Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности факторных рынков в сфере культуры




7.5

Другие формы поддержки культурной деятельности. Продолжение теоретического описания общей системы финансирования культуры требует рассмотрения возможных методов поддержки всех прямых участников культурной деятельности. Поэтому в дополнение к проанализированным ранее механизмам бюджетного финансирования производителей культурных благ теперь следует остановиться на поддержке потребителей этих благ, а также создателей, собирателей и хранителей культурных ценностей. При этом ясно, что формы финансирования, как и способы распределения соответствующих средств, могут быть различными. Рассмотрим четыре «среза» данной проблемы: модели бюджетного финансирования участников культурной деятельности, не имеющих статуса юридического лица; организацию специальных фондов поддержки культуры и искусства; механизмы социальных трансфертов, обеспечивающие взаимодействие бюджетов разных уровней; политику налогового протекционизма.

Поддержка потребителей культурных благ. Выбор оптимальных способов поддержки потребителей между ценовыми субвенциями производителя и денежными доплатами к личным доходам потребителей является одним из важнейших вопросов концепции экономической социодинамики. На разных этапах экономического развития и применительно к разным товарам он может решаться по-своему4. В наиболее общем виде современная практика культурной деятельности допускает одновременное существование дополняющих друг друга государственных субсидий производителям культурных услуг и адресной поддержки социально-слабых групп населения.

При этом поддержка потребителей может быть обеспечена двояким образом: в результате установления доплат к личным доходам граждан и на основе так называемых социальных трансфертов. Опыт ряда стран свидетельствует о целесообразности использования именно социальных трансфертов, которые непосредственно из государственного бюджета направляются нуждающимся лицам в форме ваучеров на оплату коммунальных услуг, талонов на питание, субсидий на оплату медицинских услуг или «культурных ваучеров»*.

Реализация этого непростого, но весьма эффективного способа поддержки потребителей предполагает определение критериев выделения малоимущих и социально-незащищенных групп граждан, условий и порядка предоставления им «культурных ваучеров», размеров и процедур финансового обеспечения «культурных ваучеров», механизма их обмена на бюджетные средства для организаций культуры. Данный механизм может быть реализован на Региональном уровне за счет средств республиканских, краевых, областных и муниципальных бюджетов.

Поддержка собирателей и хранителей культурного наследия. Еще одним направлением государственных расходов на культуру является наличие «бюджетной доли» в затратах на обеспечение сохранности культурного и исторического наследия. В данном случае речь идет о применении органами культуры принципа «встречных субсидий» для поддержки частных коллекционеров, а также реставрационной и восстановительно-охранной деятельности в отношении недвижимых памятников культуры, находящихся в частном владении. Указанные бюджетные ресурсы могут предоставляться частным лицам при гарантированном расходовании их личных средств в определенной пропорции, установленной соответствующим нормативом (норматив встречных субсидий). Опыт европейских стран демонстрирует плодотворность подобных мер*.

Поддержка создателей культурных ценностей. Мы уже говорили о такой широко применяемой процедуре, как финансирование культуры на основе принципа «на расстоянии вытянутой руки». Речь идет об организации самоуправляемых фондов для поддержки создателей культурных ценностей. Здесь могут существовать различные фонды, обеспечивающие поддержку искусства (театр, музыка, изобразительное искусство), культурного наследия (музеи, библиотеки, недвижимые памятники культуры), а также науки и образования (научные учреждения и учебные заведения в сфере культуры). Вполне допустимым вариантом является и создание общего фонда поддержки культурной деятельности. За последние полвека в большинстве европейских и в североамериканских странах появились подобные фонды поддержки культуры. В России такого рода фонды созданы лишь для поддержки науки (РФФИ и РГНФ).

Продолжая теоретическое описание механизмов поддержки культурной деятельности, отметим, что многоканальная система финансирования культуры, кроме всего прочего, способна обслуживать политику социально-культурного партнерства. Речь идет о долевом финансировании культурных проектов и программ, а также о системе межбюджетных трансфертов. Широкое использование принципа встречных дотаций (субсидий вызова) применительно к культурным проектам и программам, имеющим значение для всей страны, а также межрегиональный или межведомственный характер, позволяет поддерживать важные и зачастую совершенно новые культурные инициативы, не вписывающиеся в традиционные рамки действующей системы.

