Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основное противоречие современной философии




Вместо введения

Учебники

Ильин В.В. История философии / Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

Философия / Учебник для вузов // Под ред. В.В. Миронова. – М.: «Норма», 2009.

Философия / Учебник для вузов // Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004.

 

Дополнительная литература

Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., 1991. – Т. 1–2.

Лосев А. Владимир Соловьев и его время. – М., 1990.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. – М., 1990.

Чернышевский Н.Г. Избр. философ. соч. – М., 1950–1951. – Т. 1–3.

Чернышевский Н.Г. Что делать? – М., 1987.

 

 

 

Часть 2

Вторая часть представляемого учебного пособия посвящена современной философской мысли. Традиционно ее начало относят к середине XIX века, хотя признание и широкое распространение она получила преимущественно в XX веке. Характерной чертой этой философии становится столкновение иррационализма, представленного, в основном, школами, порожденными так называемой «философией жизни», хотя не только ими, и рационализма в лице целого ряда философских концепций, как материалистических, так и идеалистических: марксизма, позитивизма, неопозитивизма, неотомизма, структурализма, феноменологии и других.

Если философы-рационалисты обосновывают разум как основное средство постижения действительности, то, в противоположность им, иррационалистические школы ограничивают возможности разумного познания и выдвигают в качестве средств гносеогенного освоения мира такие, как непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое озарение и т.п., помещая в основу бытия нечто недоступное или иноприродное разуму.

Конфликт этих двух направлений происходит как в области мировоззрения, так и в методологии познания, хотя центральным пунктом дискуссии оказываются, все-таки, вопросы, относящиеся к методологии, которая явно или неявно связана с постановкой и решением многочисленных мировоззренческих проблем.

К примеру, определенная доза скептицизма по отношению к рациональным методам познания, присущая иррационалистическому направлению в новейшей философии, порождает мировоззренческую проблему одиночества человека, встречающуюся, пожалуй, только в ряде школ именно этого направления. А попытки обосновать независимость процесса познания в гуманитарных дисциплинах от методов, на которых базируются естественные науки (методологическая проблема), аргументируются некоторыми иррационалистическими школами: отсутствием непосредственной обусловленности человеческих поступков, или свободой воли обладающего сознанием субъекта, то есть положениями, носящими мировоззренческий характер.

При этом как постановка, так и решение этих проблем, и мировоззренческих, и методологических, осуществляются иррационалистами в духе противопоставления их рационалистическим взглядам представителей других направлений, для которых свобода воли человека вовсе не является поводом для впадения в скептицизм, а отсутствие особых успехов в применении рациональных методов в гуманитарной области знания служит, скорее, признаком недостаточной зрелости «наук о духе», то есть говорит об отсутствии опыта сознательного применения этих методов к специфическому предмету этих наук – человеку и обществу.

Впрочем, то, что мы здесь называем конфликтом, является лишь внешней стороной процесса развития философии ХΙХ–ХХ веков. Ведь очевидно, что рациональное отношение человека к миру (его мышление и поступки) далеко не исчерпывает всего того многообразия связей с действительностью, в котором протекает его существование и через которое он эту действительность постигает. Чувства, эмоциональная жизнь составляют не менее важную сторону бытия человека и являются как существенным элементом в формировании картины окружающей его реальности, так и стимулом в его действиях.

Поэтому новейшая иррациональная философия, избравшая своим предметом именно эмоции и отстаивающая их приоритет в потоке человеческой жизни, всего лишь абсолютизирует одну из действительных сторон сущего, по сути, дополняя тот его образ, который формируют рационалистические философские концепции.

Конечно же, отношением рационализма и иррационализма современная философская жизнь не исчерпывается. Плюрализм философских концепций в наше время, кажется, достиг своего апогея. Многообразие форм духовной жизни, характерное для наших дней и получившее название «постмодернизм», нашло свое выражение и в философии. Ничто не отвергается, все признается. Лозунг Гегеля «возможно все, что мыслимо», обрел сегодня на мозаичном фоне пестроты сменяющих друг друга мировоззренческих концепций статус императива.

И все же рационализм и иррационализм остаются теми главными опорами или стержнями, цепляясь за которые тянутся к свету побеги философских мыслей самых разных направлений. Главными потому, что отражают реальное противостояние господствующих в мире идеологических течений, вызванных к жизни не столько фантазией официальных философов, сколько самой действительностью. Именно их синтез, с точки зрения некоторых мыслителей, только и может дать наиболее полную картину бытия[115].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.