Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По состоянию на начало 2005 г




13.2.

Порядок и формы финансирования культурной деятельности. Государственная поддержка культурной деятельности осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) бюджетов, исходя из тех предметов ведения и полномочий в области культуры, которые возложены на соответствующие органы власти и органы местного самоуправления Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, федеральными и региональными законодательными актами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вот как, например, определены полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в области культуры Федеральным законом от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"», которые они осуществляют самостоятельно за счет средств своего бюджета:

· охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения;

· организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;

· создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных);

· организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных);

· поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается правительством Российской Федерации).

Этим же законом установлено, что часть этих государственных полномочий может быть передана органам местного самоуправления с передачей им соответствующих материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, объем финансирования культурной деятельности из бюджетов разного уровня связан как с необходимостью финансового обеспечения отдельных полномочий в области культуры, так и с составом и числом учреждений культуры, имущество которых находится в федеральной, региональной или муниципальной собственности. С учетом этих факторов доля федерального бюджета в расходах на культуру составляет 18-20% общих затрат государства на эти цели, доля бюджетов субъектов Российской Федерации 31-33%, местных бюджетов - 41-47%.

Формирование и исполнение бюджета культуры на всех уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также другими законами и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за их исполнением.

Реализация этих принципов возможна лишь при условии единой для бюджетной системы группировки доходов и расходов, используемой для составления и выполнения бюджетов, названной в бюджетном законодательстве бюджетной классификацией. Состав бюджетной классификации изложен в Бюджетном кодексе и подробно расшифрован в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации». Группировка расходов бюджетов всех уровней включает их функциональную экономическую и ведомственную классификацию.

Функциональная классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и состоит из четырех уровней. Первый уровень - разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства, второй уровень - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Третий уровень - целевые статьи, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетов в пределах подразделов. Четвертый уровень - виды расходов - определяет направления финансирования расходов.

В соответствии с бюджетной классификацией, введенной с 2005 г., расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации объединены в один раздел бюджета, которому установлен код 08. В качестве подразделов выделены расходы на: культуру - код 0801, кинематографию - код 0802, телевидение и радиовещание - код 0803, периодическую печать и издательство - код 0804, прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации — код 0805, другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации - код 0806. Перечень целевых статей и видов расходов функциональной классификации, применяемой при планировании бюджета и отчете об его исполнении в сфере культуры кинематографии и средств массовой информации, приведен в таблице 13.3.

 

Таблица 13.3. Функциональная классификация расходов на культуру, кинематографию и средства массовой информации

 

Уровень функциональной классификации Код Наименование
Первый уровень
Раздел 08. Культура, кинематография и средства массовой информации
Второй уровень
Подразделы 08.01. Культура и искусство
  08.02. Кинематография
  08.03. Телевидение и радиовещание
  08.04. Периодическая печать и издательства
  08.05. Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации
  08.06. Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации
Третий уровень
Целевые статьи расходов   Федеральные целевые программы
    Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации
    Музеи и постоянные выставки
    Библиотеки
    Театры, цирки и другие организации исполнительских искусств
    Мероприятия в сфере культуры и средств массовой информации
    Телерадиокомпании
    Издательства
    Периодическая печать
    Прикладные научные исследования и разработки
    Руководство и управление в сфере установленных функций
    Международное сотрудничество
    Информационные агентства
  Четвертый уровень
  Виды расходов   Центральный аппарат
      Территориальные органы
      Обеспечение мероприятий, предусмотренных соглашениями с международными финансовыми организациями
      Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд отрасли
      Субвенции на гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации
      Поддержка и сохранение Архивного фонда
      Строительство объектов для нужд отрасли
      Строительство объектов общегражданского назначения
      Обеспечение деятельности подведомственных организаций
      Премии в области литературы и искусства, образования, печатных средств массовой информации, науки и техники и иные поощрения за особые заслуги перед государством
      Обеспечение деятельности особо ценных объектов (учреждений) культурного наследия народов Российской Федерации
      Государственная поддержка в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации
         

 

 

Экономическая классификация расходов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию и состоит из групп, статей и подстатей расходов. Порядок распределения расходов по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации утверждается нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

С течением времени в экономическую классификацию вносятся поправки, направленные как на сокращение числа статей и подстатей, что создает возможности для более гибкого и рационального использования финансовых ресурсов, так и на увеличение их числа, что существенно ограничивает права получателей бюджетных средств. Последние по времени изменения и дополнения в бюджетную классификацию были внесены в декабре 2004 г. Характер и число внесенных поправок свидетельствуют, что законодатель принял новую идеологию построения экономической классификации расходов бюджета. В ней предусмотрено не только существенное сокращение групп, статей и подстатей расходов, но и иное содержание четырех групп, одиннадцати статей и девятнадцати подстатей расходов.

При планировании расходов бюджета, смет доходов и расходов учреждений культуры и соответственно отчетов об их исполнении используются не все элементы классификации, а только те из них, которые связаны с особенностями сферы культуры, кинематографии и средств массовой информации. Перечень этих элементов приведен в таблице 13.4.

