Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ж) Эстетическое сознание




Е) Нравственное сознание

Нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, а также оценку поведения людей в общественном мнении. Нравственное сознание оценивает поступок как достойный или недостойный с точки зрения общественного блага.

Учение о морали и нравственности называется этикой.

В понимании морали и нравственности много проблем. Во-первых, это проблема происхождения морали. Имеет ли она предпосылки в животном мире или она возникает только в человеческом обществе, когда представления о добре и зле становятся мерилом поведения людей? Часть исследователей считает, что общечеловеческие нормы имеют источник в инстинктах животных. Другие же считают, что мораль — сугубо человеческое явление. Так, по Ницше, моральные нормы рождены страхом рабов перед наказанием господина.

Следующая проблема — проблема обоснования моральных норм. Можно ли обосновать их без идеи Бога? Кант, например, считал, что нравственность существует только потому, что человек не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога и поэтому нравственные нормы дает себе сам. Марксизм обосновывает моральные нормы характером общественных отношений.

Проблемой является и существование классовой морали. Если классовая мораль существует, то можно ли назвать ее моралью, когда она расходится с общечеловеческими ценностями? Если нет классовой морали, а есть только общечеловеческие ценности, то можно ли считать аморальными предыдущие поколения за то, что их поведение не соответствует современным общечеловеческим ценностям? Марксизм, например, считает, что классовая мораль существует, а общечеловеческие ценности — это то общее, что присутствует во всех обществах, это простые моральные нормы.

Следующая проблема — проблема изменения моральных норм. Изменяются ли они со временем? Если изменяются, то должны ли они подстраиваться под правовые или право должно приближаться к измененным нормам морали?

Отличие моральных норм от норм обычая, права выражено в языке. Это видно на примере следующих суждений.

— Так поступать нельзя, потому что так не принято. [Обычай]

— Так поступать нельзя, потому что это запрещено. [Право]

— Так поступать нельзя, потому что это нехорошо. [Мораль]

В оценке поступков и вещей мы используем понятия «красивое», «безобразное», «комическое» «трагическое». Так воспринимает явления наше эстетическое сознание.

К эстетическому относят иронию и юмор. Но вопрос о сущности эстетического спорный. Эстетическое выступает как внешняя выразительность предмета, явления. Связано ли оно с их вещественно-природными характеристиками или безразлично к ним?

Мы видим, что эстетическое имеет самоценный характер. Оно зачастую приходит в противоречие с полезным, с моральным. Например, аморальными поступками иногда любуются, сценами разрушения наслаждаются. Получается, что чувственные, вещественные характеристики вещи выступают лишь как носители некоторого смысла, значения, ценности, которые не связаны с самими вещами. Что же тогда выражают эти смыслы, значения, ценности? Смыслом и значением чего они являются? Эти вопросы относятся к проблеме субстанции эстетического. Что она представляет собой? Являются ли такой субстанцией природные свойства вещей или это нечто привнесенное извне.

По Платону, эстетические чувства указывают меру воплощения вечных идей в вещах. Гегель считал, что это знаки проявления в вещах абсолютной идеи. В марксизме эстетическое понимается как проявление сущностных сил человека, его творческих способностей.

В истории философии во взглядах на прекрасное можно выделить два основных направления. Одних философов условно можно назвать «природниками», других — «общественниками».

«Природники» считали, что прекрасными вещи становятся в силу наличия в них симметрии, гармонии и т.п.

«Общественники» причину прекрасного видели не в свойствах вещей, а в общественном влиянии на восприятие человеком явлений. Например, прекрасными являются вещи, в которых внешние признаки свидетельствуют о проявлении высоких творческих способностей создателя объекта эстетической оценки. Такой подход объясняет, почему со временем происходит изменение эстетической оценки, несмотря на сохранение природных качеств объекта — изменяются творческие способности человека, которые выступают в качестве меры эстетического.

По-видимому, способность к эстетическому восприятию мира человеку необходима для мгновенной оценки качества вещей по внешним признакам. Конечно, при этом могут быть ошибки. Но, как правило, чем красивее вещь, тем больше творческих способностей в ней опредмечено, значит, она и более надежна в использовании.

Эстетическое шире понятия художественного. Художественное — это только воплощение человеком эстетического в каком-либо материале, это искусство. Эстетическое относится и к обществу в целом, и к природе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.