КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философская концепция армии
Рассмотренные положения о сущности войны приводят к выводу, что «продуманная и эффективная политика не может строиться только на осуждении военного насилия как способа решения экономических, политических и других противоречий. Она должна иметь необходимые средства противодействия ему»[341]. Важнейшим средством такого противодействия выступает армия. Такие разные политические деятели, как Джордж Вашингтон и М.В. Фрунзе, независимо друг от друга утверждали, что для сохранения и поддержания мира необходимы мощные вооруженные силы[342], необходима армия. Термин «армия» неоднозначен и может употребляться в нескольких смыслах: - как оперативное объединение, включающее корпуса, дивизии, бригады и иные соединения и части; - как наземные, сухопутные войска в отличие от других видов вооруженных сил; - как регулярные вооруженные силы государства, способные вести войну. Именно в последнем, наиболее широком смысле названное понятие используется в данной работе. Армия является объектом исследования многих отраслей военно-научного знания, в том числе и социально-философского учения о войне, мире и армии. Социально-философская концепция армии представляет собой совокупность наиболее общих идей и взглядов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования армии как общественного института. Ее содержание включает решение таких проблем, как: социальные предпосылки возникновения армии; сущность армии и ее основные функции; классификация армий и общие закономерности их развития; структура армии и наиболее общие принципы ее комплектования, а также место и роль армии в системе национальной безопасности. Солидный вклад в развитие философской концепции армии внесли отечественные военные ученые А.А. Тиморин, Н.Д. Табунов, А.Е. Снесарев, К.А. Воробьев, Ю.В. Мамонтов, Т.Р. Кондратков, К. Крылов, А.С. Миловидов, В.В. Серебрянников, Н.А. Чалдымов и другие. Рассмотрим основные положения этой концепции. Происхождение армии. Вплоть до начала 90-х годов в нашей стране господствовала марксистская концепция, согласно которой возникновение армии непосредственно связывалось с возникновением частной собственности, классов и государства. При этом другие теории не только не признавались, но и критиковались как несостоятельные. Конечно, если речь идет о регулярной армии, постоянном войске, которое только тем и занимается, что воюет или готовится воевать, то несомненна связь армии с государством и его происхождением, но в широком смысле армию составляют как регулярные, так и иррегулярные военные формирования. Особенно это проявляется в военное время, когда регулярная армия пополняется и усиливается за счет отмобилизованных резервов. Имело ли армию первобытное общество? Если и в это время происходили войны, то данную «большую работу» (термин К. Маркса) выполняла вооруженная организация. И состояла она в основном из работоспособной части мужского населения племени, рода. Отвоевав себе необходимые пещеры, места стоянок и территорию обитания, древняя армия переходила от «мечей к оралам». Таким образом, можно вести речь о существовании «армии» в первобытном обществе, однако эта армия имела нерегулярный характер. В России, например, регулярная армия была сформирована лишь при Петре I. Однако это не значит, что до этого времени наши предки не имели армии вообще. Со времени образования Древнерусского государства и до петровских времен нашему Отечеству пришлось пережить многие войны и нашествия, в которых принимали участие княжеские дружины, народные ополчения, стрелецкие полки и т.п. И все это была армия, только не в полной мере регулярная. В целом возникновение регулярной армии, режимного и постоянного войска было обусловлено следующими историческими предпосылками. Во-первых, социальными предпосылками, связанными с нарастанием многообразия населяющих нашу планету народов, усилением социальной дифференциации внутри каждого рода и племени, необходимостью защиты каждой родоплеменной организации от набегов извне, а также потребностью в жизнеобеспечении, расширении жизненного пространства, сохранении и приумножении родоплеменного богатства. Иначе говоря, чтобы выжить в борьбе с другими родами и племенами, каждое сообщество древних людей нуждалось в вооруженной организации. Во-вторых, экономическими предпосылками. Каждая общность древних людей занималась трудовой деятельностью, производя необходимые для жизни материальные блага. Вначале то, что производилось, то и полностью потреблялось. Содержание отдельной и постоянной вооруженной организации при таком уровне производства невозможно. Оно становится возможным лишь при наличии излишнего общественного богатства, т.