Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2 3 страница. Хронический недостаток средств на строительство и ремонт, произвол в их распределении, необоснованное размещение сети организаций культуры привели к тому




Хронический недостаток средств на строительство и ремонт, произвол в их распределении, необоснованное размещение сети организаций культуры привели к тому, что неравномерность дислокации сочетается с высокой степенью износа (как физического, так и морального) зданий и оборудования. Учитывая это, подчеркнем, что развитие материальной базы культуры должно происходить по двум направлениям. Во-первых, следует повышать уровень обеспеченности населения культурными благами, для чего необходимо строить новые здания. Во-вторых, нужно постоянное обновление существующих фондов, которое происходит как за счет капитального ремонта, реновации, так и увеличения размера выбытия.

Все показатели развития материальной базы культуры оказываются тесно связаны между собой. Так, выделение из государственного бюджета средств на строительство новых зданий прямо влияет на уровень морального и физического износа используемых фондов, составлявший в середине 80-х гг. от 28 до 55%12. Можно только предположить реальный износ указанных фондов к настоящему времени, когда новое строительство в сфере культуры почти не ведется, а капитальный ремонт и реставрация существующих зданий за неимением средств почти полностью приостановлены. При этом на размеры выбытия оказывает влияние и уровень обеспеченности населения соответствующими благами.

Известно, что в соотношении спроса и предложения цены играют ключевую роль. «При изменении цен и продавцы и покупатели меняют свое поведение, чтобы "воспользоваться выгодами" новой ситуации, о которой сигнализируют новые цены. Именно это приводит рынки в равновесие и превращает достижение собственных целей в сотрудничество». «Фиксация цен равносильна отключению механизма социальной координации». Долгие годы именно это происходило в отечественной культуре, в результате чего многие здания не использовались в полной мере из-за невыгодности сдачи их в аренду по фиксированным ценам. В то же время многие коллективы не могли получить зал, даже когда они готовы были заплатить запрашиваемую цену — возник дефицит фондов при их неполном использовании.

С развитием рыночных отношений в культуре часто возникает другая проблема — проблема редкости. Залы для спектаклей, концертов и цирковых представлений должны удовлетворять определенным требованиям. Стоимость же их строительства столь высока, что превращает в событие ввод каждого нового здания культурного назначения. Но если благо является редким, его приходится распределять, т. е. предоставлять помещения в соответствии с некоторыми критериями отбора, что означает появление своеобразной конкуренции.

В рассматриваемой сфере мы сталкиваемся с конкуренцией организаций культуры за право использовать основные фонды. И критерии отбора здесь зависят не только от готовности платить деньги за аренду, но и от социальной полезности результатов деятельности того или иного потребителя фондов. Однако для разных видов аренды роль платы будет различной. Если для разовой или краткосрочной аренды доходы сдающей организации играют решающую роль, то для долгосрочной аренды и продажи фондов большую роль будет играть социальная полезность дальнейшего использования фондов. И все же конкуренция между покупателями, как правило, приводит к повышению цены редкого блага. Надо учитывать, правда, что увеличение спроса на помещение может повысить затраты на его приобретение (аренду) лишь постольку, поскольку не вызывает роста величины предложения.

Посмотрим, что происходит с равновесными ценами фондов по мере увеличения спроса на них, и наоборот, какова ценовая эластичность спроса для различных видов аренды и покупки фондов. При разовой аренде предложение может существенно увеличиваться за счет приспособленных помещений. В то же время падение спроса не является катастрофой для владельцев зданий. У них существует ряд альтернативных возможностей для использования тех же помещений. То есть равновесная цена в этом случае меньше подвержена колебаниям, чем при других формах спроса.

Если же возможности предложения исчерпаны и цены все же повышаются с ростом спроса, то величина спроса, по всей вероятности, будет достаточно чутко на них реагировать до тех пор, пока выступление будет приносить доход (или, по крайней мере, не будет убыточным), т. к. экономическая заинтересованность коллектива является здесь определяющей. В целом можно предположить, что спрос эластичен на определенном ценовом отрезке.

При краткосрочной аренде рост предложения ограничен из-за более высоких требований к помещению. Однако существуют и возможности расширить предложение. А именно - можно изменить маршрут гастролей. В конкуренцию тогда вступают театральные, концертные и другие приспособленные здания разных городов, областей, республик. При этом существенную роль играет степень ограниченности рынка. Наличие больших перепадов в ценах на одинаковые (по коммерческой вместимости) здания снижает эластичность спроса. Высокая социальная значимость гастрольной деятельности обуславливает возрастание роли государства в формировании соответствующих цен. По этой причине и эластичность потребительского спроса должна быть невысокой. Повсеместное сворачивание гастролей, наблюдаемое сегодня, лишний раз свидетельствует о недостаточной общественной поддержке этого вида культурной деятельности.

При длительной аренде (лизинге) колебания спроса и предложения очень незначительны. Увеличение спроса означает появление новых организаций культуры, претендующих на определенное здание. Рост предложения — строительство новых зданий. То и другое - события в жизни региона. И главную роль в распределении здесь играют не цены, а социальный фактор. Так что можно предположить, что для этого вида аренды спрос по цене не эластичен.

