Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параграф 7. Берём власть!




Достаточно ли ученическому самоуправлению тех прав, которые записаны в законах? Какие полномочия нужны ученическим советам и как их получить? Эти вопросы профессор Дорога поставил на обсуждение на новой встрече с Васей и Федей.

 

Профессор Дорога: Ну-с, коллеги, приступим. На прошлых встречах мы разобрались, какие права даёт органам ученического самоуправления закон. Эти права у ученического самоуправления не может отобрать никто – ни завуч, ни директор. Ведь закон, как известно, действует на всей территории нашей страны, в том числе и в школах.

Вася Активистов: Значит, школьным активистам не нужно спрашивать у директора специального разрешения: «Сидор Петрович, можно, мы воспользуемся правами, которые даёт нам закон Об образовании?»

Профессор Дорога: Совершенно не нужно! Зная нормы закона, вы просто начинаете ими пользоваться. А если директор об этих нормах ничего не слышал, то вы его с ними знакомите. И он узнаёт, что ваши действия – законны.

Федя Пессимистов: Эх, жалко, что в законах так мало про самоуправление написано!

Профессор Дорога: Верное замечание, коллега! В основном, закон даёт ученическому самоуправлению полномочия по защите прав детей в школе.

Федя Пессимистов: Но ведь не только этим самоуправление занимается! Выходит, всё остальное школьные парламенты делают незаконно? Как в своё время революционеры-подпольщики?

Вася Активистов: Федя, ты бы лучше вспомнил что-нибудь менее древнее! Например, о том, что полномочия органов школьного самоуправления должны быть записаны в уставе школы.

Федя Пессимистов: Да-да, слыхали! Я на прошлой неделе нашего завуча просветил, что надо устав школы в вестибюле повесить. Она и повесила. Честное слово, лучше бы этот устав пылился там, где его никто не видит!

Профессор Дорога: Что ж тебя, Федя, так огорчило в главном документе твоей школы?

Федя Пессимистов: А чему радоваться-то? Там про ученическое самоуправление – ни строчки!

Профессор Дорога: Коллега, это еще не самый худший вариант! А представь, что было бы, если бы ты увидел в уставе своей школы примерно такие права школьного парламента: проводить рейды по проверке портфелей, отлавливать нарушителей дисциплины, следить, чтобы ничего не украли, а также всегда и везде помогать директору школы…

Вася Активистов: Профессор, но ведь это, извините, бред!

Профессор Дорога: Не скажи, Вася! Многие считают, что ученическое самоуправление существует для того, чтобы дети в школе лучше учились и прилежнее себя вели. Вот и превращают ученический совет в полицейский орган, где «прилежные учащиеся» прорабатывают «плохих мальчиков». Авторитетные журналы рекомендуют положения об ученических советах, в которых это разложено по полочкам. То, что ты назвал бредом, во многих школах, увы, - правда жизни. Не исключено, что всё это может попасть и в тексты школьных уставов. А изменить устав – не так-то просто.

Федя Пессимистов: И как же добиться, чтобы у ученического совета были те полномочия, которые нужны самим активистам?

Профессор Дорога: В твоём случае – путь ясен. Активистам надо решить, какие именно полномочия необходимы вашему школьному парламенту. И написать положение об ученическом самоуправлении школы. А затем обсудить его с директором, педагогами, родителями. Выслушать их мнение, внести поправки. И в результате добиться, чтобы это положение было в вашей школе утверждено.

Федя Пессимистов: Ничего себе! Таким способом мы никогда концов этого положения не найдём!

Вася Активистов: Федя, зайди в нашу школу – найдёшь! У нас еще в прошлом году это положение утверждено. Между прочим, оно нас вполне устраивает.

Профессор Дорога: И как же, коллега, вашим активистам удалось этого достичь?

Вася Активистов: Да очень просто! На сборе школьного актива города нам раздали типовое положение, которое разработал Юниорский союз «Дорога». Мы принесли его директору. А директор знал, что комитет по образованию мэрии всё это поддерживает. Мы-то боялись, что директор думать будет, исправлять что-то… А он просто взял и подписал. И так было в нескольких школах. Кстати, у меня текст этого положения как раз с собой!

