Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и цивилизация. Единство, многообразие и взаимодействие культур




Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре

Поскольку культура — результат деятельности общества, то существует определенное общее содержание культуры. Отсюда можно сделать вывод о том, что культуру творят массы. Но культура есть в то же время результат деятельности отдельных личностей. Отсюда можно сделать вывод о том, что творцами культуры являются отдельные личности — элита. Эти представления отражают реальные факты развития культуры. Отчуждение широких масс от высокой культуры — тоже реальный факт. Значительная часть населения пользуется заменителями подлинных художественных ценностей, так называемой «массовой культурой». На Западе ее превозносили как чудо современной цивилизации. У нас считали ее недостойной советского человека и объявляли, что ее в советском обществе нет. Но «массовая» и элитарная культура — это характеристики любой культуры, а прогресс общества сближает их.

Наличие «массовой» культуры — это показатель отставания масс, но в то же время не означает, что массы вне высокой культуры. Высокая культура корнями уходит в народную. Отсюда культура несет на себе отпечаток особенностей развития данного народа. Следовательно, она национальна.

Развитие общества, взаимообмен достижениями культуры (наука, техника, искусство) взаимообогащают культуры разных наций, интернационализируют ее. Но этот процесс содержит в себе противоречие. Утрата национального может привести к формированию бездуховности, если вместе с ней будут утрачены духовные ценности.

Подчеркиванием национального в культуре явилось представление о том, что нет единой культуры, а есть культура отдельных народов или цивилизаций. Так считали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Понятие цивилизации стало употребляться как синоним понятия культуры. Но цивилизация понималась по- разному. У Шпенглера цивилизация — это завершающая стадия развития культуры. Ее признаки: развитие индустрии, возникновение громадных городов, деградация общества, превращение людей в безликие «массы». Отсюда он предсказывал гибель европейской цивилизации. У Тойнби цивилизация — это конкретное общество. Энгельс же считал, что цивилизация возникает с распадом первобытнообщинного строя, ее основными признаками цивилизации являются:

— общественное разделение труда;

— возникновение товаро-денежных отношений;

— появление государства вследствие раскола общества на классы;

— создание письменности, духовного производства.

В современной литературе под цивилизацией понимается такая стадия в развитии общества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и общество начинает функционировать на своей собственной основе. Культура возникает раньше цивилизации.

Вопросы для повторения:

1. Термин «культура» (от латинского «возделываю») имеет в литературе около 300 определений. У каждого свои достоинства и свои недостатки.
Какую сторону культуры подчеркивает определение культуры как результата деятельности человека? Какой недостаток у данного определения?

2. Какую сторону культуры подчеркивает определение культуры как всего того, что люди произвели искусственно? Какой недостаток у данного определения?

3. Какие недостатки у нормативных определений культуры как всего того, что представляет ценности?

4. Археологи при раскопках ищут «культурный слой». Можно ли относить это понятие к найденным костям животных, которыми питался древний человек?

5. Почему культуру называют механизмом адаптации человека к миру?

6. Почему культуру считают механизмом социальной наследственности?

7. Человек так ничтожен по сравнению с космосом. Имеет ли культура какое-либо космическое значение?

8. Культура и культ. Есть ли связь между этими понятиями?

9. З. Фрейд называет культуру механизмом социального подавления и преобразования (сублимации) бессознательных влечений.
акую сторону культуры он подчеркивает?

10. Культурного человека называют интеллигентом. Что такое интеллигентность?

11. То, что культура есть результат деятельности отдельных личностей, не вызывает сомнения. Творцы культуры пользуются почетом и уважением общества. В то же время культура — результат деятельности общества в целом. Но разве общество участвует в создании культурных ценностей?
Кто же является творцом культуры?

12. Отчуждение широких масс от высокой культуры — реальный факт. Значительная часть населения пользуется заменителями подлинных художественных ценностей, так называемой «массовой культурой».
Можно ли считать «массовую культуру» культурой?

13. Может ли сложиться единая культура мира?

14. Какая сторона культуры подчеркивается в учениях Маркса и Тойнби, как это отражается на понимании ими цивилизации?

15. Какие основания были у Шпенглера считать, что цивилизация — это завершающая стадия развития культуры?

 

 

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.