е. прибавочного общественного продукта. Ведь сама армия не производит, а потребляет достаточно много из «общественного котла». В-третьих, политическими предпосылками. Постепенно развиваясь, каждая общность людей во взаимодействии с другими общностями консолидируется и обретает свою историческую организацию в лице государства. Последнее необходимо для осуществления управления и власти внутри каждой общности и для сохранения, защиты общества от нападения извне. В отличие от простейших органов управления (родоплеменной знати) государство представляет собой разветвленную систему институтов, учреждений и органов, осуществляющих функцию публичной власти по отношению к населению. Необходимыми признаками каждого государства выступают: · публичность государственной власти – отделенность ее от народа; · управление и власть над людьми путем установления законов и надзора за их соблюдением; · наличие и сохранение общего суверенитета и территориальных границ; · взимание налогов с населения для содержания государственного аппарата. Для осуществления своих необходимых функций государство создает и содержит армию. Существует несколько концепций происхождения государства: естественно-договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо), органическая теория (Г. Спенсер), теория насилия (Е. Дюринг, К. Каутский), марксистская концепция (К. Маркс и Ф. Энгельс) и другие[343]. В них возникновение государства представляется по-разному: как продукт «общественного договора»; как подобие живого человеческого организма; как средство насилия одной части общества над другой; как следствие непримиримости классовых противоречий и орудие господствующего класса. Как бы то ни было, вместе с государством возникала и армия как необходимый (и зачастую – важнейший) элемент государственного аппарата. Это значит, что природа армии определяется природой государства. Армия неотделима от государства и несет в себе его существенные признаки и свойства. Сущность и функции армии. Чтобы дать правильное определение армии, необходимо выявить наиболее важные, существенные свойства этого общественного института. К ним можно отнести следующие. 1. Государственность. Армия, как уже указывалось, непосредственно встроена в государственный механизм. Она создается и содержится государством. Не зря военных людей на Руси называли «государевыми людьми». Как государственная организация армия выступает общенациональным институтом, стоящим на страже суверенитета, целостности и независимости государства. 2. Организованность. Армия - это не толпы солдат и не горы оружия. Она обладает высшей степенью социальной организации, свойственной только ей организационно-штатной структурой. В интересах мобильности и управляемости армейская организация является высоко централизованной. В ней господствует принцип единоначалия, строгой и жесткой субординации служебных взаимоотношений между военнослужащими. Жизнь армии регламентируется не только общим законодательством, но и воинскими уставами, наставлениями, приказами, в которых даже многие моральные нормы поведения приобретают правовой характер. 3. Оснащенность вооружением. Армия обладает развитой боевой мощью. Она оснащена многообразным оружием и боевой техникой. Вооружение армии по своим качественным и количественным параметрам резко отличается от вооружения других силовых структур, входящих в военную организацию общества. Оно обладает самой большой разрушительной силой. Только армия, например, обладает оружием массового поражения. 4. Предназначенность для ведения войны. Будучи основным средством защиты государственного суверенитета, армия способна вести войну, нередко длительную, сопровождающуюся большими материальными и людскими потерями. Поэтому армия обладает развитой боевой мощью и является общенациональным институтом каждого государства. На повышение боевой способности и готовности армии нацелена вся система организации, дислокации, формирования, обучения и воспитания личного состава армии, вооруженных сил. Указанные существенные признаки армии позволяют дать ей определение. Армия - это организованное объединение вооруженных людей, создаваемое и содержащееся государством для ведения войны в интересах защиты суверенитета и целостности. Готовность и способность вооруженным путем защищать суверенитет государства - это и есть родовая функция армии, в которой проявляются и реализуются ее существенные признаки. Функционирование армии, ее роль в жизни общества в значительной мере определяются природой государства. В демократическом, правовом, легитимном государстве функционирование армии носит внешний характер - она служит для защиты государства и общества от нападения извне. Если же государство является авторитарным, антинародным, недемократическим, то функционирование армии имеет и внутренний аспект - она служит инструментом охраны государства от внутренних угроз. Иначе говоря, чем менее демократично государство и общество, тем выше милитаризация общественной жизни и весомее роль армии в обществе. Функции армии не следует путать с отдельными задачами, которые она может решать временно или постоянно в интересах своего функционирования. Так, армия решает задачи обучения и воспитания личного состава, может временно оказывать помощь народному хозяйству, действовать в случаях стихийных бедствий и т.