Профессор Дорога: Замечательно! Давайте посмотрим, насколько широка сфера вашего влияния на школьную жизнь. Какими же правами обладает ученический совет вашей школы?

Вася Активистов: Так, смотрим. Пункт 1. «Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в неделю».

Федя Пессимистов: Что это еще за «закрытые» собрания такие?

Вася Активистов: Это значит, что туда пускают только тех, кого пригласил ученический совет.

Федя Пессимистов: А если директор сам придёт, без приглашения?

Вася Активистов: Тогда мы ему скажем: «Извините, Сидор Петрович, но сегодня у нас закрытое собрание. Мы хотим обсудить наши вопросы без взрослых. Положение об ученическом совете, которое Вы утвердили, даёт нам такое право. Мы готовы встретиться с Вами в другое время.»

Федя Пессимистов: Ого! Представляю выражение лица этого Сидора Петровича!

Вася Активистов: Ничего. В первый раз, может быть, у него с мимикой и возникнут проблемы, зато потом такие случаи он будет воспринимать как нормальную школьную жизнь. Идём дальше. Пункт 2. «Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде школьного совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях.»

Федя Пессимистов: Здесь всё ясно. Написал объявление – повесил. Так?

Вася Активистов: Так. И при этом администрация школы не может это объявление сорвать.

Федя Пессимистов: А если ей это объявление не понравится?

Вася Активистов: И что из этого? А если, скажем, мне приказ директора не понравится? Я что, срывать его буду? Так и с нашим объявлением – нравится, не нравится, а висеть будет. Читаем пункт 3. «Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы».

Федя Пессимистов: Запросы? Родное слово! Мариванна нам каждый день говорит: «Ну и запросы у вас!» Теперь мы ей наши запросы будем в письменном виде… э-э… давать.

Вася Активистов: Это, Федечка, э-э… не те запросы. Профессор, объясните лучше Вы!

Профессор Дорога: В данном случае, коллега, речь идёт о том, что вы можете запросить у администрации школы необходимую вам информацию. Например, вас интересует, на каком основании ученики вашей школы сдают деньги на охрану. Вы направляете в администрацию школы запрос, в котором просите это разъяснить. Администрация пишет вам ответ – на основании приказа директора школы, номер такой-то от такого-то числа. У вас появляется информация, с которой вы можете дальше работать.

Федя Пессимистов: Ага, пойдём к юристу и докажем, что этот приказ – незаконный. И повесим эту информацию на стенд школьного совета!

Вася Активистов: Ха-ха-ха! Первое место в юморине! Неужели обязательно действовать так твердолобо?! Ведь в нашем положении есть пункт четвертый, который даёт нам право «знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения». Ученический совет просто вносит в администрацию предложение изменить этот приказ.

Федя Пессимистов: Теперь понял. Кстати! Ведь пункт три говорит, что на предложения ученического совета администрация должна дать официальный ответ!

Вася Активистов: Соображаешь, брат Фёдор! Сам видишь: расклеивать листовки и устраивать митинги просто незачем. Причём, обрати внимание, у нас есть право знакомиться не только с принятыми документами, но и с их проектами.

Федя Пессимистов: Значит, это будет выглядеть так. Приходит ученический совет к Сидору Петровичу и говорит: «Господин директор, Вы тут приказик пишете о введении школьной формы… Будьте так любезны, покажите проект. Мы его исправим и Вам вернём!»