Цена основных фондов формируется на общем рынке недвижимости. Если исключить социальный фактор, то цена на основные фонды будет зависеть и от предельных затрат на переброску ресурсов из сферы их нынешнего приложения в производство того блага (здания, оборудования культурного назначения), на которое увеличился спрос. Усложняют ситуацию высокие сроки строительства подобных зданий. Правда, в конкуренцию могут вступить и уже построенные здания, нуждающиеся в реконструкции или перестройке, но количество их очень невелико. Это приводит к выводу, что, хотя и существует теоретическая возможность создания новых основных фондов, все же на практике возможности расширения предложения явно ограничены, а спрос в данном случае высоко эластичен.

Утверждение о том, что для рыночного хозяйства характерно усреднение потребностей, в то время как в культуре особенно ценным является индивидуальность и неповторимость, частично справедливо и для основных фондов организаций культуры. Когда мы говорим о театральном или концертном зале, то представляем себе не только площадку, удобную для зрителей и исполнителей, но и уникальное здание, создающее определенную атмосферу.

Конечно, существует потребность и в маленьких залах театров-студий, и в стадионах для эстрадных концертов. Но все же основной заботой для государства должна быть поддержка (своевременный ремонт, модернизация, реставрация, восстановление зданий и оборудования) уникальных, построенных по индивидуальным проектам, зачастую являющихся историко-архитектурными памятниками театров и концертных залов.

Специфика основных фондов организаций культуры определяет и решение вопроса о собственности. Если здание является памятником культурного наследия, историческим достоянием, прямой обязанностью государства является создание таких условий, при которых основным фондам будут обеспечены сохранность и эффективное использование. Государственная активность должна способствовать сохранению зданий и сооружений культурного назначения независимо от их принадлежности тому или иному собственнику. Срок эксплуатации таких зданий обычно очень высок. За период их функционирования в них могут работать различные коллективы - преуспевающие или, наоборот, влачащие жалкое существование, но состояние основных фондов не должно зависеть от финансового положения занимающего их коллектива. Необходимо также учитывать, что основные фонды культуры обладают высокой социальной полезностью.

Если на стадии строительства новых зданий финансирование практически полностью осуществляется государством, то на стадии их эксплуатации участие в финансировании должны принимать и организации культуры. Отсюда вытекают и два направления государственной активности. С одной стороны, обязанностью государства является выделение соответствующих финансовых и материальных ресурсов, с другой, государственная активность Должна стимулировать администрацию творческого коллектива использовать собственные доходы на модернизацию и реконструкцию используемых фондов, а также на участие в оплате собственных эксплуатационных расходов (например, с помощью налоговых льгот или освобождения от налогов средств, идущих на содержание основных фондов).

Влияние государства на величину затрат на основныe фонды различно для каждого вида спроса. Так, при проведении разовых выступлений размер арендной платы формируется без учета эксплуатационных расходов на содержание фондов (как правило, это стоимость отмены спектакля или концерта). То есть цену аренды для творческого коллектива определяет индивидуальная полезность данной площадки для потребителя. Следовательно, участие общества в покрытии расходов в данном случае сводится к минимуму. Другая ситуация складывается для спроса второго вида (т. е. при гастрольных или выездных спектаклях). Недостаток основных фондов на той или иной территории, нехватка собственных творческих коллективов или их невысокий профессиональный уровень, а также необходимость большего разнообразия в предоставлении культурных благ определяют высокую социальную значимость таких выступлений. И чем ниже индивидуальная полезность таких выступлений для самих коллективов (низкие доходы, сложные условия работы), тем выше должна быть доля государственного финансирования гастрольной деятельности, в том числе и в оплате аренды помещения.

Для длительной аренды помещения положение принципиально другое. Здесь речь идет не о стимулировании определенного вида деятельности, а о сохранности зданий, сооружений и оборудования. Именно для этого вида спроса необходимо создание системы нормативов целевых бюджетных ассигнований, а также эффективного привлечения спонсоров и меценатов. Причем для определения целевых бюджетных нормативов необходимо:

- провести переоценку основных фондов с тем, чтобы амортизация на капитальный ремонт и восстановление соответствовали реальным затратам на их осуществление;

- пересмотреть нормативы затрат на эксплуатацию основных фондов;

- определить стоимость реставрации основных фондов и разработать программы, средства на которые целесообразно получать путем привлечения спонсоров;

- разработать программу поддержки строительной базы.

Необходимо также создать механизм стимулирования использования собственных доходов для содержания основных фондов. Система налоговых льгот должна исходить из того, что собственные деньги организации культуры будут расходовать на содержание фондов, им не принадлежащих. Поэтому должен быть обеспечен режим наибольшего благоприятствования подобному расходованию средств.

Для спроса последнего вида - покупки основных фондов - цена должна формироваться в основном с учетом индивидуальной полезности для покупателя, т. к. у потребителя не может быть экономической заинтересованности в сохранении основных фондов дольше срока функционирования коллектива в случае приобретения фондов бесплатно или за низкую плату. Владелец фондов будет стремиться максимально использовать их, не заботясь о возвращении затраченного капитала. «Когда ресурсы недооценены, они редко используются бережно и обдуманно. При низких затратах стимулы к экономии ресурсов действуют слабо».

В то же время инвестор, вложивший собственные средства в приобретение основных фондов, будет заинтересован в содержании зданий и оборудования в таком состоянии, которое позволит ему в любой момент вернуть затраченный капитал. Необходимо, кроме того, учитывать, что для всех видов аренды ее уровень так или иначе отразится на конечной цене культурных благ. И снижая уровень затрат на аренду и эксплуатацию основных фондов, государство решает свои социальные задачи — увеличивает доступность для всех групп населения соответствующих благ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.