Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность в любви и принадлежности к социальной группе




Психологи разделяют потребность в любви и потребность в сексу­альных отношениях, хотя эти две потребности глубоко взаимосвязаны. Так, К. Обуховский рассматривает потребность в сексе как явление биологическое (или физиологическое) — это компонент инстинкта сохранения вида, такая особенность человека, которая приводит к тому, что после достижения необходимой гормональной зрелости он способен получить специфические переживания и удовольствия1 1См.: Обуховский К. Галактика потребностей. Указ. изд. С. 129-130. Лю­бовь же рассматривается как сложное социальное явление, имеющее, естественно, свои биологические основы и механизмы. Один из крупнейших психологов и философов XX в. Эрих Фромм подчеркивает, что любовь является мощным способом преодоления одиночества ин­дивида, установления его связи с миром других людей. «Словом, в че­ловеке заложена глубочайшая потребность выбраться из тюрьмы своего одиночества»1. «Сексуальные контакты — явление естествен­ное и нормальное, — продолжает Э. Фромм. — Но когда они исполь­зуются только для преодоления своей отчужденности, они мало чем отличаются от алкоголизма и наркомании. Сексуальное удовлетво­рение становится отчаянной попыткой избежать тревоги и страха одиночества. Но результат оказывается плачевным, поскольку сексу­альный акт без любви не может стать мостом над пропастью, разде­ляющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг»2. Э. Фромм обращает внимание на исторические изменения представ­лений о любви: во все века они выражали уровень развития челове­ческой личности, состояние общества и те мировоззренческие концеп­ции, которые в нем господствовали. Так, всем известно, что в Сред­ние века эротическая любовь, ставящая во главу угла сексуальные отношения, рассматривалась как нечто греховное, а наиболее ценной и возвышенной объявлялась любовь к Богу. В обществе массового потребления (см.: гл. 5), основанном на производстве и потреблении большой массы товаров и услуг, пропагандировался идеал неких не-индивидуализированных, стандартных, связанных с потреблением одного и того же набора благ любовных отношений. Фромм сетовал по этому поводу: «Насаждается идеал неиндивидуализированной люб­ви, поскольку современное общество нуждается в максимально схо­жих человеческих существах, повинующихся одним и тем же прика­зам, при этом полагая, что они действуют сообразно своим желани­ям. Точно так же, как современная массовая технология нуждается в стандартизации изделий, социальному прогрессу требуется предель­ная нивелировка людей»3. В своей знаменитой работе «Искусство любить» (другой перевод: «Искусство любви») Фромм анализирует различные формы проявления любви и делит ее на несколько типов:

♦ любовь между родителями и детьми;

♦ братская любовь;

♦ материнская любовь;

♦ эротическая любовь;

♦ любовь к себе;

♦ любовь к Богу.

1 Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть? Указ. изд С. ЮЗ.

2 Там же. С. 104-105.

3 Там же. С. 107.

В нашем курсе невозможно, конечно, рассматривать любовь во всей сложности этого чувства и во всех ее проявлениях. Об этом уже написаны тысячи книг. Нас интересует один более узкий вопрос — связь между потребностью в любви и сферой услуг, существующей в современном обществе.

Как заметил Э. Фромм, даже самые интимные чувства человека формируются под воздействием общества с его экономикой, полити­кой, культурой, стереотипами поведения и т. п. В современном мире сложился целый сектор сферы услуг, так или иначе связанный с по­требностью в любви и — несколько шире — с потребностью в обще­нии людей между собой. Это сферы сервиса, организующие общение и передачу информации (в том числе посредством электронных тех­нологий), всевозможные брачные агентства и клубы. Любовь и за­бота о других людях заставляет нас прибегать к услугам торговли, образования и здравоохранения (забота о детях), пользоваться услу­гами туристических фирм, театров, музеев и других учреждений, ор­ганизующих досуг. Потребность в любви влияет на все человеческое поведение, поэтому к ее удовлетворению косвенно причастны все на­правления сервиса. Даже такая далекая от интимных переживаний вещь, как мобильный телефон, способствует развитию и удовлет­ворению этой потребности, так как создает очень удобный канал об­щения.

Различные товары и услуги могут использоваться как символы любви и заботы. Их производители тщательно культивируют симво­лическое значение своей продукции. Так, реклама драгоценностей в США часто содержит указание на то, что они прямо связаны с чувст­вом любви и могут сделать людей счастливее: «Докажите, как сильна любовь, не говоря ни слова». «Все существующие способы сказать "Я Вас люблю"»1. 1 См.: Блэкуэлл Д., Миииард П., Энджел Дж, Поседение потребителей. Указ. изд. С. 260. В России появилась реклама сети ювелирных ма­газинов, представляющая собой плакат с изображением девушки, недвусмысленно протягивающей руку ладонью вверх. Надпись на плакате предельно лаконична: «Любишь — докажи». Более тонкие намеки на потребность в любви и дружбе часто используются в рек­ламе туристических, образовательных и других видов услуг (так, на рекламе учебного заведения обычно изображаются улыбающиеся юноши и девушки, которые явно очень довольны обществом друг друга). Потребность в любви важна для человека, уже удовлетворившего насущные потребности и потребность в безопасности. Поэтому намеки на ее удовлетворение всегда повышают интерес к товару или услуге.

Связь человека с другими людьми устанавливается на основе не только потребности в любви, но и целой группы близких к ней по­требностей — в общении, в дружбе, в сотрудничестве, во взаимопо­нимании, в принадлежности к какой-либо социальной группе и т. п. В социологии существуют термины ингруппа и аутгруппа. Аутгруппа — это все «чужие», «не наши», к сообществу которых человек себя не относит. Ингруппа — это «свои», «наши», «мы» (моя семья, мои друзья, мои коллеги, однополчане, сослуживцы, земляки и т. п.). Лю­бой человек стремится найти свою ингруппу (к которой он принад­лежит) и установить в ней систему социальных связей, дружеских и деловых отношений. Для этого ему могут понадобиться самые разно­образные услуги: получение образования и навыков общения, свойст­венных данной группе, освоение ее образа жизни, приобретение пред­метов, которыми пользуются члены этого сообщества.

Подчеркивая важность потребности в контактах, общении, друж­бе и сотрудничестве, А. Маслоу так писал о ситуации в современном ему обществе: «Мы по-прежнему недооцениваем огромную важность добрососедских отношений на общей территории, в клане, с людьми одного "сорта", класса, компании, среди коллег. Мы большей частью забыли наши животные стремления сбиться в стаю, держаться вме­сте, объединиться, быть частью группы. Я уверен, что значительное и резкое увеличение количества групп социально-психологического тренинга, групп развития личности, сообществ, объединенных раз­личными целями, возможно, отчасти мотивировано этой неутоленной жаждой контакта, близости и принадлежности. Такие социальные феномены могут быть результатом стремления справиться с расту­щими ощущениями отчуждения, холодности и одиночества, которые усугубляются растущей мобильностью, разрушением традиционных форм общности людей, разрушением семей, проблемой отцов и де­тей и устойчивым характером урбанизации... То же самое наблюдает­ся в группах солдат, которых общая внешняя угроза заставила ока­заться в обстановке неожиданного братства и близости, и которые могут впоследствии пронести эту близость через всю жизнь. Любое общество с благоприятными условиями должно удовлетворять эту потребность тем или иным путем, если оно хочет выжить и остаться здоровым».1

1 Маслоу А. Мотивация и личность. Указ. изд. С. 66.

Потребности в любви, дружбе, общении, объединении людей в со­циальные группы существуют в любом обществе. Их обслуживают прямо или косвенно различные виды сервисной деятельности, кото­рые изменяются и эволюционируют вместе с этими потребностями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.