п. Но она не создается для решения данных задач, поэтому они не могут быть названы ее функциями. Более того, привлечение армии, хотя бы временное и частичное, для решения внутренних проблем общества - показатель известной слабости государства, ибо существуют органы МВД, МЧС и другие, которые специально для этого создаются, а армия содержится и готовится лишь для ведения войны. В цивилизованном обществе и демократическом государстве социальная роль и функционирование армии строго определены законодательством. Армия, как правило, ограждена от прямого и непосредственного участия в политическом процессе. Она является объектом политики, но не является ее субъектом. В этом смысле говорят о деполитизации и деидеологизации армии. В нормальном, демократическом государстве армия выступает лишь средством, инструментом осуществления военной политики, а не удержания или смены политической власти. С другой стороны, если армия становится субъектом политики, значит, политический режим приобретает форму военной диктатуры. И чем более авторитарен, тоталитарен политический режим, тем выше политизация армии и шире ее участие в политической жизни[344]. Вооруженные Силы России имеют внешний и внутренний аспекты функционирования. Их предназначение, состав и роль в обществе определены действующими военно-доктринальными положениями, концепцией национальной безопасности страны, содержанием внутренней и внешней политики нашего государства. Основы военной доктрины Российской Федерации на основе действующей Конституции предусматривают наличие, прежде всего внешней функции нашей армии - обеспечение независимости, суверенитета и целостности государства от внешних угроз. Эта главная функция реализуется посредством решения ряда задач, в частности: · своевременное оповещение о возможном нападении извне; · поддержание высокой боевой готовности армии и флота; · участие в системах коллективной безопасности; · осуществление миротворческих операций; · отражение внешней агрессии и т.д. В то же время военная доктрина России предусматривает использование Вооруженных Сил внутри страны для ликвидации таких внутренних угроз безопасности государства, как: противоправная деятельность сепаратистских и националистических сил; попытки насильственного свержения конституционного строя; рост организованной преступности; действия незаконных вооруженных формирований, а также возможное распространение наркобизнеса, терроризма и т.п. Этим, например, оправдываются действия наших войск по восстановлению конституционного порядка в Чечне, Дагестане, уничтожению бандитских формирований. Структура армии. Армия имеет весьма сложную, разветвленную, но достаточно четкую структуру[345]. В ее составе можно выделить два основных компонента: личный состав и вооружение (оружие и боевая техника). Взаимодействие этих двух компонентов порождает ряд других элементов армейского организма. К ним относятся: система управления, система комплектования, система обучения и воспитания, система способов и форм боевых действий, организационно-штатная структура, военная наука и система обеспечения (боевого, технического, тылового и морально-психологического). Схематически взаимодействие структурных компонентов отображено в таблице 1 (здесь термины «армия» и «вооруженные силы» выступают синонимами).
Табл. 1. Структурная организация армии
Классификация армий. Социально-философская классификация армий предполагает их различение и упорядоченность по наиболее общим основаниям. Как уже отмечалось, социальная природа каждой армии, ее тип определяются природой и типом государства, непосредственным элементом которого она является. Существуют и возможны различные подходы к классификации армий. Так, ранее господствовавший в нашей философии формационный подход с позиций исторического материализма предполагал выделение исторических типов армий, соответствующих типу государств конкретных общественно-экономических формаций: рабовладельческий, феодальной, капиталистической и социалистической. С позиций цивилизационного подхода к истории можно выделить три основных типа государств и соответствующих им типов армий. 1. Армии государств доиндустриальной (аграрной) цивилизации. Здесь, как правило, речь идет о слаборазвитых государствах с преобладанием авторитарно-монархических форм государственного устройства, в том числе и военно-диктаторских режимов. 2. Армии государств индустриальной цивилизации. Здесь речь идет о государствах среднего уровня развития, выступающих в авторитарно-аристократических, партийно-тоталитарных и отчасти в конституционно-республиканских формах. 3. Армии государств постиндустриальной (техногенной) цивилизации - высокоразвитых, правовых, демократических государств с преобладанием конституционно-республиканской формы правления. Весьма интересную классификацию армий представил американский профессор Ч. Москос [346]. Он предложил тройную типологию вооруженных сил в зависимости от состояния общества по отношению к войне: армия «общества готовности к войне»; армия «общества сдерживания войны»; армия «общества отрицания войны».Типу «общества готовности к войне» соответствовало большинство государств НАТО[347] и ОВД[348] 50-60-х годов, имеющих постоянные и многочисленные армии на основе всеобщей воинской повинности. «Общество сдерживания войны» более характерно для США, Канады и Англии 70 - 80-годов ХХ в. с вооруженными силами меньшего масштаба по мере перехода к высокотехническим, высокооплачиваемым профессиональным армиям. Будущее - за «обществом отрицания войны», вооруженные силы которого состоят из высокотехнических, профессиональных и малочисленных армий при наличии подготовленных резервов. Основная гипотеза Ч. Москоса состоит в том, что по мере движения стран к «обществу отрицания войны» будет осуществляться профессионализация армий и гражданская социализация военнослужащих. Заметим, что общий подход Москоса по поводу отрицания войны можно только приветствовать. Эта (на сегодняшний день – утопическая) идея была бы верна, если бы все государства мира были однородны, одновременно проходили бы сходные этапы развития. Однако мир существенно разнороден, и, к сожалению, ныне укрепляются и «общества готовности к войне». Агрессия США в Ираке подтвердила эту печальную тенденцию и заставляет по-прежнему относить американское общество к «обществам готовности к войне». Возможна классификация вооруженных сил и по другим основаниям: по способу комплектования, по организационно-штатной структуре, по ориентации и подготовке их к ведению оборонительных или боевых наступательных действий, наличию или отсутствию оружия массового поражения и т.