Указания о порядке отнесения бюджетных расходов к тем или иным группам, статьям и подстатьям экономической классификации, введенной с 2005 г., утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации № 114н от 10 декабря 2004 г.

 

Таблица 13.4. Экономическая классификация расходов

  Группа Статья Подстатья
  Код Наименование Код Вид расходов Код Вид расходов
    Расходы   Оплата труда и начисления на оплату труда   Заработная плата
        Прочие выплаты
        Начисления на оплату труда
        Приобретение услуг   Услуги связи
        Транспортные услуги
        Коммунальные услуги
        Арендная плата за пользование имуществом
        Услуги по содержанию имущества
        Прочие услуги
        Обслуживание долговых обязательств*   Обслуживание внутренних долговых обязательств
        Обслуживание внешних долговых обязательств
        Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам *   Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ
        Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств
        Перечисления международным организациям
      Социальное обеспечение   Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения
      Пособия по социальной помощи населению
      Пенсии, пособия, выплачиваемые организациям сектора государственного управления***
      Прочие расходы  
  Поступление нефинансовых активов   Увеличение стоимости основных средств  
  Увеличение стоимости нематериальных активов  
  Увеличение стоимости материальных запасов  
  Поступление финансовых активов   Увеличение задолженности по бюджетным кредитам  
             

 

*В сфере культуры не используется

**В сфере культуры подстатьи 251, 252 не используются

***Подстатья 263 используется только для выплат в секторе государственного управления

 

 

Ведомственная классификация расходов бюджета утверждается при принятии законов о бюджете на предстоящий год. Поскольку в ведении органов культуры находятся детские художественные школы всех видов, училища и высшие учебные заведения культуры и искусства, в ведомственную структуру их бюджета помимо ассигнований по разделу 08 «Культура, кинематография, средства массовой информации» включаются расходы на образование (разд. 07).

Предоставление бюджетных средств на финансирование культурной деятельности может осуществляться в форме ассигнований на содержание бюджетных учреждений, выделения средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам, а также в форме субвенций и субсидий.

В форме государственного или муниципального контракта, т. е. договора, заключаемого органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими уполномоченными ими органами и организациями, а также бюджетными учреждениями, осуществляется финансирование мероприятий, предусмотренных:

· в федеральных и региональных целевых программах в области культуры;

· в планах централизованных мероприятий федеральных, региональных и муниципальных органов культуры на: создание и постановку произведений театрального, музыкального искусства, киноискусства, заказ произведений изобразительного искусства и выставочную деятельность, проведение фестивалей, конкурсов, смотров, организацию гастролей театральных и концертных коллективов и другие цели, учтенные в бюджете.

В форме субвенций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов, могут финансироваться организации культуры, не являющиеся по организационно-правовому статусу учреждениями. Эти же организации могут финансироваться и в форме субсидий, т. е. бюджетных средств, выделяемых на условиях долевого финансирования целевых расходов. В сфере культуры на основе субсидий финансируются организации кинематографии и цирки, а также предоставляются гранты на реализацию конкретных проектов.

Концепцией реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг. предусматривается дальнейшее расширение круга организаций и мероприятий в сфере культуры, кинематографии, радиовещания, телевидения и среда в массовой информации, финансирование которых должно осуществляться на договорной основе.

В соответствии с Бюджетным кодексом все получатели бюджетных средств, т. е. бюджетные учреждения или иные учреждения, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год, свои отношения с бюджетом осуществляют через главного распорядителя бюджетных средств. В сфере культуры на федеральном уровне в этом качестве действовали Министерство культуры Российской Федерации, другие федеральные органы, имеющие в своем ведении федеральные учреждения культуры.

В связи с осуществленной в 2004 г. административной реформой в качестве главных распорядителей бюджетных средств в сфере культуры выступают находящиеся в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное архивное агентство. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. В состав главных распорядителей средств федерального бюджета включаются также отдельные наиболее значимые учреждения культуры и средств массовых коммуникаций - Государственный академический Большой театр России, Государственный Эрмитаж, Госфильмофонд, ИТАР-ТАСС.

Министерство культуры и массовых коммуникаций осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета лишь по ассигнованиям, предусмотренным на содержание самого министерства и реализацию возложенных на него функций. Министерству поручено также вносить в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных федеральной службы и федеральных агентств. В целях выполнения этой функции Концепция реформирования бюджетного сектора предусматривает введение понятия «субъект бюджетного планирования» и определение его статуса.

На региональном и муниципальном уровнях главный распорядитель бюджетных средств в сфере культуры определяется при утверждении бюджета на соответствующий год. Бюджетным кодексом предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств:

· устанавливает задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

· утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

· составляет бюджетную роспись, устанавливающую распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

· осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части целевого использования средств бюджета и своевременного их возврата, а также выполнения заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

· представляет сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Права и обязанности получателей бюджетных средств также установлены Бюджетным кодексом. В частности, они обязаны своевременно подавать заявки и иные документы на получение бюджетных средств, эффективно их расходовать по целевому назначению, своевременно представлять отчет об итогах своей финансовой деятельности. Получатели бюджетных средств имеют право принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей и оформлять соответствующие документы в пределах утвержденной сметы доходов и расходов и доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.