техники, технологии и организации производства; владение техникой личной работы, вычислительной и организационной техникой.

Расширяется значение экономической культуры руководителя, предполагающей знание экономической теории, планирования, статистики, финансирования и кредитования, бухучета, налогообло­жения, работы с ценными бумагами, экономики труда и других ветвей экономики. Не менее важно и умение применять эти знания на практике.

Необходимый элемент компетентности руководителя - его правовая культура: знание различных видов права, умение и желание их использовать. Важное значение для компетентности имеют также опыт руководства и предпринимательства.

Организаторские способности должны быть у руководителя от рождения - это сфера взаимоотношений с людьми. Организаторские способности включают четыре основные группы качеств: тягу к лидерству, умение контактировать с людьми, организовывать совместную трудовую деятельность, при этом руководитель должен уметь находить людей, способных вместо него выполнять определенную работу.

Деловитость - отношение к делу - включает умение стратегически мыслить, предприимчивость (тактика действий) и личную организованность.

Умение мыслить стратегически предполагает наличие широкого кругозора, способность генерировать идеи, видеть и учитывать перспективу.

Нравственные качества – это, прежде всего, служебная этика, которая предписывает руководителю быть справедливым в оценке способностей и поведения сотрудников, ровным в обращении, принципиальным, внимательным, тактичным и благожелательным. Вред взаимоотношениям в коллективе наносят самоуверенность, категоричность, нетерпимость к критике, неуважение к личному достоинству подчиненных, их профессиональному авторитету, грубость.

Политическая культура - это отношение к интересам общества, коллектива и личности работника. Кроме того, она включает такие качества, как знание политической обстановки, умение вести дискуссию, терпимость к различным точкам зрения и др.

Работоспособность руководителя можно рассматривать как способность к продолжительной, напряженной творческой деятельности. Здесь важны физический потенциал (здоровье, возраст, тренированная нервная система, отсутствие вредных привычек) и эмоционально-волевой комплекс качеств (воля, трудолюбие, упорство в работе, удовлетворенность ее результатами, увлеченность трудом, жизнерадостность, оптимизм).

В заключение отметим, что для руководителя важно не впадать в крайности, ибо безграничная воля приведет к волюнтаризму, безмерная доброжелательность - к беспринципности и безответственности, излишнее спокойствие - к благодушию и т. д.

По мнению полководца А. В. Суворова, командир должен быть: «Смел без запальчивости, скор без торопливости, деятелен без легкомыслия, подчинен без униженности, начальник без самонадеянности, победитель без тщеславия, честолюбив без кичливости, благороден без гордости, непринужден без лукавства, тверд без упрямства, скромен без притворства, откровенен без простодушия, приятен без ветрености, целен без примеси, благорасположен без коварства, проницателен без пронырства, приветлив без околичностей, услужлив без корыстолюбия».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.