д. Но здесь уже меньше просматривается их государственная принадлежность. В целом каждое государство формирует свою модель армии с учетом исторических традиций, содержания внутренней и внешней политики, характера политического режима, уровня развития экономики и других факторов. Вооруженные Силы России в начале второго десятилетия ХХI века находятся в состоянии строительства и реформирования. Изменения в мире и российском обществе, последовавшие в результате распада СССР и Организации Варшавского договора, радикальное обновление экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества обусловили необходимость новых подходов к строительству Вооруженных Сил России. В процессе реформирования претерпевают существенные изменения все количественные и качественные параметры армии: · оптимизируется численность личного состава Вооруженных Сил; · реорганизована организационно-штатная структура армии; · оптимизируется система управления войсками и силами флота; · реализован смешанный принцип комплектования Вооруженных Сил; · реформируется система военно-учебных заведений, обучения и воспитания военнослужащих; · обновляются и корректируются доктринально-политические и правовые основы применения и жизнедеятельности армии и флота России. С другой стороны, многие проблемы строительства Вооруженных Сил России пока еще не нашли своего разрешения. Так, из-за недостатка средств остро стоит проблема технической переоснащенности армии и флота. Система обеспечения Вооруженных Сил налаживается медленно, не решены многие острые социальные проблемы жизни военнослужащих, включая денежное довольствие, вещевое и продовольственное снабжение, обеспечение жильем и другие вопросы. До сих пор не удается повысить престиж военной профессии, низок военно-патриотический настрой населения. Не решены многие другие проблемы. Только мощная государственная поддержка может завершить реформирование нашей армии в короткие сроки. Краткие выводы. Война – явление общественное и наличествует не только в классовом обществе, но и на каждом историческом этапе. Глубинные истоки войны заключены в противоречивости человеческого общества и выступают как следствие общественного зла. Детерминация войн поликаузальна. Глубинные социальные противоречия составляют объективно-необходимую основу происхождения всех войн. Как осуществленное противоречие война происходит при наличии движущих сил. Неизбежной война становится при наличии благоприятных для нее условий. Сущность войны многогранна. Формулировка Клаузевица, определившего войну как продолжение политики средствами вооруженного насилия, характеризует политологический взгляд на сущность войны. Социально-философское понимание войны заключается в представлении ее как специфически-аномального состояния противоречивых общественных отношений в форме конфликта противоположных сторон, политические цели которых достигаются массированным применением средств вооруженного насилия. Армия, понимаемая как регулярные вооруженные силы государств, способные вести войну, возникает вместе с возникновением государств. Природа армии определяется природой государства. В числе основных свойств армии как социального института выделяются: государственность, организованность, вооруженность, предназначенность для ведения войны. В числе функций армии выделяются внешние и внутренние. Вооруженные Силы России в начале второго десятилетия ХХI века находятся в состоянии строительства и реформирования. Претерпевают существенные изменения все количественные и качественные параметры армии. Вместе с тем многие существенные проблемы пока не нашли разрешения.
Основные вопросы для самоконтроля 1. Как изменилась трактовка происхождения войн в современных условиях? 2. Назовите основные концепции происхождения войн. 3. Раскройте социальный механизм возникновения войны. 4. Каковы существенные черты войны как специфического состояния общественных отношений? 5. В чем состоит рациональный и иррациональный смысл войны? 6. По каким основаниям и как можно классифицировать войны? 7. В чем состоят различия между войной и вооруженным конфликтом? 8. Раскройте исторические предпосылки возникновения армии. 9. Назовите существенные признаки и дайте определение армии. 10. Какими функциями обладает армия? 11. Какова общая структура армии? 12. Как можно классифицировать армии? 13. По каким направлениям идет строительство и реформирование Вооруженных Сил России?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 13443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |