![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей
Вопросы для повторения 1. Какие существуют классификации человеческих потребностей? 2. Каковы последствия депривации и фрустрации физиологических потребностей? 3. В чем заключается потребность в безопасности и как она влияет на поведение человека? 4. Как Эрих Фромм характеризует потребность в любви? 5. В чем заключается потребность в принадлежности к социальной группе? 6. Как проявляется и удовлетворяется потребность в уважении? 7. Какие существуют концепции смысла жизни? 8. В чем состоит потребность в самоактуализации (по А. Маслоу)? 9. Проанализируйте, в чем могут состоять особенности спроса на услуги у людей-самоактуализаторов? 10. Как удовлетворение или неудовлетворение каждой из перечисленных групп потребностей влияет на отношение к сфере услуг?
Глава 7
«Сервис — это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами или организациями».1 1 Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Романович. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. Потребности человека разнообразны и образуют сложно структурированную систему. Сервисная деятельность также разделяется на большое количество направлений (сфер, форм, секторов и т. п.). Структура сервисной деятельности должна в общих чертах повторять структуру потребностей, соответствовать ей. Так, материальным и духовным потребностям соответствуют два направления сервисной деятельности — материально-ориентированная и духовно-ориентированная. Наличие индивидуальных, групповых и общечеловеческих потребностей выражается в существовании иерархии форм сервисной деятельности, охватывающей различные общности людей: ♦ уровень микрорайона (бытовое обслуживание и ремонт); ♦ уровень района; ♦ уровень города (транспортная система); ♦ уровень региона внутри государства; ♦ уровень отдельного государства (правовые услуги, финансовая система, здравоохранение, образование); ♦ уровень региона, группы государств; ♦ общемировой уровень (на нем пытаются действовать средства массовой информации и сервисные службы транснациональных корпораций). Сфера услуг имеет постоянно развивающуюся структуру. В ней можно выделить крупные направления деятельности, которые сохраняются в течение длительного времени. В России эти направления официально зафиксированы в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93.! Классификатор включает в себя следующие группы услуг: 01 — бытовые услуги; 02 — услуги пассажирского транспорта; 03 — услуги связи; 04 — жилищно-коммунальные услуги; 05 — услуги учреждений культуры; 06 — туристские и эксплуатационные услуги; 07 — услуги физической культуры и спорта; 08 — медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги; 09 — услуги правового характера; 10 — услуги банков; 11 — услуги в системе образования; 12 — услуги торговли и общественного питания, услуги рынков; 80 — прочие услуги. Подробные обзоры основных классификаций услуг содержатся в трудах специалистов Московского государственного университета сервиса2. Так, согласно одной из наиболее распространенных классификаций можно выделить пять укрупненных видов сервисной деятельности: ♦ технический сервис; ♦ технологический сервис; ♦ информационно-коммуникативный сервис; ♦ транспортный сервис; ♦ гуманитарный сервис. Вопрос о методах сервисной деятельности не очень хорошо исследован и требует специальных пояснений. 1 Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. М. 1995. 2 См.: Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Т. 1. Формирование сферы услуг / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко. М.: ВЕГА ИНТЕЛ XXI, 2000; Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. пособие. М;. ГОУ ВПО «МГУО, 2004. Метод — это способ осуществления какой-либо деятельности, совокупность приемов и операций, необходимых для теоретического и практического освоения действительности. В применении к сфере услуг метод сервисной деятельности можно, следовательно, определить как способ оказания услуг, совокупность приемов и операций, позволяющих оказывать услуги и удовлетворять потребности клиента. Обычно на методы деятельности не обращают особого внимания, тем более если они давно сложились и применяются почти автоматически. Однако в сложных и кризисных ситуациях, возникающих в деятельности служб и предприятий, обнаруживается, что специальный анализ и корректировка методов деятельности позволяют повысить ее эффективность, а иногда помогают найти выходы из сложившейся кризисной ситуации. Сервисная деятельность, как и потребности людей, которые она удовлетворяет, отличается сложностью и комплексностью. Поэтому в ней используется большой набор разнообразных методов, связь между которыми может быть отдаленной и опосредованной. Методы удовлетворения потребностей можно, прежде всего, разделить на две группы: общие, применяемые в различных сферах человеческой деятельности, и специфические, которые возникают и разрабатываются именно в сфере сервиса (хотя потом могут частично заимствоваться в других областях деятельности общества). К общим можно отнести, прежде всего, наиболее фундаментальные методы, необходимые для любой успешной деятельности, — метод объективного подхода и метод рассмотрения любых явлений в их изменении и развитии. (На языке философии это материалистический и диалектический методы). На первый взгляд, они могут показаться банальными, само собой разумеющимися. Но это ошибочное, упрощенное мнение. Так, метод объективного подхода требует адекватно, неискаженно осмысливать ситуацию, действовать в соответствии с законами природы, человеческой психики и принимать во внимание закономерности функционирования технических систем. В реальности нередка ситуация, когда руководитель или рядовой работник дают ошибочную оценку происходящему — мнениям и настроениям потребителей, качеству услуги, возможностям техники или коллег по работе, возникающим конфликтным ситуациям и т. п. Общий метод объективного подхода должен быть конкретизирован через специальные методы и методики сервисной деятельности, которые дают возможность принимать правильные решения и достигать поставленных целей. Диалектический метод ориентирует на анализ любой ситуации в ее развитии. Так, если мы будем планировать приобретение технических средств для оказания услуг на основе сегодняшних потребностей, не учитывая их изменений (насколько возможно их предусмотреть), то спустя какое-то время можно оказаться в кризисной ситуации. Поэтому в любой сфере деятельности общества осуществляется прогнозирование и предвидение с учетом направлений изменения существующей ситуации. К общим методам относятся также системный подход, необходимый для организации деятельности в сфере услуг (особенно на долгое время и в крупных масштабах) и близкий к нему синергетический метод (синергетика — общая теория самоорганизации, или теория эволюции и самоорганизации сложных систем). Частные, более конкретные методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей можно, с нашей точки зрения, классифицировать на основе главных видов профессиональной деятельности работников сервиса1: 1. Методы эксплуатационно-технологической деятельности. Сюда входит разработка технологического процесса оказания услуги, зависящего от свойств используемых материалов и от поставленной цели (какой результат мы должны получить). Для услуг, направленных непосредственно на организм человека, необходимы методы воздействия, учитывающие его особенности. 2. Методы производственно-управленческой деятельности. Сюда входят психологические методы организации общения с клиентами и между сотрудниками сферы услуг, экономические (например, статистические) методы планирования и оценки процесса оказания услуги, а также технические методы воздействия на организм человека или на используемые для удовлетворения потребностей приборы и материалы. 3. Проектно-конструкторская деятельность использует специфические методы конструирования и проектирования, методы сбора и анализа информации. 4. Методы экспертно-аудиторской деятельности — это методы тестирования, оценки, измерения и сравнения приемов и результатов оказания услуги с существующими нормами и стандартами. 5. Методы научно-исследовательской деятельности в сервисологии -это в основном общенаучные методы наблюдения, эксперимента, моделирования, анализ, синтез, метод системного анализа. Специфика сферы услуг проявляется здесь в разработке особых стратегий и алгоритмов обслуживания: связанные с ними методы используются только в сервисной деятельности. Таким образом, методология сервисной деятельности представляет собой синтез сложного набора общих и специфических методов, представляющих практически все сферы человеческой деятельности. Только такой комплексный подход создает условия для качественного удовлетворения потребностей человека. 1 См., например: Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию). Указ. изд. С. 31-32.
Литература к главе 7 1. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. М., 1995. 2. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Романович. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. 3. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисоло-гию): Учеб. пособие. М: ГОУВПО «МГУС», 2004. 4. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко, Т. 1. Формирование сферы услуг. М: БЕГА ИНТЕЛ XXI, 2000. 5. Черников В. Г. Человек и его потребности / Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003. 6. Хаксевер К., Рендер Б., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг: Пер. с англ. / Под ред. В. В. КулибановоЙ. СПб.: Питер, 2002.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |