Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

З) Специфика религиозного сознания




Религиозное сознание связано с верой в потусторонние сверхъестественные силы. Низший уровень религиозного сознания — это обыденное религиозное сознание или просто религия (или религиозная психология). Ее признаки:

· чувство веры в существование сверхъестественного мира в виде различных существ (боги, ангелы, духи, черти);

· вера в их способность творить чудо (воскрешение мертвых, исцеление иконами и т.п.);

· знание норм религиозного культа.

Высший уровень религиозного сознания — теоретический уровень — религиозная идеология или теология (в православии — богословие, так как они считают, что Бога познать нельзя, можно только его славить). Теология создается профессиональными служителями церкви для теоретического обоснования существования Бога, сверхъестественного.

Атеизм считает религию фантастическим, искаженным отражением господствующих над человеком стихийных сил природы и общества. Религия, в свою очередь, считает атеизм результатом грехопадения человека.

Какова же роль религии в обществе?

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) считал, что религия сакрализует (делает священной) сложившуюся солидарность членов общества. Она делает священным то, что связывает людей. Людей связывает искусство, наука, мораль, но лишь религия делает эти связи священными. Необходимость в этом появилась у человека сразу с его появлением. Инстинктивные запреты у человека слабы, легко нарушаются, в отличие от животных. Поэтому человеку необходимо мощное подкрепление. Упакованные в ритуальную форму, полезные знания и правила легче запоминаются, доступны всем. В дальнейшем функции религии усложнились. Она дает целостный образ мира, а главное, смысл жизни. Философия о смысле жизни говорит проблематично, мифология — иносказательно, искусство — без требования верить в сказанное. Религия же четко, определенно и жестко требует веры в свои положения, догматы.

Вопросы для повторения:

1. В философии понятие «природа» употребляется в двух смыслах: в широком и узком. Что понимается под природой в этих случаях?

2. Как первобытный человек различал живую и неживую природу?

3. Как креационизм объясняет появление живого?

4. Как объясняет происхождение жизни витализм?

5. Как объясняет происхождение жизни материализм?

6. Когда возникла жизнь на Земле?

7. Считается, что жизнь — это не обязательно белок. Тогда как определить жизнь?

8. Считается, что все живое смертно. Возможно ли при каких-либо условиях бессмертие отдельного организма?

9. В чем причина экологической проблемы с точки зрения марксизма?

10. В чем видят причину экологической проблемы «руссоисты»?

11. В чем видят причину экологической проблемы «зеленые»?

12. В чем видят причину экологической проблемы современные ученые?

13. В обществе действуют люди, наделенные сознанием и свободой воли. Поэтому правомерен вопрос: возможна ли вообще теория общества?

14. Как показано развитие общества в древнегреческой мифологии?

15. Как объясняется развитие общества в христианстве?

16. Какие группы теорий об обществе можно выделить?

17. Итальянский ученый Джамбаттиста Вико выдвинул теорию исторического круговорота — развития всех наций по циклам. Какие эпохи включали эти циклы? Чем они отличались?

18. В чем сходство и различие различных теорий прогресса?

19. Французский просветитель Жан Антуан Никола Кондорсе — один из основоположников идеи исторического прогресса выделил девять эпох в развитии общества. Что это за эпохи и что лежит в основе их выделения?

20. Гегель, обратив внимание на географический фактор, делит историю на четыре отрезка. Какие это отрезки и что лежит в основе их выделения?

21. Нет ли у Гегеля противоречия? Неужели в демократической Греции меньше свободы, чем в монархической Пруссии?

22. Что положил в основу деления развития общества на периоды Карл Маркс? Какие периоды в развитии общества он выделил?

23. В 1960 г. вышел «Некоммунистический манифест» Ростоу. Он делит историю на пять стадий. Что это за стадии, чем они характеризуются?

24. Против кого было направлено учение У. Ростоу?

25. Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби всемирную историю рассматривал как сумму «цивилизаций», проходящих фазы: рождения, роста, крушения, разложения, гибели.
В чем главное различие точки зрения Тойнби и сторонников теорий прогресса?

26. Как возникают цивилизации, по Тойнби?

27. За счет чего и как происходит развитие цивилизации?

28. В чем причина гибели цивилизаций, по Тойнби?

29. Какие цивилизации, по Тойнби, существуют в настоящее время?

30. Что положил Тойнби в основу выделения цивилизаций?

31. Какие законы действуют в обществе, по мнению А.А. Зиновьева?

32. Что есть прогресс общества, по А.А. Зиновьеву?

33. Неоднородность общества проявляется в наличии в нем различных групп. Какие группы можно выделить в обществе?

34. Что такое социальная структура общества?

35. Существуют ли сегодня роды, племена, народности?

36. Что связывает членов рода, чем один род отличается от другого.

37. Что связывает членов племени, чем одно племя отличается от другого?

38. Какие связи образуют народность, чем одна народность отличается от другой?

39. Какие связи образуют нацию?

40. Какими связями связаны семьи?

41. Какими связями связаны члены трудовых коллективов?

42. Что такое класс?

43. В чем причина деления общества на классы?

44. Какие классы и по какому признаку выделили Смит и Рикардо?

45. Какой признак для выделения классов является главным в марксизме?

46. Принадлежат ли, с точки зрения марксизма, к одному классу пастух в колхозе и пастух в совхозе.

47. Согласно марксизму, история есть борьба классов. А можно ли представить, что вся история есть сотрудничество классов?

48. Какие аргументы против необходимости классовой борьбы содержатся в теории социальной стратификации?

49. Какие аргументы против необходимости классовой борьбы содержатся в теориях «постиндустриального общества»?

50. Что такое «средний класс»?

51. Считает ли марксизм классовую борьбу вечной?