Профессор Дорога: Если без шуток, то думаю, что это очень важный пункт положения. Конечно же, не все нормативные документы школы будут интересовать ученический совет. Но те из них, которые касаются важных вопросов школьной жизни, обязательно должны приниматься с участием ученического самоуправления. Недавно я был свидетелем занятного случая. Одна из школ захотела стать лицеем. Чтобы решить, можно ли дать школе это высокое звание, туда отправилась специальная комиссия. Люди из комиссии посетили уроки, полистали бумажки и вдруг, ни с того ни с сего, захотели встретиться с школьным правительством. Приходят активисты, а комиссия их и спрашивает: «Вы хотите, чтобы ваша школа лицеем стала?» Те отвечают: «Еще бы! Мы ж самая престижная школа в нашем районе!». Члены комиссии обрадовались и следующий вопрос задают: «А как вы относитесь к тому, что в лицее ваша учебная нагрузка будет гораздо больше?» Активисты открыли рты, переглянулись… Повисла пауза. И тут одного юношу, что называется, прорвало: «Чего-о? Еще больше уроков? Да мы и так в две смены учимся, а задают нам столько, что времени вообще не хватает! Не-е, лично я - против!» Тут-то и выяснилось, что вопрос о статусе лицея с учениками всерьез и не обсуждали. Так сказать, не сочли нужным.

Вася Активистов: А вот с нашим положением ученический совет может везде совать свой нос! Если бы это происходило в нашей школе, то мы бы пришли к директору и попросили дать нам всю информацию: зачем нашей школе нужно становиться лицеем и как это на нас отразится. Кстати, пятый пункт положения даёт нам такое право: «получать от администрации информацию по вопросам жизни школы». А, согласно шестому пункту, мы можем «представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы».

Федя Пессимистов: Это понятно! Значит, прихожу на педсовет. Мариванна, конечно, сразу скажет: «Феденька, ты что пришёл? Здесь сейчас педсовет будет. Иди домой, уроки учи». А я ей и отвечу: «Мария Ивановна! Теперь я на каждый педсовет с Вами ходить буду! Есть такая профессия - учеников защищать!» Во как!

Профессор Дорога: Боюсь, коллега, что после этого ваши учителя превратятся в тех самых революционеров-подпольщиков, которых ты сегодня вспоминал.

Федя Пессимистов: Это почему же?

Профессор Дорога: По очень простой причине. У них есть свои внутренние вопросы, которые нельзя обсуждать при учениках. И если вы не дадите им делать это на педсоветах, они начнут собираться втайне от вас. Практически на подпольные сходки!

Вася Активистов: Вообще-то, в этом пункте говорится совсем о другом! Дело не в том, чтобы быть на педсовете в роли «всеслышащего уха». Этот пункт даёт нам право представлять интересы учеников при решении школьных вопросов. Скажем, идёт педсовет. Решается, поставить зимние каникулы с 20 декабря или с 1 января. И для того, чтобы послушать мнение учеников, приглашают Машу Отличникову. Естественно, в этом случае мы говорим: «Уважаемые педагоги! Мнение учеников в нашей школе представляет не девочка Маша из десятого «г», а ученический совет. Давайте скажем Маше спасибо за обаятельную улыбку, а мы готовы вместе с вами участвовать в обсуждении сроков каникул». Между прочим, следующий, седьмой пункт положения, даёт нам право «проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже одного раза в месяц».

Федя Пессимистов: Этот пункт, наверное, специально для неуловимых директоров придумали!

Профессор Дорога: Не исключено! Но вообще-то, мне кажется, что из этого пункта может вырасти хорошая школьная традиция. Скажем, каждую первую среду месяца в 16 часов ученический совет проводит с директором школы «встречу без галстуков». И в неформальной обстановке, никуда не торопясь, за чашечкой чая обсуждают все накопившиеся проблемы.

Федя Пессимистов: А что? Хорошее дело! Сидор Петрович – он ведь тоже человек! От чашечки чая с плюшкой точно не откажется!

Профессор Дорога: Давайте-ка и мы с вами напоследок не откажемся от чашечки чая. Плюшки, кстати, я захватил.

Вася Активистов: Профессор, а как же положение? Там целых 27 пунктов про права ученического совета, а мы с вами разобрали только семь!

Профессор Дорога: Вот и прекрасно, коллега! Продолжим эту тему в следующий раз!

 

Домашнее задание:

1. Какие полномочия есть у ученического совета твоей школы? Позволяют ли они ученикам участвовать в решении вопросов школьной жизни?

2. Спроси у своих школьных знакомых, нужны ли ученическому самоуправлению права, о которых говорили Вася, Федя и профессор? Сформулируй собственное мнение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.