КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые понятия
Европейская философия XIX-XX веков
1. Философия марксизма. 2. Позитивизм как философия науки. 3. Прагматизм как философия действия. 4. «Философия жизни». 5. Философия и психоанализ: фрейдизм и неофрейдизм. 6. Неотомизм как философия католического христианства. 7. Феноменология. 8. Экзистенциализм. 9. Герменевтика. 10. Структурализм и постструктурализм. Философия (классическая) – это образ мира «как есть», как он существует сам по себе, по трем составным частям бытия – природа, общество, человек. Иными словами, объективное, естественное объяснение мира является первым принципом классического философствования, когда истина дается «как он есть». Классическая философия исходит не только из науки, но и является обобщенным теоретическим выражением многих форм духовной культуры – морального, эстетического, жизненно-практического (обыденного) сознания. Позитивизм – (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), — философское направление, основанное на практике, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук, а философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Махизм – субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки как разновидность позитивизма, возникшая в качестве реакции на кризис классической физики в начале XX века. Логический позитивизм – течение неопозитивизма, сочетающее субъективно-идеалистический эмпиризм с методом логического анализа и возрастанием роли знаково-символических средств, с тенденциями математизации и формализации знания. Аналитическая философия – разновидность неопозитивизма, сводящая философию к логическому анализу языка и возникающих при его использовании проблем со средствами современной формальной (математической логики. Марксизм-ленинизм – целостное и развивающаяся система философских, экономических и социально-политических взглядов; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, законах развития общественного производства, освободительной борьбы трудящихся против социального и национального угнетения, построения социализма и коммунизма. Выступает методологической основой познавательной деятельности и утверждения высших форм общественного устройства. Экзистенциализм (философия существования), иррационалистическое направление западной буржуазной философии, возникшее в 20-х годах XX века, выделяющее в качестве подлинного бытия само переживание субъектом своего «бытия – в – мире». Неотомизм – философская школа в католицизме, одно из направлений буржуазной европейской философии объективистского толк, противостоящее материализму и субъективному идеализму, пытающееся объединить в целостный синтез веру и разум. Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. Сциентизм – (от лат. scientia – знание, наука), мировоззренческая позиция в основе которой научные знания – наивысшая культурная ценность и достаточное условие ориентации человека в мире. Антисциентизм, наоборот, подчеркивает ограниченность возможностей науки, рассматривает ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Основополагающая цель данной главы – рассмотрение истории развития европейской философии на важнейшем этапе развития Запада в период индустриального и постиндустриального после немецкой классической философии (объективно идеалистической Гегеля и антропологического материализма Л.Фейербаха), опираясь на которые К.Маркс сформулировал в 40-х годах XIX столетия краеугольные положения учения о коммунизме, который кладет конец «предыстории» человечества и открывает его подлинную историю, свободную от антагонизмов между людьми и природой. Богатство такого общества, по Марксу, определяется не товарами, не вещами, а потому и не рабочим временем, а временем, свободным от материального производства. Мало того, человек этой эпохи, названной подлинной историей человечества, выходит из сферы материального производства (оставляя за собой лишь функции контроля и регулятора материального производства) и все жизненное время становится необходимым для всестороннего развития личности, для всех видов творчества как результат развития всего материального мира, который проходит такие этапы и свойства: материя и его основное свойство – это движение; жизнь и ее основное свойство – это активность; животное и его основное свойство - это поведение; человек и его основное свойство – это деятельность на базе сознания; гармонично и всесторонне развитая личность – это творчество на основе способностей и таланта для преобразования материальной и духовной действительности. Из этого видно, что марксизм (диалектический материализм) отнюдь не подчиняет духовные ценности материальным, как это пытаются приписывать критики данного учения. Маркс со всей отчетливостью понимал, что духовная жизнь человека действительно выше материальной, но чтобы такой период наступил в развитии человечества, оно должно готовить себе такую