52. Подтвердила или опровергла история марксистский вывод о том, что диктатура пролетариата ведет к бесклассовому обществу?

53. В настоящее время разные нации сосуществуют либо в унитарном, либо в федеративном государстве. В федеративных государствах наблюдается тенденция к распаду. Например, распались Югославия, Чехословакия, СССР. Остро стоит эта проблема и для России. Можно ли найти решение национального вопроса?

54. Что такое политика?

55. Как отличить политическую организацию от неполитической? (Какие организации называются политическими?)

56. Какие анекдоты называются политическими?

57. Какие организации являются политическими партиями?

58. Является ли политической партией «Партия любителей пива», которая участвовала в последних выборах в Государственную Думу?

59. Является ли политической организацией профсоюз? Почему?

60. Является ли политической организацией Союз писателей?

61. Была ли пионерская организация политической?

62. Являются ли политическими организациями:

— отдел культуры городской администрации,

— отдел архитектуры городской администрации,

— отдел народного образования городской администрации,

— отдел здравоохранения городской администрации,

— отдел внутренних дел городской администрации,

городской суд,

— прокуратура?

63. Кому принадлежит и должна принадлежать власть в обществе?

64. «Коммунизма призрак по Европе рыскал, уходил и вновь маячил в отдаленьи.... По всему по этому в глуши Симбирска родился обыкновенный мальчик Ленин».
Сторонник какой теории мог так сказать?

65. Как бы объяснили феномен Сталина сторонники «теории элиты» и «теории народного суверенитета»?

66. Почему люди подчиняются власти?

67. Были ли харизматическими лидерами: Ленин, Сталин, Гитлер, Наполеон, Брежнев?

68. Как определить, есть ли у данного народа государство?

69. Когда и как появилось государство?

70. К какой теории происхождения государства можно отнести «норманскую теорию» происхождения государства Древней Руси?

71. Какая теория лучше объясняет происхождение государства ариев в Индии?

72. Был ли СССР правовым государством?

73. Есть ли в мире правовые государства?

74. Зачем нужно право? Какие функции оно выполняет?

75. Будет ли государство существовать вечно?

76. Что заставляет людей действовать? Могли бы они не участвовать в общественных процессах, быть вне общества?

77. Определяется ли деятельность людей только потребностями и интересами или есть другие внешние направляющие силы?

78. Потребности и интересы, являющиеся побудительными силами деятельности людей, различны у разных групп населения. Но влияют ли эти различия на развитие общества?

79. Что такое социальная революция?

80. Нужны ли социальные революции?

81. Когда начинаются социальные революции?

82. Чем отличается духовное от бездуховного?

83. Какова цель духовного управления человеком?

84. Духовность — неотъемлемое свойство всех видов человеческой деятельности. Но духовное нередко противоречит интересам индивида. Почему?

85. В общественном сознании выделяют два уровня: уровень обыденного сознания и теоретический.
К какому уровню относятся: а) наука, б) идеология, в) общественное мнение, г) здравый смысл?

86. Общественное сознание существует только через индивидуальное. Чем же определяется его содержание и характер?

87. Идеология является системой духовных ценностей класса. Но каждый класс имеет свою систему ценностей и идей, в которых выражены его потребности и интересы, его общественное положение. Так как в обществе существует несколько классов, то идеология какого класса является истинной?

88. Что входит в содержание политического сознания?

89. Являются ли политическими анекдоты, высмеивающие глупость, скупость, лень какой либо нации?

90. Должна ли «кухарка править государством»?

91. Что такое правовое сознание?

92. Что является источником правового сознания?

93. Почему правовое сознание нередко расходится с моральными нормами?

94. В правовом сознании существует проблема наказания преступника. Что оно:

— возмещение ущерба,

— способ изоляции преступника от общества для защиты общества от повторного дурного поведения или

— обрядовый акт искупления вины за то, что он мог поступить иначе?
Почему существует данная проблема, чем она вызвана?

95. С какой точки зрения оценивает поступки людей нравственное сознание?

96. Что такое этика?

97. Если нравственное сознание оценивает поступки с точки зрения общественного блага, то можно ли считать доказанным, что мораль есть сугубо человеческое явление?

98. И. Кант считал, что нравственность существует только потому, что человек не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога.
Как это понимать и что из этого следует?

99. Если существует классовая мораль, то что такое общечеловеческая мораль? Если существует общечеловеческая мораль, то можно ли назвать нравственными классовые моральные нормы, когда они расходятся с общечеловеческими нормами?

100. Относятся ли данные суждения к требованиям морали?

— Так поступать нельзя, потому что так не принято.

— Так поступать нельзя, потому что это запрещено.

— Так поступать нельзя, потому что это нехорошо.

— Так поступать нельзя, потому что это некрасиво.

101. В предыдущем вопросе мы видим, что отличие моральных норм от других выражено в языке. Но в обычной речи мы нередко путаем их. Почему?

102. Оценивает ли эстетическое сознание полезность вещи?

103. Что оценивает эстетическое сознание?

104. Вещь вышла из моды. Как можно объяснить это?

105. В эксперименте попросили выбрать красивые прямоугольники из большого числа одинаково начерченных прямоугольников с различным соотношением сторон. Нашли отношение длины к ширине отобранных прямоугольников. Получилось несколько «красивых» отношений, выраженных числами.
Почему эти прямоугольники выглядят красивыми?

106. Как объяснить выражения «красивые горы», «красивая местность»?

107. Что такое религия и теология?

108. Что такое религия с точки зрения атеистов?

109. Что такое атеизм с точки зрения религии?

110. Французский социолог Эмиль Дюркгейм считал, что религия сакрализует сложившуюся солидарность членов общества.
Что это означает?

 

 

Глава 4. Проблема личности и смысла жизни человека




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.