Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доэкспериментальные планы




Кэмпбелл выделяет три доэкспериментальных плана. Два из них другой авторитетный автор МакГиган относит к квазиэксперимен­тальным. Мы будем придерживаться взглядов Кэмпбелла; его книга переведена на русский язык и вышла вторым изданием, учебник же МатсГигана, к сожалению, широкому кругу читателей недоступен.

Кдоэкспериментальным планам относятся: а) исследование еди­ничного случая; б) план с предварительным и итоговым тестирова­нием одной группы и в) сравнение статистических групп.

Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: Х 0. Контроль внешних переменных и независимой перемен-


ной полностью отсутствует. В таком "исследовании" нет никакого материала для сравнения. А ведь с него обычно начинается любая научная работа. Такого рода исследования, как правило, проводятся на первых этапах научной деятельности для сопоставления их ре­зультатов с обыденными представлениями о реальности. Но науч­ной информации они не несут.

План с предварительным и итоговым тестированием одной груп­пы часто применяется в социологических, социально-психологичес­ких и педагогических исследованиях: О, ХО^. В этом плане отсучст-вует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что измене­ния (разница 0, и 0^) зависимой переменной, регистрируемые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой перемен­ной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие "фоновые" события, воздействующие на испытуемых нарав­не с независимой переменной. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект "естественного развития": в течение корот­кого времени — изменение состояния испытуемого (утомление, мо-нотония, скука и др.), а в течение длительного времени — измене­ния личностных черт. Наконец, эффект тестирования — воздейст­вия предыдущего обследования на последующее — может быть еще одним неконтролируемым фактором, влияющим на изменение за­висимой переменной. Можно перечислить и другие источники ар­тефактов — внешние переменные, которые не контролируются этим планом.

Третий вариант доэкспериментального плана — сравнение ста­тистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.

Х О,

Этот план лучше предыдущего хотя бы тем, что позволяет учиты­вать эффект тестирования благодаря введению контрольной груп­пы, а также отчасти контролировать влияние "истории" — фоновых воздействий на испытуемых и ряд других внешних переменных (ин­струментальную погрешность, регрессию и др.). Но с помощью это­го плана невозможно учест ь эффект естественного развития, так как нет материала для сравнения состояния испытуемых на данный мо­мент с начальным (нет предварительного тестирования).

Этотдоэкспериментальный план распространен в психологичес­кой исследовательской практике. Для сравнения результатов кон­трольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стью-дента. Всегда надо иметь в виду, что различия результатов тестиро-

вания могут быть обусловлены не экспериментальным воздействи­ем, а различием состава групп. Эгог план, если отбросить экспери­ментальное воздействие, вполне применим в корреляционном ис­следовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.