Долевое финансирование культурных проектов. Экономическая теория и культурная практика ясно продемонстрировали, что долевое участие бюджетов разных уровней в «субсидиях вызова» может способствовать решению ряда проблем, связанных с выставочной и гастрольной деятельностью, с финансированием других проектов, требующих объединения возможностей всех заинтересованных сторон, включая местные и центральные органы управления, спонсоров и самоуправляемые фонды поддержки культуры. Техническое обеспечение этого вида социально-культурного партнерства предполагает разработку соответствующих нормативов встречных субсидий и порядка их выделения. Другими формами взаимодействия бюджетов разных уровней в области финансирования культуры являются межбюджетные трансферты, которые делят обычно на два основных типа: общие и специальные трансферты.

Универсальный (общий) трансферт. Согласно теории — это трансферт, которым реципиент (бюджет более низкого уровня) вправе распоряжаться как собственными доходами. Единственным ограничением здесь может быть общее требование использовать его для финансирования культурной деятельности. Донор (бюджет более высокого уровня) берет на себя обязательства формировать фонд общих трансфертов за счет собственных доходов (обычно нескольких видов налоговых поступлений) и регулярно предавать указанные средства реципиенту.

Указанная программа, как правило, должна носить долгосрочный характер и гарантировать реципиенту устойчивое поступление средств, если его бюджетные показатели соответствуют определенным критериям. От реципиента не требуется ни ежегодной подачи заявки на трансферт, ни встречного финансирования. Его права должны быть гарантированы законом. Целью общего трансферта служит увеличение доходов региональных бюджетов (повышение относительно низкого налогового потенциала) и сглаживание горизонтальных бюджетных дисбалансов, обусловленных объективными причинами неодинакового положения Региональных бюджетов.

Целевые (специальные) трансферты — это трансферты, которые, также согласно теории, предназначены Для выполнения определенных задач и имеют оговоренные условия финансирования. Такими условиями служат либо требование встречного финансирования культурной деятельности, либо обязательство региональных властей придерживаться определенных бюджетных показателей (например, сохранять достигнутый до получения трансферта уровень собственных бюджетных расходов на культуру). При этом практика выделяет три вида таких трансфертов: нормативные, проектные и трансферты с открытым финансированием.

Величина нормативного трансферта рассчитывается по установленным нормативам и предполагает образование соответствующего фонда на долгосрочной основе за счет ресурсов бюджета более высокого уровня. Права на его получение обычно оговариваются в соответствующем законе, и заявки от региональных властей не требуется. Проектные трансферты предназначены непосредственно для финансирования конкретных культурных проектов, и их величина определяется исходя из планируемого объема затрат. Предоставление трансферта может производиться на конкурсной основе. Трансферт с открытым финансированием — это, как правило, нормативный трансферт, компенсирующий региональным бюджетам определенную часть их фактических расходов на культуру. Право на получение такого трансферта также должно быть гарантировано законом. Этот вид трансфертов применяется в основном для финансирования программ поддержки малоимущих и социально незащищенных групп населения.

В целом же совместные формы финансирования позволяют экономить средства центрального (федерального) бюджета за счет привлечения бюджетных ресурсов регионов и тем самым значительно увеличивать общие расходы на культурную деятельность. При этом трансфертные системы служат важным инструментом регулирования объема и структуры расходов региональных бюджетов.

Еще одним элементом многоканальной системы финансирования культуры, дополняющим механизмы прямых бюджетных ассигнований, служат методы налогового протекционизма, обеспечивающие социальную опеку прямых участников культурной деятельности. Речь идет о предоставлении налоговых льгот некоммерческим организациям, производящим продукты культуры, а также потребителям культурных благ, создателям культурных ценностей, собирателям и хранителям культурного наследия. К косвенным участникам культурной деятельности применяются, как правило, иные принципы: налоговые льготы для предприятий спонсоров и, наоборот, введение специальных налогов для юридических лиц (маркированные налоги), безвозмездно присваивающих вторичный эффект продуктов культуры.

Налоговые льготы организациям культуры дифференцируются, как правило, в зависимости от организационно-правового статуса организаций. Некоммерческие организации культуры, не преследующие цель извлекать прибыли, могут быть полностью освобождены от всех видов налогов, сборов, пошлин и иных платежей в части их основной деятельности, направленной на достижение уставных целей. Всем иным организациям культуры, целью которых является получение прибыли, могут предоставляться льготы по уплате налогов в случае инвестирования указанных средств в культурную деятельность. Практика ряда стран показывает, что установление налоговых льгот требует решения ряда технических вопросов, связанных с определением перечня направлений культурной деятельности, инвестирование которых дает право на льготы, с выработкой механизмов предоставления указанных льгот и порядка соответствующей отчетности.

Налоговые льготы потребителям культурных благ. Теоретически одним из важных элементов политики налогового протекционизма могут стать налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам - потребителям культурных благ. Указанные льготы обеспечиваются в результате сокращения подоходного налога физических лиц на всю сумму (или часть) их расходов, связанных с прямым потреблением культурных благ (покупка билетов в театры, концерты, музеи и выставки, произведений искусства и т. п.)*. Реализация данного предложения также требует решения ряда технических вопросов, связанных с определением перечня культурных благ, потребление которых дает право на льготы по подоходному налогу, с выработкой механизмов предоставления указанных льгот и порядка соответствующей отчетности.

Налоговые льготы собирателям и хранителям культурного наследия. Принимая во внимание специфику Деятельности коллекционеров, их «производственные расходы», связанные с поиском и приобретением художественных ценностей, для них также могут устанавливаться налоговые льготы. Соответствующие льготы предоставляются обычно в форме сокращения облагаемой налогом части их дохода на сумму расходов, связанных с приобретением культурных ценностей. Аналогичные льготы могут быть предоставлены всем собирателям и хранителям культурного наследия. Другой вид налоговых льгот для коллекционеров связан с их благотворительной деятельностью. Здесь также может быть сокращена облагаемая налогом часть дохода коллекционера на сумму (или часть суммы), равную рыночной стоимости его дара государственному музею или другому государственному учреждению. Пример США в этом отношении демонстрирует самые широкие возможности.

Налоговые льготы создателям культурных ценностей. Учитывая специфику творческого труда и нерегулярность гонораров многих создателей культурных ценностей, для них, как правило, устанавливается особый вид налоговых льгот. Указанные льготы обычно предоставляются в форме увеличения необлагаемой налогом части дохода, в том числе в результате учета «производственных расходов», сокращения действующих ставок подоходного налога по всем видам гонораров работников культуры, а также на основе распределения полученного дохода на период более одного года (от трех до пяти лет). И здесь практика европейских государств весьма обширна. Некоторые льготы подобного рода присутствуют и в российской налоговой системе.

Налоговые льготы спонсорам культуры. Принимая во внимание необходимость стимулирования спонсорской деятельности, большинство зарубежных стран вводит для них соответствующие льготы. Указанная мера реализуется обычно с использованием стандартного инструментария «налоговых сокращений» — уменьшения налогооблагаемой базы на величину спонсорских взносов на культурную деятельность. В последнее время все чаще и чаще обсуждается возможность изменения содержания налоговой льготы для спонсоров. Вместо распространенного «разрешения списать на издержки» сумму спонсорских взносов предлагается перейти к прямому финансированию культурной деятельности за счет части средств, предназначенных на уплату налогов.

Введение специальных налогов (налогообложение косвенных потребителей продуктов культуры). Маркированный налог «культурная рента» может быть установлен в виде определенного процента с доходов от:

- объема реализации товаров и услуг, продажа которых осуществляется на территории культурных центров, памятников культуры, музеев, заповедников, а также в помещениях организаций культуры;

- объема реализации туристических услуг;

- объема реализации чистых аудио- и видеокассет и аудио-, видеооборудования;

- коммерческой рекламы в средствах массовой информации;

- проведения национальных лотерей.

Плательщиком данного налога являются все юридические лица, не принадлежащие к числу некоммерческих организаций культуры.

Маркированный налог на «культурную недвижимость» может быть установлен в виде определенного процента с доходов от коммерческого использования (включая сдачу в аренду) нежилых помещений памятников культуры, а также помещений организаций культуры. Плательщиком настоящего налога являются все юридические лица, не принадлежащие к числу некоммерческих организаций культуры, а также физические лица, использующие (на правах собственника или арендатора) в коммерческих целях нежилые помещения памятников культуры и учреждений культуры.

Маркированный налог на строительство также устанавливается обычно в виде определенного процента от стоимости строительства и направляется на поддержку культурного наследия для осуществления реставрационных и других работ по восстановлению недвижимых памятников культуры. Плательщиком настоящего налога являются все юридические и физические лица.

Общую схему, отражающую движение финансовых ресурсов культуры и механизмы поддержки культурной деятельности см. на форзаце.

 


Глава 8

В рамках культурной деятельности существует несколько сфер, в которых рыночный механизм имеет свою специфику. Можно выделить исполнительские искусства, конечный продукт которых не имеет вещной формы, неотделим от процесса производства и, соединяясь с условиями потребления, предстает в виде культурной услуги. Услуги нематериального характера предлагают на рынке культурных благ и такие организации культуры, как музеи, галереи, библиотеки, учреждения клубного типа и т. п. Присутствуют на рынке и продукты культуры, имеющие вещную форму, - произведения изобразительного искусства, иные художественные ценности, обладающие материальным носителем и т. п. Указанная специфика конечного продукта культуры определяет особенности факторных рынков в данной сфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.