базу, фундамент на протяжении многих тысячелетий, когда духовное творчество являлось лишь уделом совсем немногих, и стало занятием для многих. Определяющая роль в изучении данного периода европейской философии заключается, прежде всего, в том, что полярно противостоящие друг другу направления философской мысли в процессе самостоятельного анализа заставляют думать и выбирать, какая точка зрения, какая концепция в большей степени соответствует предназначению и сущности человека, как вершины и результата развития природы. Именно 19-20 столетия в наибольшей степени реализовали эту мысль; именно в этот период развития общества сущностные производительные силы достигли гигантской мощи, а наука – важнейший результат духовной деятельности человека – превращается в непосредственную производительную силу общества, а материальное производство теряет свой прежний самодавлеющий характер, чтобы освободить на земле место в условиях НООСФЕРЫ для жизни подлинно человеческой. В этом смысле философская линия (Гегель-Фейербах – Маркс) есть классический вектор развития европейской философии, реализованный на рпационалистической основе, в отличие от иррационалистов Шопенгауэра-Кьеркегора-Ницше, считавших, что в основе мирового процесса лежит действие слепой, бессознательной силы – воли к жизни, бессмысленной потому якобы, что каждый человек обречен на старость и смерть, на болезнь и страдание. При всем этом, пожалуй, ни один трезвомыслящий человек не сможет согласиться, по Шопенгауэру, что «оптимизм – самая безжалостная и бессовестная издёвка над человечеством». Оптимизм, прежде всего в том, что достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил при помощи оптимального установления общественного устройства – это путь, продолженный марксизмом после немецкой классической философии. Но этот путь, к сожалению, не признали верным другие философские направления (позитивизм, неотомизм, экзистенциализм). А для этого у мыслителей этих направлений европейской философии нашлись свои оправдания: Великая французская революция 1879 года, гражданская война в США с десятками тысяч невинных жертв заставила многих философов Запада задуматься над возможностями разума и науки, то есть рационального познания мира (на одной из кожевенных фабрик близ Лиона по последнему слову тогдашней технологии выделывали перчатки из мужской кожи контрреволюционеров). Многие события в Европе и Америке XIX века вынудили усомниться в значимости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии в обществе. Мало того, «звериный оскал» науки в первой мировой войне – попытка массового уничтожения человечества и его культуры газовыми атаками, бомбардировка мирных городов, порождение фашизма не только на немецкой земле, а на европейской почве – свидетельство иррациональности истории и самой души европейского человека, его возврата к основам мистикорелигиозной философии (масонов, магов, тайных орденов, партий), зарождения идей антигуманистической сущности науки и гибели мира в огне ядерного взрыва, деградации общества путем промывания мозгов СМИ и тотального контроля над многомиллионными массами людей. В силу всего этого вполне объяснимо и то, что западноевропейская философская мысль стала эпохой неклассической философии, хотя она и характеризуется многообразием школ, направлений и концепций, вызванных определенными потребностями в новых, неклассических типах философствования. При всем этом, по справедливости следует отметить, что наиболее развитых форм новаторской философии, критически переосмыслившей философию Гегеля и Фейербаха, было философское учение К.Маркса и Ф.Энгельса. Развивая общую рационалистическую ориентацию классической мысли, ее веру в науку и прогресс, она разработала новую концепцию мира, человека, разума, познания, науки, общества и его неминуемого исторического прогресса, несмотря на временные отклонения от общей линии восходящего развития. 1. Философия марксизма Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в 40-х годах XIX века, основанный на критическом осмыслении немецкой классической философии. В формировании философии марксизма можно выделить два этапа: 1. Переход К. Маркса и Ф. Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершился к началу 1841 г. 2. Разработка основных положений нового философского мировоззрения на природу и общественную жизнь, завершившаяся первыми произведениями зрелого марксизма «Нищета философии» (1847 г.) и «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.). Предпосылки формирования философии марксизма можно разделить на идейно-теоретические и социально-экономические. Идейно-теоретическими источниками марксистской философии явились немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Кроме того, Маркс и Энгельс признавали своими предшественниками английских и французских материалистов ХVП-ХVШ веков. В частности, когда речь идет о немецкой классической философии, то следует подчеркнуть влияние двух ее представителей: Гегеля и Фейербаха. Гегель больше других мыслителей оказал влияние на диалектический метод и стиль научного и социологического мышления Маркса, на его представления о законах развития природы и общества. Опираясь на материализм Фейербаха, Маркс, в отличие от последнего, отвергавшего идеалистическую диалектику Гегеля, преобразовывает гегелевский метод и создает материалистическую диалектику, которая показывает, что диалектика понятий есть отражение в сознании человека диалектики объективного мира. Однако на почве одних только философских предпосылок, созданных предшественниками К. Маркса и Ф. Энгельса, путем одной лишь логической переработки создать новую философию было бы невозможно. Необходимо было сравнить результаты развития предшествующей философии с результатами современного развития естествознания и общественных наук. К этому времени изменился предмет и метод естествознания в связи с преобразованием его в теоретическую науку. Такое превращение привело к крушению натурфилософии. Вследствие этого философия становится диалектическим методом познания природы. Указанные особенности в развитии естествознания, широкое внедрение его достижений в промышленность революционизировали технический способ производства буржуазного общества. Социальные же последствия подобных изменений в определенной мере легли в основу теории марксизма. Общественная наука в конце ХVШ — начале XIX века, несмотря на господство в ней идеалистического понимания истории, также сделала много открытий, что стало социологическими предпосылками развития новой философии. В первую очередь, это политическая экономия, в особенности английская (Адам Смит и Давид Рикардо), открывшая законы движения буржуазного способа производства. Это и историческая наука, в частности, французская (Гизо, Минье, Тьерри), открывшая классы и классовую борьбу в обществе и провозгласившая народ творцом истории. Это и утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн), предвосхитивший разработку идей бесклассового общества. Это археология, открывшая формы жизни первобытного человека; антропология, дающая свидетельства единства исторического происхождения человеческих рас и др. Все это утверждало идею о закономерном развитии человеческой истории. Задача состояла в том, чтобы открыть законы этого развития. Таким образом, экономические, социальные и политические предпосылки формирования марксизма, сложившиеся в общественном бытии, позволили создать теорию, которая показывала недейственность различных программ утопического и мелкобуржуазного социализма о переходе к бесклассовому обществу без исторического развития классовой борьбы, без самоосвобождения человека от эксплуатации его труда. Индустриальный характер развития общества привел к численному росту рабочего класса, борьба которого за свои интересы определила новый этап в развитии классовой борьбы, его всемирно-историческую роль. Отличительной особенностью философии Маркса является ориентация на практическое революционное преобразование мира, о чем Маркс в «Тезисах о Фейербахе» сказал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».[45] Задача философии и общественной науки, по Марксу, заключается не в конструировании будущего, не в выработке схем, пригодных для всех грядущих времен и народов, а в «беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с власть предержащими»[46]. В этом смысле философия — духовная квинтэссенция своего времени, призванная вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу. Следуя гегелевской традиции, Маркс выделил два этапа в мировой истории: этап несвободы и этап свободы. Но были существенные различия в понимании этих этапов: Гегель обращал основное внимание на осознание свободы, Маркс же — на ее осуществление. У Гегеля прогресс свободы выступает как ее количественный рост — от свободы одного до свободы всех, у Маркса же этот прогресс рассматривается с точки зрения отношения к различным социальным слоям общества. Незавершенная рукопись Маркса (1343 г.) «К критике гегелевской философии права» содержит критический анализ одного из разделов книги Гегеля «Основы философии права». Маркса не удовлетворяет идеализм и умозрительный подход Гегеля к реальной действительности. Критический анализ гегелевской философии права и обусловил переход Маркса к противоположной системе — к материалистической философии Фейербаха. Отношение Маркса к философии Фейербаха также отличалось взыскательностью. В письме (1843 г.) к Руге Маркс писал: «Афоризмы Фейербаха не удовлетворяют меня лишь в том отношении, что он слишком много напирает на природу и слишком мало на политику. Между тем, это — единственный союз, благодаря которому теперешняя философия может стать истиной»[47]. Эта рукопись — начало перехода Маркса на позиции материализма, который совершался в процессе критического переосмысления и преодоления гегелевского идеализма. Однако, критикуя гегелевский идеализм, Маркс использовал саму основу гегелевской философии — диалектику. Примером влияния Гегеля на стиль мышления Маркса может являть его представление о развитии как противоречивом процессе, в котором противоречия разрешаются в диалектическом синтезе, согласно гегелевской триаде «тезис — антитезис — синтез». Центральное место в философии марксизма занимает теория отчуждения. Согласно Марксу, человек — это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд — вот что отличает человека от животного. Человек не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько приспосабливает его к себе. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными стихиями. Но в этом процессе овладения природой созданные людьми производительные силы и общественные отношения все больше противостоят им в качестве внешних. Происходит отчуждение человека от созданного им самим, от результатов его труда, от общества и от самого себя, своей родовой сущности. Только в будущем коммунистическом обществе, когда закончится «предыстория человечества и начнётся его «подлинная» история, когда человечество из царства «необходимости» перейдёт в «царство свободы», человек вернётся к самому себе и отчуждение будет преодолено. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение труда, основанного на частнособственнических отношениях. Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и другим людям. На основе концепции присвоения Маркс создаёт учение об общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В этом учении он стремится представить человеческую деятельность как глобальный процесс очеловечивания мира, процесс преобразования природы в соответствии с самими законами природы и в то же время налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не могла бы возвыситься до человека, стать фактором человеческого бытия. Человек не просто часть природы — это вообще универсальная сила природы. Такая возможность заложена в физической конституции человека как организма, наделённого такими достоинствами как человеческие руки, мозг, язык и др. В силу этого человек способен к любому роду деятельности, к овладению силами природы, к превращению этих сил в свои собственные силы и способности. Реализация этой возможности осуществляется, по Марксу, в производственной деятельности, в труде. Концепция общественно-исторической предметно-практической деятельности человека позволила К. Марксу и Ф. Энгельсу коренным образом преобразовать философию истории, сформулировав материалистическое понимание истории. Суть этого понимания выражена в известном предисловии Маркса к работе «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[48].В «Немецкой идеологии» аналогичные тезисы: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»[49]. По Марксу, понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственных средств жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и другие духовные явления. Установленная зависимость сознания людей от их общественного бытия и его главного вида — материального производства — позволило Марксу переосмыслить роль духовной деятельности человека. Идеи и теории, пусть даже самые радикальные и благожелательные, не могут служить причинами исторических изменений реальности. Идеи и теории отражают реальность и могут быть реализованы только тогда, когда в жизни общества складываются необходимые для этого объективные возможности. «Сознание с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока существуют люди»[50]. Таким образом, сознание есть не что иное, как отражение и осознание людьми своего общего бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения. На основе материалистического понимания истории Маркс и Энгельс сформулировали учение об идеологии. Основная направленность этих идей состояла в стремлении сделать философию более практичной, действенной. Маркса занимает связь философии с действительным, реальным миром, её активная роль в обществе. Сознание, с точки зрения марксизма, отражает социально-классовый характер общества, в результате этого создаются ложные, предвзятые схемы, под которые подгоняется действительность. Поэтому идеология отражает действительные противоречия исторического процесса в тех условиях, когда существует отчуждение человека от общества во всех его формах. Идеология есть плод расслоения общества на противоположные антагонистические классы, которые имеют свои специфические, отдельные цели и интересы. Она стремится своё узкоклассовое видение выдать за общую и полную картину действий. В идеологических конструкциях происходит сознательный, субъективный отбор социальных установок и положений, не допускающих противоречивых фактов, которые могли бы поколебать имеющуюся систему социальных интересов субъекта. Фундаментальным принципом философской системы марксизма становится принцип практики. С позиций этого принципа рассматривается деятельность человека. Понятие «практики» в марксистском понимании противостоит понятию «опыт». В понятии «опыт» заложена пассивная позиция человека. Мир воздействует на человека — человек отражает этот мир. Понятие «практика» выражает многообразие формы взаимодействия людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Практика — это процесс труда в единстве социально-исторических условий его функционирования. Практика всегда носит общественный характер. Она невозможна вне общения и совместной деятельности людей. Практика исторична. Она лежит в основании непрерывного преобразования людьми условий, обстоятельств и самих себя. Практика является также сферой приложения знания. Способом получения нового знания стала такая форма практической деятельности как эксперимент. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Любая истина объективна. Свойством объективности обладают все предметы, процессы. Истинными или ложными могут быть только знания о самих вещах, а не сами вещи. Объективность истины означает, что содержание знания о процессах или предметах совпадает с реальной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания. Но в то же время истина субъективна по своей форме выражения. В философии марксизма критерием истины является практика. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективную истинность. Практика соединяет и соотносит объект и действие, произведённое в соответствии с мыслью об объекте. Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек — таков идеал философии человека и будущего общества, называемого Марксом «законченным гуманизмом», где индивид осуществляет уничтожение социального отчуждения, разделения труда и частной собственности и тем самым становится человеком, «выдавливающим из себя раба», человеком развивающимся. При этом важно отметить, что марксистская концепция человека, зародившаяся на основе философии диалектического материализма и антропологического учения, затем эволюционизировала в сторону социальной и политической философии. Для марксизма особенно характерно реальный взгляд на человека. Человеческая сущность рассматривается Марксом как совокупность всех общественных отношений… люди суть продукты обстоятельства и воспитания («Тезисы о Фейербахе,»1845). В соответствии с учением Маркса, человек — высшая цель развития общества и он должен быть освобождён от всех форм социального отчуждения путем классовой борьбы и пролетарской революции, которая, в конечном счёте, ликвидирует эксплуатацию человека человеком. Маркс, будучи современником острейшей классовой борьбы, становления рабочего движения, увидел в революции средство уничтожения причин эксплуатации человека. Маркс, хорошо понимая, что человек — высшее существо, не сомневался в необходимости ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным и порабощённым. Он говорил о коммунизме как об обществе реального гуманизма, в основе которого будет как закономерность общественная собственность на средстве производства, где общество исходит из доброй природы человека, из возможности и необходимости общего созидательного труда, справедливых отношений между людьми. Мало того, Маркс обоснованно подчёркивал, что основным критерием общественного прогресса является именно положение человека в обществе и, как писал поэт, все прогрессы реакционны, если рушится человек. И весьма примечательна в этой связи пророческая мысль Маркса о том, что настанет время, когда науки естественные и гуманитарные сольются в единую науку — науку о Человеке. Рассматривая человека как величайшую из всех существующих ценностей, как средоточие смысла истории, ради чего создаётся гуманистическое общество, философия Маркса осуществила целостный подход к человеку, толкуя его в единстве чувственно-практической, производственной, революционно-преобразующей и духовной деятельности. Для Маркса смысл создания гуманного общества как вершины человеческой цивилизации заключался во всестороннем развитии человеческих сил, в развитии личности каждого как условие свободного развития всех. В настоящее время многие идеи марксизма нашли свою дальнейшую разработку в исследованиях франкфуртской школы, неофрейдизме и работах учёных Римского клуба. Он говорил о коммунизме как об обществе реального гуманизма, в основе которого будет как закономерность общественная собственность на средстве производства, где общество исходит из доброй природы человека, из возможности и необходимости общего созидательного труда, справедливых отношений между людьми. Мало того, Маркс обоснованно подчёркивал, что основным критерием общественного прогресса является именно положение человека в обществе и, как писал поэт, все прогрессы реакционны, если рушится человек. И весьма примечательна в этой связи пророческая мысль Маркса о том, что настанет время, когда науки естественные и гуманитарные сольются в единую науку — науку о Человеке.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |